Анархистская политико-правовая доктрина П.-Ж.Прудона




 

Пьер - Жозеф Прудон (1809 – 1865) – один из основателей мелкобуржуазного социализма и анархизма. Родился в Безансоне крестьянина, работавшего на заводе бочаром. Вынужденный с детства зарабатывать себе на кусок хлеба, будущий мыслитель переменил за свою жизнь много профессий - - в частности, был наборщиком в типографии, а впоследствии стал хозяином собственной небольшой типографии. Из - за отсутствия денег в свое время не смог закончить учебу в колледже, но посредством самообразования добился положения профессионального литератора. В 1840 г. Прудон публикует книгу «Что такое собственность?», которая, по словам К.Маркса, отличалась «если не новизной своего содержания, то хотя бы новой и дерзкой манерой говорить старое». В 1846 г. выпустил книгу «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», где были изложены его основные философско-экономические взгляды. Главная черта социально – экономической и политической концепции Прудона состоит в том, что он, критикуя буржуазное общество, в то же время идеализировал мелкую собственность. Он – против буржуазной собственности («собственность есть кража»), и одновременно – за владение, основанное на частном труде. Оценивая мыслителя, лично знакомый с ним К.Маркс писал: «Господин Прудон – с головы до ног философ, экономист мелкой буржуазии. Мелкий буржуа в развитом обществе в силу самого своего положения, с одной стороны, делается социалистом, а с другой – экономистом, то есть он ослеплен великолепием крупной буржуазии и сочувствует страданиям народа. Он в одно и то же время и буржуа, и народ».

Ключевое понятие учения Прудона – анархия, под которой он понимал упразднение всех форм угнетения человека человеком, замену «политической конституции», выгодной только господствующему меньшинству, «социальной конституцией», соответствующей справедливости и природе человека.

При этом сущность социальной революции Х1Х в. Прудон видел в глубоком экономическом перевороте. В ряде своих работ он различал две стадии развития социалистических теорий – «утопическую» и «научную». По его мнению, социализм становится научным, опираясь на прочную экономическую основу. Но что же должно было стать такой основой? В отличие от многих социалистов, Прудон видел корень эксплуатации не в производственных отношениях, основанных на частной собственности, а в системе обращения. Он был убежден, что капиталистическое общество можно перестроить путем реформы системы обращения, а именно путем организации такого обмена, при котором каждому производителю гарантируется полный продукт его труда. Обоснованию такой модели общества и посвящено разработанное Прудоном политико-правовое учение:

 

1) Естественной формой жизни людей является общество, основанное на разделении труда, равенстве людей, их взаимном обмене услугами и результатами труда, договорах, трудовой собственности и свободных объединениях трудящихся (примерно так и выглядит справедливое общество в представлении идеологов анархо-синдикализма);

2) Основой такого общества является «социальная конституция», поддерживающая в равновесии и согласующая индивидуальные интересы людей и экономические силы общества;

3) Такая конституция, основанная на свободе и равенстве, должна установиться в результате глубокого социального переворота;

4) Важнейшей задачей такого социального переворота должно стать упразднение «политической конституции», государства и права, которые несправедливы и неправомерны по следующим причинам:

 

а) отношения власти и управления неизменно предполагают порабощение и эксплуатацию одних людей другими («Управление людей людьми есть рабство… Власть фатально стремится к деспотизму»; «Авторитет, правительство, власть, государство – все эти слова обозначают одну и ту же вещь. Каждый видит в них средство подавления и эксплуатации себе подобных»);

б) класс людей, обладающих политической властью, не занят производительным трудом и не может существовать, не эксплуатируя общество;

в) всякий вышестоящий авторитет неизменно направлен на подавление личности («Правительства есть бич божий для наведения порядка в мире»).

 

5) Не меньший вред обществу наносит право, - поскольку законы издаются для защиты разнообразных интересов, которые бесчисленны и бесконечны, изменчивы и подвижны. От града множащихся правовых актов страдает в первую очередь трудовой народ;

6) Государство не только эксплуатирует общество, но еще и осуществляет тотальный надзор за всеми действиями людей, опутывает их множеством законов, подавляет силой их малейшее недовольство и сопротивление.

В итоге все совершенные преступления, взятые в совокупности, причиняют обществу меньше вреда, чем действия власти;

7) При помощи этого государства буржуазия сохраняет ренту и прибыль, умножает свою собственность. Помимо того, буржуазное государство поддерживает несправедливый обмен, сохраняющий работников в бедности;

8) При этом любые политические преобразования вредны для интересов трудящихся – ибо реальное освобождение им обеспечит мирная и ненасильственная революция, меняющая существующий экономический уклад;

9) Данная революция («экономический переворот») должна включать в себя следующие моменты:

а) Замена политической организации экономической;

б) Замена собственности владением;

в) Распространение идей «позитивной анархии» (самоуправления), постепенно вытесняющего государственную власть;

г) Соблюдение «равенства в средствах производства и эквивалентности в обмене» («сделать человека свободным – значит уравнять его с другими»);

д) Замена государства федерацией свободных ассоциаций производителей, сочетающих индивидуальную и коллективную свободу.

Однако важнейшие решения, согласно Прудону, должны быть приняты в области экономики. Главное здесь заключалось в том, чтобы, сохранив частную трудовую собственность и частное производство, наладить в обществе более справедливый обмен. Средством для организации такого обмена Прудон считал сбытовую кооперацию мелких производителей. Он, в частности, предполагал избавить мелкого производителя от неудобств капиталистического рынка организацией т.н. «менового банка». Этот банк, по замыслу Прудона, должен был принимать все предоставляемые ему товары, выдавая под них беспроцентные ссуды в виде бон, на которые можно было бы получить соответствующие им по стоимости товары. Маркс считал эту идею Прудона «фантазией мелкого буржуа», основанной на «элементарном непонимании необходимой связи между товаром и деньгами» (Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии. Соч., т. 12, ч.1, стр. 72). Сам же Прудон полагал, что осуществление его идеи менового банка сделает излишним государство и что таким образом свершится «мирная революция». В итоге общество мелких производителей, основанное на началах договора, взаимности и обмена услуг, осуществит идеал безначалия или анархии. Свою «теорию взаимности» Прудон именовал мютюэлизмом (от фр. mutuel – взаимный).

 

10) Цель социализма – освободить личность от гнета, эксплуатации и нищеты, от порабощения буржуазией, государством и правом. Поэтому целью социализма как единственного справедливого строя должна стать «автономная личность в автономной общине» – т.е. максимальное раскрытие и раскрепощение человека в коллективе.

 

При этом, что важно, Прудон резко осуждал коммунистическую теорию бабувистов. По его мнению, обобществление имуществ существенно противоречит употреблению наших способностей. Прудон против несправедливости и неравеста капитализма, и одновременно – против подавления свободы при коммунизме (в версии К.Маркса). «Собственность есть эксплуатация слабого сильным, коммунизм – эксплуатация сильного слабым… Коммунизм – это гнет и рабство» - писал он в книге «Что такое собственность?». Следуя этой логике, Прудон отрицал революционные выступления рабочих и необходимость классовой борьбы, был против насильственного свержения капитализма; избранный в период революции 1848 г. в Учредительное собрание, Прудон всячески призывал рабочих к «сдержанности». Рассуждая о будущем справедливом самоуправляющемся обществе, он фактически высказывался за упразднение в нем политики и за замену ее общественным самоуправлением: «Никаких партий больше, никаких авторитетов больше, неограниченная свобода людей и граждан: вот в трех словах все наше политическое и социальное мировоззрение!» («Исповедь революционера»).

Однако с реализацией социалистического идеала на практике у Прудона возникли серьезные затруднения.

В 1849 г. Прудон собирался открыть Народный банк на началах своего теоретического проекта менового банка – однако с уставом, значительно отступавшим от его первоначальных идей. В итоге ему удалось собрать лишь незначительный капитал. В это же время Прудон был арестован за антиправительственные статьи и приговорен судом к 3 – летнему тюремному заключению. После декабрьского переворота 1851 г. мыслитель написал в 1852 г. книгу «Государственный переворот, как показ социальной революции», в которой допускал возможность осуществления народных требований с помощью узурпатора Луи Бонапарта, за что его резко осудил К.Маркс. В 1858 г. Прудон снова был привлечен к суду за выпуск книги «Справедливость в революции и церкви», но бежал из Франции в Брюссель, где прожил до 1862 г. Вернувшись во Франции, в последние годы своей жизни он писал книгу «О политической способности рабочего класса», пропитанную духом разочарования и скептицизма.

 

Как теоретик и в меньшей степени практик, Прудон имел значительное влияние на некоторые группы французских рабочих, а также на некоторых ранних бельгийских, испанских и русских социалистов. Прудонисты составляли большую часть делегатов (от 1/4 до 2/3) на первых трех конгрессах Международного товарищества рабочих (1 - го Интернационала). Их усилиями были приняты резолюции МТР об организации “Народного банка”, о бесплатном кредите и др. В то же время прудонисты активно препятствовали принятию марксистской программы. После Брюссельского конгресса 1868 г. и бесплодной дискуссии о коллективной собственности они распались и всколе почти сошли на нет как отдельное течение в рабочем движении, слившись с анархо – синдикалистами и реформистами. Однако вплоть до сегодняшнего дня и анархисты, и многие социалисты немарксистского толка признают Прудона своим мэтром.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: