Задание 5. Профиль мышления




Цель задания. Изучение индивидуального профиля мышле­ния уровня и креативности.

Необходимый материал. Тест «Профиль мышления» Дж. Брунера[10].

Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму психического отражения человеком окружающей дейст­вительности, при помощи которой устанавливаются связи и от­ношения между познаваемыми объектами. Тип мышления – это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Независимо от своего типа мышления ка­ждый человек характеризуется также определенным уровнем креативности (степенью развития творческих способностей). Профиль мышления – как доминирующий способ переработки информации – является важнейшей личностной характеристи­кой человека. Он определяет стиль его деятельности, склонно­сти, интересы и профессиональную направленность.

Дж. Брунер выделяет 4 базовых типа мышления, каж­дый из которых обладает специфическими характеристиками.

1. Предметное мышление. Неразрывно связано с непосредст­венной манипуляцией предметом в пространстве и времени. Пре­образование информации осуществляется с помощью предмет­ных действий, для которых существуют физические ограничения. Операции выполняются только последовательно. Результатом является мысль, воплощенная в новой конструкции. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума.

2. Образное мышление. Отделено от предмета в пространстве и во времени. Преобразование информации осуществляется по­средством действий с образами, для него нет физических ограни­чений. Операции можно осуществлять последовательно и одно­временно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим типом мышления обладают люди с художествен­ным складом ума.

3. Знаковое мышление. Преобразование информации осуще­ствляется на основе умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирую­щего существенные отношения между обозначаемыми предме­тами. Этим типом мышления обладают люди с гуманитарным складом ума.

4. Символическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью определенных правил вывода (в ча­стности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим типом мышления обладают люди с ма­тематическим складом ума.

Согласно Д. Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка па другой. Следовательно, при наличии четырех базовых языков имеют место шесть вариантов перевода:

1. Предметно-образный (практический).

2. Предметно-знаковый (гуманитарный).

3. Предметно-символический (операторный).

4. Образно-знаковый (художественный).

5. Образно-символический (технический).

6. Знаково-символический (теоретический).

В каждой из этих шести пар возможны четыре перехода. На­пример, в первой паре возникают следующие переходы:

1) пред­метный переходит в образный;

2) образный переходит в пред­метный;

3) предметный переходит в предметный;

4) образный переходит в образный.

В итоге получаем 24 перехода во всех шести парах. При этом выделяются следующие факторы мышления:

1) практичность — теоретичность;

2) гуманитарность — техничность;

3) художественность — операторность;

4) конкретность — абстрактность.

Порядок работы с тестом.

Экспериментатор зачитывает ут­верждения, а испытуемые в протоколе исследования отмечают свое согласие или несогласие, ставя рядом с номером утвержде­ния знак «+ » или «-».


Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности»
Дж. Брунера

1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал.

2. Я люблю составлять программы для компьютера.

3. Я люблю читать художественную литературу.

4. Я люблю живопись (скульптуру).

5. Я не выбрал бы работу, в которой все четко определено.

6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.

7. Я люблю шахматы, шашки.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в пись­менной форме.

9.Я хотел бы заниматься коллекционированием.

10. Люблю и понимаю абстрактную живопись.

11.Я хотел бы быть скорее слесарем, чем инженером.

12.Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

13.В художественной литературе для меня важнее не что ска­зано, а как сказано.

14.Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

15.Мне не нравится строго регламентированная работа.

16.Мне нравится что-либо делать своими руками.

17.В детстве я любил создавать свой шифр для переписки с друзьями.

18.Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

19.Мне трудно передать содержание рассказа без его образ­ного представления.

20.Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

21.Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

22.Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

23.Мне интересна работа комментатора на радио или телеви­дении.

24.Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определен­ные картины.

25.Я люблю фантазировать.

26.Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

27.Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

28.Мне нравятся уроки литературы.

29.Знакомый запах вызывает в моей памяти всю картину со­бытий, происшедших много лет назад.

30.Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

31.Истинно только то, что можно потрогать руками.

32.Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

33.Я за словом в карман не лезу.

34.Я люблю рисовать.

35.Один и тот же спектакль можно смотреть много раз, глав­ное — игра актеров, новая интерпретация.

36.Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

37.Мне кажется, что я смог бы изучить стенографию.

38.Мне нравится читать стихи вслух.

39.Я согласен с Ф.М. Достоевским; красота действительно спасет мир.

40.Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным.

41.Лучше сделать табуретку своими руками, чем заниматься ее проектированием.

42.Мне кажется, что я смог бы овладеть профессией програм­миста.

43.Я люблю поэзию.

44.Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

45.Мне больше нравится сам процесс деятельности, чем ее конечный результат.

46.Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изу­чать чертежи.

47.Мне интересно было бы расшифровывать древние тайно­писи.

48.Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь заранее, хотя уверен, что во время выступления найду необходи­мые слова.

49.Я больше люблю решать задачи по геометрии, чем по ал­гебре.

50.Даже в отлаженном деле я пытаюсь творчески изменить что-то.

51.Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

52.Я смог бы овладеть языками программирования.

53.Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

54.Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

55.Я обычно сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

56.Я предпочел бы сам отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

57.Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

58.Я люблю писать письма.

59.Сюжет кинофильма я могу представить как ряд образов.

60.Абстрактные картины дают большую пищу для размыш­лений.

61.В школе мне больше всего нравились уроки труда, домо­водства.

62.У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

63.Я охотно что-то рассказываю, если друзья просят меня об этом.

64.Я легко могу представить в образах содержание услышан­ного.

65.Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системе.

66.Я чаще сначала что-то сделаю, а лишь потом думаю о пра­вильности своего решения.

67.Полагаю, я смог бы изучить китайские иероглифы.

68.Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

69.Мне кажется, что работа сценариста интересна.

70.Мне нравится работа дизайнера.

71.При решении какой-то проблемы мне проще всего идти методом проб и ошибок.

72.Если бы у меня была машина, то изучение дорожных зна­ков не составило бы труда.

73.Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

74.Меня привлекает работа художника-оформителя.

75.Я не люблю ходить всегда одним и тем же путем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: