С 31 г. до н.э. начинается новая страница в Римской истории - история империи. Конец 1 в. до н.э. - II в. Н.э. время ранней империи (эпоха принципата), расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.
Центром из·учения философии в Римской империи (как и в классической Греции, в эпоху эллинизма) оставались Афины. У римлян по-прежнему были распространены в I - II вв. н.э. стоицизм и эпикурейство. У римской знати особенно популярен был стоицизм (основные представители - Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 н.э.) и император Марк Аврелий (121 - 180). Среди низших слоев общества особенно почитали бродячих философов-киников.
Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.
Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в 1 - II вв. н.э. придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбона (64/63 до Н.э. - 23/24 н.э.), Птолемея (ок. 90 - ок. 160). "Естественную историю", являющуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Младший (61/62 - ок. 114). Больших успехов добилась медицина. Врач Гален. (ок. 130 - ок. 200) производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во II в. н.э. стали заметны признаки регресса. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским еще в III в. до н.э. гелеоцентрической теории, принимается система Пmолемея - геоцентрическая, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.
|
Одно из высочайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней империи. Она представлена целым созвездием имен замечательных писателей: Апулей (р.ок. 124 н.э.), автор авантюрно-аллегорического романа "Метаморфозы" (или "Золотой осел"), Плиний Младший, сатирики Ювенал (ок. 60 - ок. 127), Пеmроний (? - 66 н.э.), Лукиан. (ок. 120 - ок. 190), поэты Вергилий (70 - 19 до н.э.), Гораций (65 до н.э. - 8 н.э.), Овидий (43 до н.э. - ок. 18 н.э.).
Большое влияние на нравы римлян оказала поэзия Горация, прославлявшего чувство такта, меры и достоинства в человеке:
Тот, кто золотой середине верен,
Мудро избежит и убогой кровли,
И того, что в других питает зависть - дивных чертогов.
Чаще треплет вихрь великаны-сосны,
Тяжелей обвал всех высоких башен
И громады гор привлекают чаще молний удары.
Расцвета достигает римская историография: Тит Ливий (59 до н.э. - 17 н.э.), Плиний Старший (23/24 - 79), Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит (ок. 58 - ок. 117), крупнейший римский историк, хотя в эту эпоху она в основном прославляет империю.
К I - II вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, и Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркуламе и Ста6ии, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.
|
В период империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество великолепных портретных статуй, бюстов, рельефных изображений, реалистически передающих черты императоров, военачальников, поэтов, философов и др.
В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерные признаки кризиса античной культуры - низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, падает техническое мастерство.
IV - V вв. н.э. - период поздней империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.
|
История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.
Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии - спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Образ мессии - Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I и в первой половине II в. н.э. появились жизнеописания основоположника новой религии. В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине того же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Вообще следует отметить, что торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.
В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время еще существовали такие поэты, как Авзаний и Клавдиан (ок. 375 - после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан. Марцелин (ок. 330 - ок. 400), для их творчества были характерны подражание старым образцам и чрезмерное увлечение внешней формой.
В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы - базилики.
Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Нарду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.
Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.
Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.
Вопросы для самопроверки
1. Расскажите об основных философских системах античности и крупнейших их представителях.
2. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Расскажите о их творчестве.
3. Расскажите о науке в античных государствах.
4. Какие эпохи можно выделить в истории Древней Греции и Древнего Рима?
5. Охарактеризуйте достижения науки в античных государствах.
Литература
Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Наука, 1985.
Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Мысль, 1989.
Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Искусство, 1992.
Боннар А. Культура Древнего Рима. - М.: Наука, 1985. Т. 1.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990.
Левек П. Эллинистический мир. - М.: Наука, 1989.
Надточиева А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М.: Наука, 1990.
Древние цивилизации. - М.: Мысль, 1989.
Немировский А.И. Рождество Клио: У истоков исторической мысли.
Воронеж, 1986.
Всемирная история. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта, 1993. Т. 1.
Можейко И.В. 7 из 37 чудес. - М.: Наука, 1983.
Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994.
Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1993.