Формирование межполушарной асимметрии в онтогенезе




Спецификация полушарий (ФАМП) - распределение психических функций между правым и левым полушарием. Процесс становления асимметрии называется латерализацией. Церебральное доминирование по функциям – это не состояние, а процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека.

Теории становления ассиметрии:

· Эквипотенциальность полушарий - изначально полушария совершенно идентичны в отношении всех функций, в том числе и речевой. (данные о высокой пластичности мозга и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах его развития).

· Прогрессивная латерализация - специализация полушарий существует уже с момента рождения ребенка. (различия в строении речевых зон задолго до формирования речи).

Формирование полушарий происходит не синхронно, что соответствует содержанию навыков и умений, которыми располагают дети. Речь развивается очень быстро от 3 до 6 лет и наблюдается ускоренное развитие левого полушария, после чего - замедление. А правое полушарие несколько отстает в созревании, и начинает догонять левое в период от 8 до 10 лет; окончательное оформление доминировании - к подростковому возрасту.

К настоящему времени вклад наследственности и среды в формирование асимметрии определен не вполне. Обнаружено, что асимметрия полушарий есть у современного и ископаемого человека, у человекообразных обезьян, у новорожденных и плодов (путем дихотического прослушивания и ЭЭГ. +разная реакция на речевую и неречевую инф).

Вывод - доминантность левого полушария по речи потенциально фиксирована, т.е. существует нервный субстрат, приспособленный для переработки речевого типа инф. Однако анатомическая предрасположенность еще не означает окончательной фиксированности функций. Доминирование полушарий зависит от содержания деятельности, при изменении которой возможно сглаживание ФАМП и даже изменение знака на противоположный.

Доминантность по речи окончательно оформляется в процессе психического развития человека. Срок ее становления - 5 лет - критический период овладения языком. А степень асимметрии зависит еще и от речевого стимулирования, полученного в это время, что способствует закреплению изначальной предрасположенности к доминированию. На ранних этапах онтогенеза существует высокая степень реорганизации внутри полушарий и между ними, поэтому до 5 лет можно говорить не об эквипотенциальности полушарий, а скорее о повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая и способствует нарастанию ФАМП. И все же прослеживается отчетливая связь между церебральным доминированием и доминированием руки, исследования проводились и в этой области.

Факторы рукости: средовые, генетические и патологические.

Генетические модели «рукости»:

1) что это качество определяется действием одного гена по закону Менделя. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели.

2) Модель Дж.Леви и Т.Нагилаки. Рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L – в левом полушарии и доминирует, I – в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с).

3) Модель М.Аннет, основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Если данный фактор имеется у индивидуума, последний предрасположен быть правшой. Если фактор отсутствует, человек может быть либо левшой, либо правшой в зависимости от случайных обстоятельств.

Наследственность определяет нормы вариативности, а содержание актуальной ситуации – конкретное распределение доминирования.


20. Характеристика модели Большой Пятерки (FFM, five factor model)

Факторная теория, создана в конце 80х в рамках «лексической модели», продолжающей исследования Г.Оллпорта, Р.Б.Кеттелла, Л.Терстоуна. Модель основана на тех переменных, которые наиболее популярно представлены в языке.

Основная идея - существенные психологические и поведенческие различия обязательно фиксируются в языке, а значит, достаточно изучить выражения, относящиеся к человеческому облику, чтобы быть уверенным в отражении системообразующего ядра личности. Ограничение подхода состоит в том, что трудно определить соотношение различных характеристик без введения «вертикального» и «горизонтального» измерений, задающих основу иерархии внутри системы личности. «Языковую личность» представляют состоящей из 5 наиболее устойчиво определяемых факторов:

· Экстраверсия (вовлеченность) ‑ общительность, напористость или спокойствие, пассивность.

· Доброжелательность (приятность) ‑ доброта, доверчивость, теплота или враждебность, эгоизм, недоверчивость.

· Добросовестность (надежность) ‑ организованность, основательность, надежность или беззаботность, небрежность, ненадежность.

· Эмоциональная стабильность ‑ расслабленность, уравновешенность, устойчивость или невротизм ‑ нервозность, удрученность, раздражительность.

· Культурность, открытость к опыту ‑ спонтанность, креативность или ограниченность, заурядность, узость интересов.

К настоящему времени Модель Большой Пятерки получила свое подтверждение и благодаря психометрическим исследованиям; она является наиболее разрабатываемой, потому что выделенные факторы обладают высокой конвергентной валидностью, проявляясь в различных подходах.

Постулаты пятифакторной теории личности:

1. Все взрослые люди могут быть охарактеризованы специфической комбинацией личностных черт, влияющих на мысли, чувства и поведение (об индивидуальности).

2. Изучаемые черты личности есть эндогенные базовые тенденции (о происхождении).

3. Черты развиваются в детстве, окончательно формируются во взрослом возрасте и сохраняют свою неизменность у адаптированных субъектов (о развитии).

4. Черты организованы иерархически, от узких и специфичных до широких, более общих диспозиций (о структуре).

Критика, в основном, связана с законченностью пятифакторной модели, периодически появляются модели с большим количеством базовых факторов личности. Однако в целом эти факторы остаются именно добавочными; основная структура выглядит универсальной и надкультурной.

Предпринимаются попытки обнаружить мега-факторы личности с более ограниченным числом. Digman образует 2 мегафактора: альфа (социализация) — доброжелательность, добросовестность и эмоциональная стабильность; бета (самоактуализация)— открытость опыту и экстраверсия.

Кросс-культурную устойчивость могут сохранять лишь 3 фактора — экстраверсия, доброжелательность и добросовестность.

Наконец, отдельные авторы предпринимают попытки показать, что статистически все параметры личности коррелируют между собой, а следовательно, возникает потенциальная возможность определения единственного мегафактора личности. Hofstee (2001) назвал этот фактор P-фактором - социальной желательностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: