Анализ формулировок критериев
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение
на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
© все права защищены
Развитие умения создавать аргументированное логичное
Высказывание
Особенности формата сочинения-рассуждения
Рассуждение
– тип речи, используемый для изложения своего взгляда на какую-либо проблему. Рассуждая, автор обозначает тему и приводит доказательства правоты своей точки зрения, своего видения существующего явления или происшедшего события
– обобщенное представление точки зрения говорящего, которая
выражается логически упорядоченно, раскрывается как организованная последовательность суждений и их обоснование
Развитие умения создавать аргументированное логичное высказывание
Тезис и аргумент
Тезис –исходное суждение,истинность которого необходимо доказать в сочинении Главные требования к тезису:
§ определенность, ясность, точность смысла и формулировки
§ на протяжении сочинения каждый тезис (в том числе главная мысль) должен оставаться содержательно равным себе
Типичные ошибки:
§ подмена тезиса;
§ расплывчатость тезиса (использование слов с заведомо расплывчатым значением)
Аргумент –логический довод,истинность которого проверена и доказана практикой
Главные требования к аргументу:
§ истинность, непротиворечивость, достаточность.
§ аргументы должны быть истинны сами по себе и не зависеть от тезиса
© все права защищены
Развитие умения создавать аргументированное логичное
Высказывание
Структура текста - рассуждения
Развитие умения создавать аргументированное логичное высказывание
Доказательства
Виды доказательств с точки зрения формы обоснования:
§ прямые (тезис необходимо следует из аргументов)
§ косвенные (истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложностьутверждаемого антитезиса)
Методы доказательств в рассуждении:
§ дедуктивный метод –доказательство ведется от общего к частному(гипотеза проверяетсянаблюдениями)
§ индуктивный метод –доказательство ведется от частного к общему(на основе фактов делаетсяобщий вывод)
§ ступенчатый метод –последовательное изложение одного вопроса за другим(разъяснивочередную мысль, к ней уже не возвращаются)
§ концентрический метод –аргументы многоступенчаты,группируются вокруг главной проблемы(детально, со всех сторон анализируется одна проблема)
§ метод аналогии –доказательства основываются на сравнении фактов и событий,выявлении ихобщих свойств
Развитие умения создавать аргументированное логичное высказывание
Лексико-грамматические средства
Связи тезиса и аргументов (признаки текстов-рассуждений)
Л | активное использование абстрактной лексики | |
Е | ||
К §
С | § | вводных слов (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, наконец и др.) | |
И | § | предлогов и союзов (потому что, поэтому, вследствие, в продолжение и др.) | |
К | |||
А |
С
И
Н
Т
А
К
С
И
С
Активное использование
§ обстоятельств цели, причины, уступки и следствия
§ сложноподчиненных предложений с придаточными уступки, цели, причины и следствия
§ вопросительных и восклицательных предложений
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного
Материала»