Избирательность внимания




Цель задания. Исследование избирательности внимания.

Необходимый материал. Тест Мюнстерберга[16], секундомер.

Ход выполнения задания. Суть методики заключается в выделении объекта из фона.

Испытуемому выдается бланк текста с набором букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке (10 сплошных строчек букв по 54 буквы в каждой). Среди этого фона скрыто 24 слова разной степени сложности. Все слова – существительные в именительном падеже единственного числа. Задача испытуемого – возможно быстрее отыскать их и подчеркнуть.


Образец бланка

бсолнцевтшгщоцрайоннзгучновостьхэъгчфактеэкзаментхрочл
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджебъамхоккейтрсицыдт
мрнеимителевизормиипвасмпитьоьпамятьонибшлоаквыксмвадл
енльтимуычвосприятиерохглдджщшнтпекавсмицнтлюбовьшцнг
вапеспектакльавйлдвыурадостькшлорнтрнанародыдешсьщдаол
ыолустрепортажвдщббчтыслзжшуцлвьснекъсролвочконкурслир
водлжэличностьвдбяубюмадмтсдбвьсбпдчьалплаваниедадешвд
йавьслвыбдпщнгвьяьалыдаоагккомедиявпарплеотчаяниелмдща
цолдблабораторияаогкклклвлоснованиевшпощвадыщпрыхлажв
цислвхдлыьтчраоаоллепсихиатрияпдыдаоптстктгмтивжлоаопп

Ключ

1-я строка – солнце, район, новость, факт, экзамен;

2-я строка – прокурор, теория, хоккей;

3-я строка – телевизор, память;

4-я строка – восприятие, любовь;

5-я строка – спектакль, радость, народ;

6-я строка – репортаж, конкурс;

7-я строка – личность, плавание;

8-я строка – комедия, отчаяние;

9-я строка – лаборатория, основание;

10-я строка – психиатрия.

Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых есть сочетания, образующие слова – существительные в именительном падеже единственного числа. Вам необходимо внимательно просмотреть строку за строкой, обнаружить эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой и кончая последней буквой. Постарайтесь не подчеркивать лишних букв. Задание выполняйте быстро и точно».

Эксперимент заканчивается после просмотра всех строк. Экспериментатор фиксирует с помощью секундомера время выполнения задания и сообщает его испытуемому. Среднее время, затраченное на поиск всех 24 слов, от 240 до 330 секунд.

Обработка данных выполненного задания. Показатель успешности выполнения задания (А) вычисляется по формуле:

A = C – м ,
C + п

где С – общее число подчеркнутых испытуемым слов, м – число неправильно подчеркнутых слов, п – число пропущенных слов.

 


Задание 3. Воображение и речь

Аудирование речи

Цель задания. Построение индивидуального профиля аудитора (слушателя).

Необходимый материал. Список вопросов к аудитору[17].

Ход выполнения задания. Процесс аудирования является ведущим среди остальных речевых видов. Он включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи и является самым частым по использованию, до 45% общего времени. Аудирование может быть частичным, неполным, удовлетворительным, отличным, неудовлетворительным. Это зависит от многих факторов: степени знакомства с языковой системой, формой представления речевой информации, интересности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индивидуально-психологических особенностей аудитора, развития у него таких важных для аудирования качеств, как свойств внимания и памяти. Экспериментально было подсчитано, что до 70–80% информации может быть потеряно, если эти глобальные зависимости не будут учтены при организации приема речевой информации.

Хороший слух, интерес к теме обсуждения, хорошее знание языковых особенностей, отсутствие внешних помех, правильная организация речи со стороны говорящего (например, оптимальный темп, четкая артикуляция, логика, выразительность), достаточно устойчивое внимание, неплохой объем оперативной памяти, свойства нервной системы по силе, личностные особенности типа интровертированности — все эти показатели улучшают аудирование и способствуют уменьшению потерь информации.

С целью определения индивидуальных особенностей аудирования используют метод «Построение профиля слушателя», позволяющий проанализировать свои собственные недостатки. Для этого испытуемые отвечают на вопросы, касающиеся различных аспектов аудирования, и отмечают графически их положение по осям. На оси абсцисс перечисляются номера вопросов, на оси ординат — ответы на них по развернутой шкале от +3 до –3 баллов, соответствующей степени оценки: +3 — характерно для меня, +2 — достаточно характерно для меня, +1 — иногда проявляется, –3 — никогда не может быть, –2 — обычно не бывает, –1 — почти никогда не бывает, 0 — не знаю. В идеальных вариантах график приобретает следующий вид.

Рис. Построение профиля слушателя (аудитора)

Список вопросов к аудитору:

1) Легко ли я отвлекаюсь во время слушания?

2) Не делаю ли я вид, что я слушаю?

3) Не слушаю ли я просто из вежливости?

4) Не мечтаю ли я, когда собеседник говорит медленно?

5) Слушаю ли я, если слушать мне надоело?

6) Часто ли я перебиваю собеседника?

7) Может быть, я не слушаю, а обдумываю ответ?

8) Не делаю ли я поспешных выводов?

9) Стараюсь ли я сохранить в памяти основные факты?

10) Занимаю ли я негативную позицию к говорящему?

Обработка данных выполненного задания.

Соотнесение собственного графического профиля с идеальным профилем позволяет определить свои недостатки в аудировании. Первые 5 вопросов оценивают главное качество аудирования — внимание. Если испытуемый регулярно показывает пониженные результаты, можно предположить, что именно в свойствах внимания надо искать причины недостаточно успешного аудирования.

Вопросы 6, 7, 8 связаны с такими качествами аудитора, как его нетерпеливость, желание проявить свое Я.

Вопрос 9 оценивает свойства памяти аудитора.

Вопрос 10 соотносится с эмоциональной устойчивостью аудитора, его умением отделять личные пристрастия от объективных данных.

Желательно использовать также при анализе свойств аудитора и объективные критерии типа ответов на конкретные вопросы, пересказа услышанного, перечисления основных фактов и т.д., т.е. те критерии, которые приняты в психолого-педагогической деятельности.

 


[1] Коптева С.И., Лобанов А.П. Познай себя: Актуальные проблемы самосознания. Мн., 2002. С. 47–54.

[2] Коптева С.И., Лобанов А.П. Познай себя: Актуальные проблемы самосознания. Мн., 2002. С. 54.

[3] Коптева С.И., Лобанов А.П. Познай себя: Актуальные проблемы самосознания. Мн., 2002. С. 93–95.

[4] Практикум по общей психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1972

[5] Корж Н.Н. Продуктивность памяти // Здоровье. 1986. № 4; 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. М., 1994. С. 14.

[6] Познавательные процессы личности и методика их развития. Псков, 1994. С. 32–33.

[7] Познавательные процессы личности и методика их развития. Псков, 1994. С. 36–38.

[8] Познавательные процессы личности и методика их развития. Псков, 1994. С. 36–38.

[9] Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., С. 167–169.

[10] Практикум по психологии менеджмента и профессиональной дея­тельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001.

[11] Познавательные процессы личности и методика их развития. Псков, 1994. С. 46–47.

[12] Познавательные процессы личности и методика их развития. Псков, 1994. С. 7–8.

[13] Познавательные процессы личности и методика их развития. Псков, 1994. С. 7.

[14] Познавательные процессы личности и методика их развития. Псков, 1994. С. 9.

[15] Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М.: «Просвещение», 1972. С. 58–59.

[16] Психодиагностические методики для практических занятий по общей психологии / Сост. А.В. Иващенко, А.И. Крупков. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. С. 12–14.

[17] Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., С. 184–185.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: