Обработка и анализ результатов.




В протоколе исследования подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (пять верти­кальных столбцов):

• предметное мышление (П),

• символическое мышление (С),

• знаковое мышление (3),

• образное мышление (О),

• креативность (К).

Ключ к опроснику. Шкала оценки выраженности креативно­сти и базового типа мышления предполагает три уровня: низкий (от 0 до 5 баллов), средний (от 6 до 9 баллов), высокий (от 10 до 15 баллов).

№п/п Тип мышления №п/п Тип мышления
П С     К П С   О К
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
            Сумма          

ЛПЗ 6. Воображение

Задание 1. Воображение и физиология

Цель задания. Исследование развития воображения по физиологическим реакциям организма (пульсу).

Необходимый материал. Лабораторный эксперимент[11]. Секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход выполнения задания. Студентам предлагается выполнить следующее задание. Найдите свой пульс и измерьте его: сколько ударов в минуту? А теперь проверьте, насколько развито ваше воображение. С этой целью:

а) представьте, что вы бежите за автобусом, стараясь успеть на остановку. Дыхание прерывисто, сердце учащенно бьется. Надо успеть! Надо успеть! Успеть, во что бы то ни стало! (Измеряйте пульс. Сколько ударов?);

б) воображайте дальше. Вы ложитесь отдыхать под плавную усыпляющую музыку. Дыхание становится ровным, медленным, неслышным. Мышцы приятно расслабляются. Клонит ко сну. Спать. Спать…(Измеряйте пульс. Сколько ударов?).

Обработка данных выполненного задания. Если ваш пульс в норме составляет 70 ударов в минуту и в первом случае повысился на 20–30 ударов, а во втором — понизился на 5–8, то у вас отличное воображение.

 

Задание 2. Воображение и внимание

Объем внимания

Инструкция: «В течение 1 секунды посмотрите на плакат и постарайтесь запомнить все, что на нем изображено. Затем письменно ответьте на следующие вопросы:

а) сколько и какие геометрические фигуры изображены?

б) какие цифры изображены?

в) в какую фигуру вписана та или иная цифра?».

Объем внимания равен сумме правильных ответов на три предложенных вопроса.

Рис. Геометрические фигуры и цифры для определения объема внимания [12]


Устойчивость внимания

Инструкция: «Удержите восприятие рисунка только в одном положении: смотрите только на усеченную пирамиду, приближающуюся к вам, или только уходящую внутрь, удаляющуюся от вас».

Рис. Двойственное изображение усеченной пирамиды

 

Время удержания внимания определяется с помощью секундомера[13].

Распределение внимания

Инструкция: «Считая вслух от 1 до 31, не называйте числа, включающие тройку и кратные трем. Вместо этих чисел произносите: «Не собьюсь». Например, так: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…».

В результате подсчитывается количество ошибок.

Хорошее распределение внимания – от 0 до 4,

среднее – от 5 до 7,

ниже среднего – от 8 до 10,

плохое – более 10 ошибок[14].

Переключение внимания

Цель задания. Исследование особенностей переключения внимания при помощи черно-красной таблицы.

Необходимый материал. Черно-красная таблица.

Черный ряд цифр от 1 до 25 и красный – от 1 до 24 распределены в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания[15].

Ход выполнения задания. Сначала (1-я серия) студенту-испытуемому предлагается показать на таблице черные числа от 1 до 25 в возрастающем порядке. Протоколист отмечает по секундомеру: сколько времени испытуемый затратил эту работу и записывает ответы испытуемого. Далее (2-я серия) испытуемый должен показать красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1). И, наконец (3-я серия), испытуемому предлагают показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные в убывающем. Протоколист фиксирует время выполнения и характер задания, отмечает ошибки.

             
             
             
             
             
             
             

Рис. Двухцветная таблица

Обработка данных выполненного задания. Результаты можно определить по формуле:

P = t3 – (t1 + t2),

где t1 – время выполнения 1-й серии; t2 – 2-й серии; t3 – 3-й серии.

Чем меньше показатель P, тем лучше испытуемый справился с заданием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: