Развитие женского движения в мире




 

Во Франции толчком для женского движения явилась Великая французская революция 1789 г. В основном документе, «Декларации прав человека и гражданина» закреплялись принципы революционеров. Его первая же фраза гласила: «Все люди рождаются свободными и равными в правах». Все, без каких бы то ни было исключений. Но эта «Декларация» вступала в противоречие со специальным декретом, урезающим в правах женщин. Чтобы снять это противоречие, законодатели были вынуждены дополнить «Декларацию» целым рядов актов, в которых разъяснялось, кто же в революционной Франции попадает в категорию «свободных и равных». Женщины в нее не попали. Отказ толкователей революционной справедливости признать француженок в качестве полноправных граждан своего отечества привел к возникновению нового общественного явления - движения в защиту политических прав женщин, или феминизма. Среди родоначальниц - француженка Олимпия де Гуж, англичанка Мэри Уоллстонкрафт, американка Абигайль Адамс.

Олимпия де Гуж предложила в 1790 г. «Декларацию прав женщины» по аналогии с «Декларацией прав человека», где потребовала уничтожения всех мужских привилегий. По ее убеждению, «естественное право» предполагает всеобщую свободу, владение собственностью, сопротивление всем формам деспотизма. И женщина ничуть не менее мужчины способна к его отправлению. Единственная преграда для нее - тирания сильного пола. За свой радикализм Олимпия де Гуж расплатилась сполна. В ноябре 1793 г. по ложному доносу ее отправили на гильотину. Наряду с основанной ею газетой «Импасьян», появляются и другие листки, но продержаться им удается недолго. Женские клубы по большей части сливаются с мужскими и поглощаются ими.

«Впервые идеи феминизма были изложены О. де Гуж в «Декларации прав женщины и гражданки» (1792) и в книге Т. фон Гиппеля «Об улучшении гражданских прав женщин» (1792). Представители феминизма требовали обеспечения равенства полов посредством социально-экономической и юридической реформ.

На волне освободительных идей Великой французской революции женщина заявила о себе: «я существую», и второго, наступившего вместе с промышленной революцией XIX века, когда женщина с полным основанием утверждала: «Я работаю, значит, я существую». Это утверждение стало в XIX веке опорой для феминизма, который развивался, осваивая новые идеологические и политические формы, идеи, лозунги. Но какие бы формы он не принимал, его отправной посылкой оставались две фразы. Одна совсем короткая: «Мужчина и женщина - вот социальный индивид», произнесенная Анри де Сен-Симоном. Другая более развернутая: «Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса», - сформулированная Шарлем Фурье.

Великие утописты двумя фразами в сущности создали основу для переворота в общественных представлениях о существе гендерных отношений. Они вышли за пределы суждения о «природном назначении» женщины, нисколько на него не посягая и не оспаривая. Тем самым появилась возможность говорить о том, что помимо репродуктивных, природных функций, у женщин могут быть еще и другие - социальные, гражданские функции, и что все эти функции способны не отрицать, а дополнять друг друга. Отныне речь шла уже не столько о «естественном», сколько о социальном праве женщины, праве на свободу, равенство, братство. Этот теоретический фундамент упрочил все феминистские идейные конструкции.

Под международным женским движением понимается совокупность ряда крупных международных женских организаций, действовавших в Восточной и Западной Европе, и Северной Америке, с целью продвижения идей равноправия полов на уровень принятия государственных решений и в массовое сознание, структурирования женского движения в различных регионах мира.

Международное женское движение, организационно оформившееся в конце XIX - начале ХХ века, было представлено тремя типами организаций: либерально-демократическими - Международным женским советом (МЖС, 1888), Международным женским суфражистским альянсом (МЖСА, 1902), социал-демократическим - Международным женским социалистическим секретариатом (МЖСС, 1907) и международным объединением с узкой социальной направленностью - Международным конгрессом по борьбе с торгом белыми рабынями (1899).

На основе исследования стратегических целей, характерных черт, важнейших направлений, значимых событий целесообразно выделить ряд этапов структурирования женского движения.

-1895 гг. - этап становления. В это время многие женщины Новой Англии стали покидать свои домашние обители. Кто-то активно выступал с лекциями, кто-то занялся политикой, участвуя в женских антирабовладельческих обществах, тысячи женщин нашли себе работу вне дома - на текстильных фабриках. Кроме того, для женщин открыли несколько высших учебных заведений.

Создаваемые в этот период общества преследовали три цели: во-первых, благотворительность, поддержку женщин при включении в профессиональную деятельность; во-вторых, просвещение женщин, обучение их грамоте; в-третьих, борьбу за высшее образование.

Среди наиболее заметных организационных структур выделялись: Общество дешевых квартир, Общество женского труда, Дом трудолюбия для образованных женщин, Женская издательская артель и другие объединения.

Важнейшими событиями рассматриваемого периода являлись гражданские инициативы в борьбе за доступ к высшему образованию. Характерные черты движения на этом этапе - антифеодальная, демократическая направленность; поддержка женщин разных социальных слоев, желающих трудиться; активное сотрудничество с прогрессивно мыслящими мужчинами из числа интеллигенции, общественными и государственными деятелями.

В Великобритании возникали многочисленные женские политические и социальные союзы, которые выступали с различными требованиями: допуск женщин к высшему и профессиональному образованию, предоставление им больших юридических прав, защита материнства и т.д. К примеру, широкий общественный резонанс имела организованная женщинами кампания за отмену законов о венерических заболеваниях, согласно которым полиции портовых и гарнизонных городов предоставлялось право арестовывать и подвергать медицинскому осмотру любую женщину, подозреваемую в занятии проституцией. Это требование в конечном счете было удовлетворено, и законы, действовавшие с 1864 года, отменили в 1886 году. Организованная в 1883 году Маргарет Ллевелин Дэвис Женская гильдия содействия объединяла домохозяек из рабочих кварталов. В центре внимания гильдии стояли вопросы социальной политики, члены ее отстаивали необходимость сохранения и повышения пособий по материнству, различных видов домашней помощи, обеспечения школьными завтраками. В то же время наиболее популярным лозунгом с середины XIX века становится требование равного избирательного права для женщин, ибо в среде активисток движения распространялось убеждение, что оптимальным средством для решения многочисленных проблем может быть только наделение женщин политическими правами на тех же основах, на которых пользовались ими мужчины.

-1906 гг. - этап начавшейся организационной дифференциации и политизации.

К началу XX века активно действовали; социалистки, защищавшие идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью; христианские женские благотворительные общества. В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX - началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу.

Пропорционально растущим знаниям, увеличивается и самосознание женщин, они уже не просто претендуют на равное с мужчинами положение, но порой видят свою главенствующую роль в развитии общества. Так Фрэнсис Райт (1795-1852) в «Курсе публичных лекций» говорит о том, что «какое бы место ни занимали женщины на пути развития рода человеческого, они этот путь определяют», а «мужчинам суждено то возноситься, то низко падать в зависимости от того, высоко или низко положение женщины; и даже облеченные властью, вооруженные знанием, они, в силу особенностей, присущих их полу, всегда находятся на поводу даже у самой заурядной женщины».

И женщины понимали, что нужно искоренять не только неравенство по закону, но и укоренившийся в сознании людей ложный тезис о мужском превосходстве. Об этом пишет Сара М. Гримке (1792-1873). В «Письмах о равенстве полов и положении женщин» она касается вопросов о несправедливой оплате женского труда, о толковании Библии мужчинами в свою пользу, о замужестве, как единственной цели девушки. Она считает неправильным и противоестественным посвящать всю свою жизнь ведению дома и ублажению мужа, и «пока не будет отвергнут тезис о превосходстве мужчин, до тех пор не изменится отношение к женщине ни со стороны общества, ни внутри ее самой, не забрезжит надежда на возрождение ее величия и восстановление прав предопределенных ей как существу разумному и ответственному».

Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в 19 в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру.

Сьюзен Б. Энтони (1820-1906) пишет, что «отсутствие права голоса означает невозможность строить и налаживать свою жизнь или распоряжаться ею. Не имеющие права голоса всегда вынуждены делать ту работу, получать ту заработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, кто имеет право голоса. Не имеющий этого права находится в положении нищего: бери, что дают, иначе не получишь ничего». Считалось, что женщинам не нужно право голоса для защиты самих себя, т. к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин сами зарабатывали себе на жизнь. Они вынуждены были работать в лавках и на фабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах, время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы добиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины. Но не известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали и писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взять расчет и выйти замуж». В случае с мужчинами ни один редактор не решился бы на подобное, потому что понимал: стоит ему высмеять или обличить этих мужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза из этого города, во время следующей избирательной компании проголосуют против кандидатов, за которых ратует этот самый редактор. Если бы женщины могли участвовать в выборах, они бы в своем городке «поддерживали равновесие политических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, как мужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем не менее, хотя три четверти учителей - женщины, почти все они назначаются на второстепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае две трети того, что зарабатывает мужчина. И все дело только в том, что они женщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь, могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны быть наделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция в экономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делает мужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными с мужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса - символе свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состоянии сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: