Иммануил Кант (1724 – 1804) – выдающийся мыслитель, представитель немецкой классической философии, профессор Кенигсбергского университета. Всю свою жизнь он провел в одноименном городе, вел весьма академичный и регулярный образ жизни. Значение Канта как мыслителя состоит в том, что он первым в Германии попытался дать полноценное философское обоснование идеям либерализма с точки зрения утверждавшегося тогда в общественной жизни страны класса буржуазии. Политико-правовая концепция Канта (которую он считал наиболее разработанной частью своего учения) содержатся преимущественно в трудах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве».
Основные моменты его философского и политико-правового учения таковы:
1) Человек представляет собой автономного индивида (он свободен, поскольку его сознание относится к миру «вещей в себе»), обладающего совершенным достоинством и абсолютной ценностью, и не может быть орудием осуществления любых внешних целей («общего блага») и планов по переустройству общества;
2) Человек выступает как субъект нравственного сознания, возвышающийся над природой, и в своем поведении должен руководствоваться требованиями нравственного закона, данного свыше и не зависящего от конкретных обстоятельств;
3) Этот нравственный закон (или категорический императив) требует от человека поступать так, чтобы его поведение было образцом для других людей («максимой, которая бы стала всеобщим законом»), и подчинялось правилу «относиться к человеку всегда как к цели, и никогда – как к средству»;
4) Нравственный закон, подкрепляемый практическим разумом, лежит в основании как этики, так и правовых норм (законодательства) – т.е. в разуме человека изначально заложена способность и воля их создавать. При этом внутренне следование человека требованиям закона есть «моральность», а внешнее следование – законность (легальность);
|
5) Необходимость в законах связана с тем, что далеко не каждый индивид использует данную ему нравственную свободу для воплощения «нравственного закона» (категорического императива), и творит произвол;
6) Право изначально основано на отношениях людей как свободных существ, равных друг другу: «Другие не могут обязать кого - либо к большему, чем то, к чему он со своей стороны может обязать их»;
7) Назначение права – создать условия для реализации в общественной жизни моральных норм и свободы индивида, не давая последней перерасти в произвол – для этого оно должно обладать принудительным характером (необходимость обеспечить императивный характер права – единственное оправдание существования государства);
8) Государство возникает в результате общественного договора, и образующие его индивиды отказываются от абсолютной свободы с целью получить надежные правовые гарантии частичной свободы (т.е. гражданских прав в обмен на выполнение гражданского долга);
9) Целью государства является не удовлетворение материальных потребностей людей и достижение счастья (они могут быть достигнуты в естественном состоянии либо при деспотическом правлении), а приведение его устройства и режима правления в максимальное соответствие с нормами права (“Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим категорическим императивом”);
|
10) Для сохранения доверия к себе со стороны граждан государству необходимо опираться в своей деятельности на нормы права, (своеобразный общественный договор), и не пытаться установить над ними опеку («отеческое правление»). Ибо чрезмерное попечение государства о благе граждан лишает их свободы, самостоятельности и ответственности, разрушает гражданские добродетели и порождает в итоге «величайший деспотизм» – таким образом, Кант выступает здесь в качестве одного из идейных предтеч либеральной идеи «минимального государства»;
11) В рамках государства люди сохраняют правовое равноправие и гражданскую свободу, которая выражается в праве критиковать власть и принимать конституцию, но не обладают правом требовать ответственности правителя за его действия (т.е. речь в данном случае идет о народном суверенитете);
12) Право подраздеяется Кантом на естественное (основывается на априорных или врожденных нравственных принципах), положительное (источником которого является воля законодателя), и справедивость – т.е. стремления людей, не подкрепленные законом;
13) Естественное право подразделяется на частное, регулирующее отношение индивидов как собственников, и публичное, регулирующее взаимоотношение граждан с государством;
14) Всякое государство имеет три власти: законодательную (принадлежит суверенной «коллективной воле народа»), исполнительную (сосредоточенную в руках верховного правителя) и судебную (назначаемую исполнительной). Форма правления при этом не важна, поскольку все дело – в конкретных методах осуществления власти.
|
При этом Кант, делая уступку прусской монархии, отрицает право народа обсуждать объем властных полномочий правителя – который, по его мнению, имеет права, но не обязанности.
Идеи Канта об автономном индивиде, сознательно вступающим в правовые отношения (гражданское общество), и его требование к государства огтказаться от любых форм вмешательства в частную жизнь, помимо обеспечения действия законов – ключевые моменты современной идеологии либерализма. Другая его идея – об обязанности государства строго следовать в своей деятельности нормам права – предвосхищение концепции правового государства. При этом сам Кант не употреблял еще термина «правовое государство », но использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние», и т.п. Само понятие «правого государства» было сформулировано находившимися под его влиянием немецкими юристами 2 - ой половины 19 в. (Р.фон Моль, К.Т.Велькер, Ф.Ю.Шталь, Р.фон Гнейст). Идея же Канта о «вечном мире », установленном соглашением государств с либерально – правовым строем, оказала большое влияние на формирование современной либеральной концепции международного права и международных отношений.