Политико – правовое учение Ф.Лассаля и лассальянство




 

В 60 – ые гг. Х1Х в. в Пруссии, в период борьбы либерального бюргерства против полицейской и феодальной реакции в ответ на революцию 1848 г., впервые заявило о себе и рабочее движение Германии. Его очагами стали округа больших индустриальных предприятий в Рейнской области, Саксонии и Силезии. Поскольку рабочие сначала выражали свои требования разрозненно и беспорядочно, их пытались организовать деятели из среды прогрессивной буржуазии. Так, мелкобуржуазный радикал и депутат Шульце – Делич стал разъяснять рабочим значение взаимопомощи и рекомендовал создавать свободные производительные товарищества. Однако эти советы более подходили для мелких мастеров, но не для фабричных и заводских рабочих. Против подобных рекомендаций резко выступил молодой журналист и адвокат Ф.Лассаль, высшеявший «рецепты» Шульце – Делича рабочим.

Фердинанд Лассаль (1825 – 1864) – политический мыслитель, философ и идеолог, один из влиятельнейших руководителей рабочего движения 60 – ых гг 19 в. в Германии. Он родился в г. Бреслау (Вроцлав) в зажиточной еврейской семье. Учился на юриста в Бреславском и Берлинском университетах. Общественная деятельность Лассаля началась в 1846 г. выступлением в качестве адвоката в процессе в защиту графини Гартфельд против произвола ее мужа, влиятельного прусского магната. Процесс тянулся до 1854 г. (с перерывами) и был выигран Лассалем; однако по обвинению в похищении документов, благодаря которым ему удалось выиграть процесс, он был заключен в тюрьму. Параллельно с этим развивалась и его политическая карьера: так, во время революции 1848 г. он руководит подготовкой восстания в Дюссельдорфе. Тогда же он знакомится с К.Марксом, оказавшим на него большое влияние. К этому же времени относится его участие в «Новой рейнской газете». Арестованный в конце 1848 г. за свое участие в подготовке восстания, Лассаль был освобожден в мае 1849 г. Помимо политической деятельности, он активно выступал как философ («Философия Гераклита Темного из Эфеса» (1858), правовед («Система приобретенных прав» (1861) и поэт (трагедия «Генрих фон Зиккинген»). Но главный труд Лассаля, в котором изложены его основные политико-правовые воззрения – «Программа работников» (русский перевод – 1920).

В 1862 г. он выступил против весьма умеренной политики прогрессивной партии по отношению к канцлеру Бисмарку, требуя более решительного воздействия на правительство. Однако это требование не встретило сочувствия со стороны либеральной буржуазии. И тогда Лассаль покидает ряды прогрессистов и решает обратиться к рабочим.

Так, в 1863 г. он разворачивает свою политическую программу в «Гласном ответе» – письме Лейпцигскому рабочему комитету, задачей которого был созыв общегерманского рабочего конгресса. В этом письме Лассаль выдвигает проект создания самостоятельной рабочей партии. Эта партия, по его замыслу, должна была отделиться от прогрессистов, за которыми рабочие до этого шли. Лассаль считал, что политической программой рабочих должно было быть завоевание всеобщего избирательного права, которое бы позволило добиться от властей проведения ряда необходимых реформ. В результате под влиянием Лассаля на рабочем конгрессе в Лейпциге в мае 1863 г. был создан Всеобщий германский рабочий союз, президентом которого на 5 лет с диктаторскими полномочиями избрали самого Лассаля.

Рост числа членов Всеобщего германского рабочего союза (1863 – 1875 гг.), в первое время чрезвычайно бурный, особенно в Рейнской области, оказался однако, не столь значительным, как этого хотелось Лассалю: значительная часть рабочих все еще шла за прогрессистами. Стремясь исправить ситуацию, Лассаль вступил в переговоры с Бисмарком, обещая ему поддержку рабочих при условии, если Бисмарк введет всеобщее избирательное право (что он и сделал в 1871 г. в обмен на поддержку депутатами – лассальянцами инкорпорации в Пруссию Шлезвиг – Голштинии). В переписке с Бисмарком Лассаль даже рассуждал о возможности поддержки рабочим классом монархии, если бы она встала на подлинно революционный и национальный путь «и превратилась бы из монархии привилегированных сословий в социальную и революционную монархию». Однако реализация этих планов была сорвана неожиданной гибелью Лассаля: 13 августа 1864 г. он был смертельно ранен на дуэли дворянином, оспаривавшим у него невесту. Бисмарк в 1878 прекратил политическую игру, введя «исключительный закон против социалистов»: ибо борьбу против либералов он уже выиграл, и социалисты были ему уже не нужны.

Отношения Лассаля и Маркса при этом были достаточно сложны и противоречивы. Талантливый агитатор и пропагандист, Лассаль называл себя учеником Маркса. Зная наизусть «Манифест коммунистической партии» и экономические труды Маркса, он активно и широко пропагандировал его идеи среди рабочих. При этом, являясь выходцем из буржуазии, тяготевшим к аристократическому образу жизни и отличавшимся большим честолюбием, в культурном плане Лассаль до конца жизни оставался чуждым рабочей массе; в свое время на сходные черты в характере «блистательного» Л.Троцкого указывал Ленин, отмечавший его сходство в этом отношении с Лассалем. Одновременно у мыслителя были серьезные расхождения с Марксом в области теории. Так, он не хотел звать рабочий класс к насильственной коммунистической революции, не верил в ее успех и не желал повторения «ужасов июньских дней» (жестокого подавления восстания парижского пролетариата в 1848 г.). Кроме того, значительно отличались от марксистских взгляды Лассаля на сущность и природу государства. Наконец, между лассальянцами и марксистами существовали расхождения по вопросу об отношении к всеобщему избирательному праву. В силу противоречивости политических взглядов в творчестве Лассаля переплетаются элементы учения о политике и праве в духе традиционных буржуазных подходов, идеологов мелкобуржуазного социализма и отдельные идеи в духе Маркса и Энгельса. Оставаясь в области философии последователем Гегеля и Фихте, Лассаль опирался на идеалистическое понимание природы и характера развития общественных отношений. Это, в свою очередь, и предопределило основные моменты его политико-правового учения:

 

1) История человечества – это история борьбы с природой, нищетой, невежеством, бессилием, неволей всякого рода («Постепенное преодоление этого бессилия – вот развитие свободы, которое составляет история»);

2) Организующим и объединяющим началом общества на протяжении всей истории выступает государство;

3) Государство представляет собой надклассовый институт или учреждение, осуществляющий «воспитание и развитие человеческого духа к свободе». Как уже отмечалось, в случае Лассаля это была не столько утопия в духе Гегеля, сколько реальное отражение роли государства в истории Германии в 70 – 80 - ые гг. Х1Х в.;

4) При этом в современном (Лассалю – прим. авт.) общество не соответствует своей цели и сущности, поскольку буржуазия подчиняет государство «грубой материи денег». При помощи имущественного ценза на выборах она фактически превращает государство в своего слугу, охранника, «ночного сторожа»;

 

Это определение («государство – ночной сторож») надолго утвердилось в публицистике и в научной литературе за буржуазных государством, которое в соответствии с доктриной классического либерализма осуществляло только охранительные функции, отказываясь от социальных.

 

5) Государство способно привести рабочий класс к социализму через субсидируемые им «производственные ассоциации». В связи с этим необходим отказ революции и замена ее мирной борьбой на основе всеобщего избирательного права, а также признание приоритета интересов нации перед интересами рабочего класса («Государство принадлежит вам – потому что из вас оно и состоит. Государство – это вы, великая ассоциация беднейших классов»).

В более конкретном экономическом смысле это означает, что Лассаль предполагал сделать всех рабочих предпринимателями, ликвидировав разделение на прибыль капиталиста и заработную плату пролетария. Это, по его мнению, позволит гарантировать рабочему «полный продукт труда» (в духе Прудона) вместо частичного. При этом Лассаль относился отрицательно к борьбе рабочих за частичное улучшение своего положения, исходя из «железного закона заработной платы» (Д.Рикардо), якобы делающего безрезультатной всякую борьбу рабочих за частичные уступки. Согласно Рикардо, в случае повышения заработной платы рабочих неизбежно улучшаются их бытовые условия, растет рождаемость – и, как следствие, увеличивается конкуренция на рынке рабочей силы и снова падает заработная плата. Поэтому вместо борьбы за частичные улучшения рабочим необходимо добиваться от государства субсидий, необходимых для превращения рабочих (большинства общества) в предпринимателей;

6) Для достижения этой цели рабочим необходимо добиться от государства всеобщего избирательного права («единственного средства улучшить материальное положение рабочего сословия») и завоевать власть мирным путем через выборы. Поэтому вместо классовой борьбы необходимо сосредоточиться на агитации за всеобщее избирательное право;

7) Крестьянство и другие непролетарские слои общества не играют никакой революционной роли и на деле являются «сплошной реакционной массой»;

8) Право и конституция представляют собой юридическое воплощение силы в правовых нормах (волюнтаристско – этатистский подход, и одновременно – выражение народного духа и самосознания (это уже пересекается с консервативной «исторической школой права») («Вопрос о конституции есть прежде всего вопрос силы, а не права… Реальная конституция представляет собой действительное соотношение общественных сил страны; писаная конституция только тогда имеет значение и долговечность, когда является точным выражением этого соотношения»).

О преимуществах конкретной формы правления Лассаль не писал, по – видимому, вполне удовлетворяясь современной ему прусской парламентской монархией. При этом в вопросе об объединении Германии Лассаль, считавший, что такое объединение является исторической миссией прусской монархии, сблизился с Бисмарком и прусским юнкерством, и, по мнению Маркса и Энгельса, «на деле изменил партии» (Маркс и Энгельс, Соч. т.25, С. 508). Тем самым, как полагали основоположники марксизма, Лассаль повел рабочее движение на сближение с германским национализмом, и опосредованно – милитаризмом. По словам Ленина, «Лассаль шатался в сторону национально – либеральной рабочей политики… Лассаль поглядывает больше не вниз, а вверх, засматривался на Бисмарка. «Успех» Бисмарка нисколько не оправдывает оппортунизма Лассаля» (Соч. т.18, С. 104).

При этом, несмотря на общее неприятие политической линии Лассаля, оппоненты – марксисты безусловно признавали его место и роль в истории германского рабочего движения. Так, различая Лассаля как теоретика и политического деятеля, Маркс в одном из писем Энгельсу признавал: «Каков бы ни был Лассаль в отношении личном, научном – как политик, он несомненно был одной из самых выдающихся личностей в Германии. Для нас он в настоящее время был очень ненадежным союзником, в будущем же был почти наверное нашим врагом» (Маркс и Энгельс. Письма. Перевод, редакция и примечания В.Адоратского, 4 изд., С. 145 -–146). Как указывал позже Ленин, «в Германии великая историческая заслуга Лассаля состояла в том, что он превратил рабочий класс из хвоста либеральной буржуазии в самостоятельную политическую партию» (Ленин В.И. Сочинения. Т.2, С. 480). После смерти Лассаля рабочее движение Германии развивалось под сильным влиянием лассальянских идей, воплощенных в программе «Всеобщего германского рабочего союза», представлявшего собой мощную силу. В то же время часть рабочих отвергла линию Лассаля и создала самостоятельную рабочую партию (оппозиционная Бисмарку Свободная народная партия – во главе с тяготевшим к марксизму саксонским мастером - токарем А.Бебелем). Но влияние наследия Лассаля было еще сильным - под воздействием лассальянства первая общегерманская марксистская рабочая партия, созданная в г. Эйзенахе в 1869 г. («эйзенахцы»), взяла наименование «социал – демократическая», а также включила в свою программу пункт о государственной помощи производственным товариществам и назвала свою газету «Народное государство». В этот же период времени Всеобщий германский рабочий союз во главе с такими лидерами, как Швейцер, Фрицше, Гезенклевер и др. проводили линию на поддержку объединения Германии; бывший друг Лассаля Л.Бухер стал секретарем Бисмарка и работал над проектом закона о социальном страховании. Во время франко – прусской войны 1870 – 1871 гг. лассальянец Швейцер звал рабочие массы сражаться во имя торжества «истинно немецкого духа», а другие лассальянцы - члены Северо - германского рейхстага – голосовали за военные кредиты.

В 1875 г. «Социал-демократическая рабочая партия Германии», руководство которой (А.Бебель и В.Либкнехт) стояло на позициях марксизма, договорилось об объединении со Всеобщим германским рабочим союзом» на съезде в г. Гота. Подготовленная к съезду программа, наряду с традиционными марксистскими положениями, содержала также целый ряд идей Лассаля (например, идею создания производственных ассоциаций под патронажем государства) за что была подвергнута Марксом уничтожающей критике в работе «Критика Готской программы». В этой работе Маркс, отвергая идею «свободного государства», еще раз подчеркивает значение революции и диктатуры пролетариата в деле освобождения рабочих, утверждая одновременно, что Готская программа «сплошь отравлена свойственным лассальянской секте верноподданническим отношением к государству». Марксова критика вызвала шок среди германских социал – демократов, многие из которых считали Лассаля своим учителем и преклонялись перед ним. Поэтому в ответ на выход «Критики Готской программы» в центральном органе германской социал – демократической партии утверждалось: «Немецкие социал-демократы не являются не марксистами, ни лассальянцами, они – социал-демократы».

Несмотря на эту критику, лассальянская линия прочно утвердилась в мировоззрении германской – социал-демократии. Так, ревизионизм, провозглашенный в конце 90 – ых гг. Х1Х в. Э.Бернштейном, также предполагал отход от идей революционной борьбы к идеям мирной парламентской борьбы и мирного же перехода к социализму («Цель – ничто, движение – все»). Следуя национал – патриотической линии Лассаля, лидеры правого крыла СДПГ (Ф.Эберт, Ф.Шейдеман, Г.Бауэр и др.), с началом Первой мировой войны голосовали в рейхстаге за военные кредиты и поддержку воюющего правительства; в то время как левые социал-демократы (во главе с К.Либкнехтом, Р.Люксембург и К.Цеткин) стояли на позициях пацифизма и интернационализма. По окончании Первой мировой войны правое крыло германской социал-демократии, обосновывая свой национал - патриотизм и отказ от революции, провозгласила знаменитый лозунг «Назад к Лассалю!». Весьма близка по духу к лассальянству была и составленная в 1891 г. К.Каутским «Эрфуртская программа», в которой не было понятия «диктатура пролетариата» и ориентации на революционную борьбу. Таким образом, несмотря на неоднозначность своей исторической роли и влияния, Ф.Лассаль, наряду с Л.Штейном, может рассматриваться в качестве одного из идейных предтеч правого крыла германской социал-демократии и идеологии современной СДПГ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: