Культура Рима в период республики




Культура Древнего Рима

Этрусская культура

Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская. В I тыс. до н.э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.

Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру. Высокого уровня достига­ла и керамика - это "зачерненные" при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искус­ства этрусков характерен реализм - стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благо­даря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.

Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако язык этрусков до сих пор, за исключением только некоторых слов, не расшифрован.

В религии этрусков большое значение имело гадание по внутреннос­тям животных, полету птиц, толкование различных знамений - необыч­ных явлений природы. Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.

Большое влияние на самобытную этрусскую культуру оказали греки, появившиеся здесь в ходе Великой колонизации (VIII - VIвв. до н.э.). Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества все больше и больше приобретали функции и черты греческих, усвоили этруски и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.

Культура Рима в царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. - времени основания города. Первый, царский, пери­од истории охватывает VIII - VI вв. до н.э.. К концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое пос­ледних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимство­ваны были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием ­ внутренним двориком и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема - основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропомор­физму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.

Культура Рима в период республики

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого (534/533 - 510/509 гг. до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой респуб­ликой. Период ранней республики охватывает VI - III вв. до н.э. В это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннин­ского полуострова.

Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоева­ние греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение ораторского искусства. Выступления сенато­ров в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра - по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессио­нальными артистами.

Дальнейшее развитие Римской республики продолжалось в III - I вв. до н.э. С 60-х п. III в. до н.э. Рим вел постоянные войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстанов­ка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению республи­ки. Временная военная диктатура (например, Суллы (138 - 78 гг. до н.э.) или Цезаря (102 или 100 - 44 п. до н.э.) К концу 1 в. до н.э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республи­канской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италий­ского, греческого), что обусловило ее эклектизм.

Начиная с III в. до н.э., особенно большое влияние на римскую ре­лигию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с гре­ческими: Юпитер - с Зевсом, Неnтун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом, Марс - с Арестом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан - с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было. Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изо­бражавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого на­чала. Древнеиталийского происхождения были домашние боги - Лары, Гении, Пенатя. Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считал ось, что новые боги усиливают мощь римлян.

Греческая литература, наряду с народным италийским творчеством. оказала сильное воздействие на становление и развитие римской литературы. Сначала римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были переводы с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливий Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, "Одиссею" Гомера. Переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д. Крупнейший римский писатель конца III - начала II в. до н.э. ­ Плавт (сер. III в. - 184 г. до н.э.). В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие проис­ходит n греческих городах. Несколько позже писал свои комедии Теренций (ок. 125 - 159 п. до н.э.), который в отличие от Плавта старался не использовать римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра. Римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной действительностью.

На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н.э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция и Катулла. Лукрецию (I-я пол. 1 в. до н.э.) принадлежит философская поэма "О природе вещей", излагающая учение Эпикура. Катулл (ок. 87 - 54 п. до н.э.) был мастером лирической поэзии, его перу принадлежат небольшие стихотворения, где описываются различные человеческие чувства.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего (234 - 149 п. до н.э.) "О сельском хозяйстве". Наиболее выдающимися позднереспубликанскими писателями, масте­рами прозы были Варрон и Цицерон. Главное произведение Варрона (116 - 27 гг. до н.э.) "Древности дел божеских и человеческих" ­своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопе­дия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии наиболее знатных граждан, философские произведения. Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) был выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.

Римская историография служила, прежде всего, целям политичес­кой пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней поли­тики Рима. Наибольший вклад в развитие историографии республикан­ской эпохи внесли Саллюстий (86 - ок. 35 гг. до н.э.): "Заговор Кати­лины", "Югуртинская война" и великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь (102 или 100 - 44 ГГ. до н.э.): "Записки о Галльской войне".

Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской фило­софии - наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и осо­бенно греческой. В своих сооружениях римляне стремились подчерк­нуть силу, мощь, величие, подавляющие человека, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принци­пы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с ко­лоннами использовали столбы и пилястры. Во II - I вв. до н.э. начинают широко применять бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооруже­ния - триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Наряду с рабами, разного рода материальными цен­ностями вывозились В Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так, были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксите­ля, Лисиппа, Апеллеса и других видных греческих мастеров. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Большой приток греческих шедев­ров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, ис­пользовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульп­туры, именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью об­разов. Во II - I вв. до н.э. были созданы такие превосходные работы, как "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме аг­рономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона), римский архитектор Витрувий (2-я половина 1 в. до н.э.) написал трактат "Об архитектуре". В Риме появляются и руководства по риторике, где из­лагались основные правила ораторского искусства, особую роль в разви­тии которого сыграл Цицерон. Большое развитие получила юриспруден­ция - наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. до н.э., а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: