Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839) родился в деревне Черкутино Владимирской губернии в семье младшего духовного чина по фамилии Третьяков. Он окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» (псевдонима) Сперанский и был направлен в числе трех лучших учеников в Санкт – Петербургскую духовную семинарию (с 1797 г. – Академия) в качестве преподавателя математики, физики, риторики и философии. В 23 года становится ректором академии, затем поступает на службу к князю А.Б.Куракину, и вскоре дослуживается до чина татского советника. Впоследствии он был приближен царем Александром 1 ко двору, где занимал ряд высоких должностей, последней из которых была должность государственного секретаря. В 1809 г. отправил царю проект “Введения к уложению государственных законов”, главная идея которого состояла в том, что во избежание революции необходимо радикальное преобразование государственного строя. В результате интриг завистников и недовольства царя его реформаторской деятельностью он был отправлен в отставку и сослан в ссылку (сначала в Ниний Новгород, а затем в Пермь). В 1816 г. был назначен губернатором в Пензу, а в 1819 г. (по ходатайству А.А.Аракчеева) – губернатором Сибири. В 1820 г. получает разрешение вернуться в Санкт – Петербург, а в 1826 г. император Николай 1 поручает ему составление Свода законов Российской империи (4 летний труд, результат которого уложился сначала в 45, а затем переформатирован в 15 томов). Получил за этот огромный труд от Николая 1 Андреевскую звезду.
М.М.Сперанский был европейски образованным человеком, и в своем творчестве опирался на политические теории как античных, так и современных ему европейских мыслителей. Будучи религиозным человеком, он отрицал материалистическое объяснение процесса развития общества и государства, но допускал договорную концепцию государства в качестве гипотезы.
|
Основные моменты его политико-правового учения таковы:
1) Россия в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельный строй; в Новое время – абсолютная монархия, а в современный период находится в фазе промышленного состояния, требующего мирного перехода к конституционным формам правления;
2) Лучшей формой правления для России является конституционная монархия с разделением властей (которые Сперанский называл закон, воля, и исполнение), при которой законодательная власть принадлежит Думе, а исполнительная – монарху (при этом давление на законотворчество Думы исключается);
3) Судебная власть должна осуществляться судебной системой, включающей в себя суды присяжных и возглавляемой высшим судебным органом – т.е. Сенатом;
4) Для согласования деятельности всех ветвей власти создается Государственный совет, часть членов которого избирается, а часть – назначается царем: он имеет права принимать законы, обязательно утверждаемые Государственной Думой;
5) Организация местной власти предполагает создание сверху донизу коллегиальных представительных органов – губернских, уездных и волостных дум, избираемых на многоступенчатой основе;
6) Государственный порядок должен основываться на строгом соблюдении законов, и предоставлении гражданских и политических прав различным слоям населения (крепостничество должно было быть упразднено) – гражданских, политических и владельческих прав на земли дворянам, среднему сословию (формирующейся буржуазии) – гражданских и политических прав в зависимости от имущественного ценза, рабочему народу – только гражданские права.
|
Одновременно предполагалось осуществляемая в два этапа отмена крепостного права (вначале ограничиваются повинности и производится личное освобождение крестьян, а затем к ним возвращается право перехода в Юрьев день), а также реформа государственного аппарата и системы управления (с этой целью были приняты разработанные Сперанским законы «О придворных званиях» (1809) и «Об экзаменах на чин» (1809) – сделать карьеру без сдачи экзаменов и службы для дворян стало невозможным).
Идеи Сперанского вызвали ропот в среде чиновничества и дворянства, и за них он заплатил опалой и ссылкой. Реализация разработанных им проектов произошла частично в правление Александра 2 (Сперанский читал царевичу Александру Николаевичу курс политических наук), а введение конституционной монархии было произведено лишь Манифестом 1905 императора Николая 2. Однако эти меры были запоздалыми и не смогли в сложившейся конкретной ситуации обеспечить эволюционное и правовое развитие российской государственности.