Культура Рима в период империи




С 31 г. до н.э. начинается новая страница в Римской исто­рии - история империи. Конец 1 в. до н.э. - II в. Н.э. ­время ранней империи (эпоха принципата), расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство пре­вращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.

Центром из·учения философии в Римской империи (как и в класси­ческой Греции, в эпоху эллинизма) оставались Афины. У римлян по-прежнему были распространены в I - II вв. н.э. стоицизм и эпикурей­ство. У римской знати особенно популярен был стоицизм (основные представители - Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 н.э.) и император Марк Аврелий (121 - 180). Среди низших слоев общества особенно почитали бродячих философов-киников.

Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров, объявляющихся после смерти боже­ственными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.

Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в 1 - II вв. н.э. придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбо­на (64/63 до Н.э. - 23/24 н.э.), Птолемея (ок. 90 - ок. 160). "Естественную историю", являющуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Младший (61/62 - ок. 114). Больших успехов добилась медицина. Врач Гален. (ок. 130 - ок. 200) производил опыты по изучению дыхания, деятельнос­ти спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во II в. н.э. стали заметны признаки регресса. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским еще в III в. до н.э. гелеоцентричес­кой теории, принимается система Пmолемея - геоцентрическая, соглас­но которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.

Одно из высочайших достижений римской культуры - литерату­ра эпохи ранней империи. Она представлена целым созвездием имен замечательных писателей: Апулей (р.ок. 124 н.э.), автор авантюрно-алле­горического романа "Метаморфозы" (или "Золотой осел"), Плиний Младший, сатирики Ювенал (ок. 60 - ок. 127), Пеmроний (? - 66 н.э.), Лукиан. (ок. 120 - ок. 190), поэты Вергилий (70 - 19 до н.э.), Гораций (65 до н.э. - 8 н.э.), Овидий (43 до н.э. - ок. 18 н.э.).

Большое влияние на нравы римлян оказала поэзия Горация, прославлявшего чувство такта, меры и достоинства в человеке:

Тот, кто золотой середине верен,

Мудро избежит и убогой кровли,

И того, что в других питает зависть - дивных чертогов.

Чаще треплет вихрь великаны-сосны,

Тяжелей обвал всех высоких башен

И громады гор привлекают чаще молний удары.

 

Расцвета достигает римская историография: Тит Ливий (59 до н.э. - 17 н.э.), Плиний Старший (23/24 - 79), Иосиф Флавий, Публий Корнелий, Тацит (ок. 58 - ок. 117), крупнейший римский историк, хотя в эту эпоху она в основном прославляет империю.

К I - II вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфите­атра античного мира, и Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Пре­красные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркуламе и Ста6ии, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.

В период империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество великолепных портретных статуй, бюстов, рельефных изображений, реалистически передающих черты императоров, военачальников, поэтов, философов и др.

В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерные признаки кризиса античной культуры - низ­кий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое рас­пространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, падает техническое мастерство.

IV - V вв. н.э. - период поздней империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату ­ неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республи­канских примет. С установлением домината ситуация в империи несколь­ко нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принци­пами.

Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии - спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Образ мессии - Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I и в первой половине II в. н.э. появились жизнеописания основоположника новой религии. В этот, первый, период своего сущест­вования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в первой половине IV в. христианство превращается в государственную религию, а во второй половине того же века начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Вообще следует отметить, что торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.

В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время еще существовали такие поэты, как Авзаний и Клавдиан (ок. 375 - после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан. Марцелин (ок. 330 - ок. 400), для их творчества были характерны подражание старым образцам и чрезмерное увлечение внешней формой.

В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы - базилики.

Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. Нарду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие анти­чные традиции круглого храма.

Новые художественные черты яснее всего выступают в христиан­ской живописи. В росписях катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее, чем пропорциональная разра­ботка фигур, соблюдение масштабности.

Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византий­ская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, нача­лом Средневековья. На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите об основных философских системах античности и крупнейших их представителях.

2. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архи­тектуры Древней Греции и Древнего Рима. Расскажите о их творчестве.

3. Расскажите о науке в античных государствах.

4. Какие эпохи можно выделить в истории Древней Греции и Древ­него Рима?

5. Охарактеризуйте достижения науки в античных государствах.


 


 


Литература

Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Наука, 1985.

Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Мысль, 1989.

Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Искусство, 1992.

Боннар А. Культура Древнего Рима. - М.: Наука, 1985. Т. 1.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1990.

Левек П. Эллинистический мир. - М.: Наука, 1989.

Надточиева А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М.: Наука, 1990.

Древние цивилизации. - М.: Мысль, 1989.

Немировский А.И. Рождество Клио: У истоков исторической мысли.

Воронеж, 1986.

Всемирная история. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта, 1993. Т. 1.

Можейко И.В. 7 из 37 чудес. - М.: Наука, 1983.

Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. - М.: Советская энциклопедия, 1986.

Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. - Тверь, 1993.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: