СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ КНИЖНЫХ ЯРМАРОК




 

Как и все массовые мероприятия, книжная ярмарка имеет свои формы и методы проведения. Ярмарка может быть крупной, очень крупной, с небольшим размахом, с привлечением широкой общественности, чисто торговой и т.д. Рассмотрим это на примере конкретных российских и международных книжных ярмарок.

Самая крупная и авторитетная книжная ярмарка - ежегодная Московская - проводится с 1977 г. на Всероссийском выставочном центре. В 90-е годы эта ярмарка собирала до 800 участников - издательских и книготорговых фирм, в том числе из всех стран СНГ и многих государств дальнего зарубежья. На ярмарке проводятся международные встречи специалистов книжного дела, презентации наиболее интересных изданий, работает информационный коммерческий центр.

В сентябре 2009 года прошла XXII Московская международная книжная выставка-ярмарка. Воспитание подрастающего поколения, совершенствование системы образования, повышение качества подготовки специалистов неразрывно связаны с развитием книжного дела, широким изданием лучших образцов учебной, научной и художественной литературы.

Книжная ярмарка в С-Петербургском ДК им. Крупской - один из крупнейших российских центров мелкооптовой и розничной книжной торговли. Сюда стекаются новинки российского книгоиздания и книжные раритеты, здесь можно купить книгу любого направления: художественные и деловые, учебные и научные, медицинские и компьютерные, детские и подарочные. Это постоянно действующая книжная ярмарка. Она работает уже 15 лет. В рамках Книжной ярмарки работает и ярмарка «Мир самоцветов».

В течение 10 лет Ярмарка поддерживала издание ежемесячного журнала о книжных новинках «Piterbook» (Книжный Петербург). В мае 2005 года вышел последний бумажный номер журнала, но он продолжает свою работу в сети Интернет.

Ежедневно Ярмарку посещают тысячи горожан, здесь регулярно проводятся встречи с писателями, организуются праздники книги, конкурсы детского рисунка. Сюда едут семьями, здесь проводят выходные, общаются с друзьями - ведь Ярмарка сохраняет атмосферу книжного клуба, создает условия для непринужденного общения. К услугам посетителей - бесплатная стоянка на 80 автомобилей, кафе, кофейные автоматы, просторные реконструированные залы.

Со 2 по 6 декабря в Московском Центральном Доме художников проходит Книжная Антикварная Ярмарка. Это проект от организаторов Российских Антикварных Салонов и ярмарки интеллектуальной литературы. Книжная антикварная ярмарка - это событие, которое призвано способствовать формированию букинистического рынка, решению вопросов ценообразования и воспитания ценителей антикварных книг - уникальных предметов искусства. В течение работы выставки высококвалифицированные специалисты готовы проконсультировать по всем вопросам коллекционирования стариной книги.

Издатели и оптовые книготорговцы все больше внимания обращают на книжные ярмарки, проводимые на Урале (Челябинск), в Сибири (Новосибирск, Красноярск), а также в странах СНГ (Киев, Львов, Минск, Алма-Ата, Ташкент).

Фонд Михаила Прохорова совместно с Администрацией Красноярского края, Администрацией г. Красноярска и в партнерстве с Международным Выставочным Центром «Сибирь» и Выставочной компанией «Красноярская ярмарка» проводит в Красноярске третью ежегодную книжную ярмарку. Проект носит долгосрочный характер, позиционирует Красноярск как центр книжной культуры и призван объединить издателей и книгораспространителей из центральных регионов России и городов Сибири.

Цель проекта: пропаганда книги и чтения как культурного досуга; представление лучших российских издателей и стимулирование системы распространения интеллектуальной книги в Сибири; интеграция фрагментированного сообщества Сибирского и Дальневосточного регионов, расширение читательской аудитории и повышение статуса письменной культуры.

Красноярская ярмарка книжной культуры предлагает новаторский подход к пропаганде чтения: презентацию бытования книги в современном мультимедийном культурном поле, анализ эволюции и трансформации книги в её конкурентной борьбе с новыми видами искусств и информационными носителями.

Формат проекта: Ярмарка книжной культуры = выставка-продажа + книжный фестиваль. Программа ярмарки строиться с учетом трех основополагающих функций книги в обществе:

I. Книга как продукт (цикл мероприятий для профессионального книжного сообщества): семинары и мастер-классы для библиотекарей; круглые столы по проблемам распространения книг, по авторскому праву, по аудио- и электронным книгам; семинары по новым полиграфическим технологиям.

II. Книга как искусство: выставки, инсталляции, перформансы, музыкальные и видеопрограммы; семинары и мастер-классы по книжному дизайну, дискуссии и лекции по книжной иллюстрации; обсуждения и презентации по теме эволюции книги (возрождение эксклюзивной книги, рукописной книги, жанра альбома).

III. Книга как социальный институт: дискуссии и круглые столы о состоянии современной литературы, о литературных премиях, о жанровых инновациях в литературе; театральные гастроли (спектакли по мотивам книг); презентации современных писателей и поэтов и др.

Программа книжного фестиваля насчитывает свыше 130 мероприятий для взрослых и маленьких читателей, для профессионального книжного сообщества и библиотек. В преддверии 2010 года - года Франции и России, специальный гость культурной программы 2009 года в Красноярске - Франция. Французская линия программы представлена в литературе, музыке, моде, анимации, кинематографе, театре и современном искусстве.

В числе гостей Ярмарки из Франции - один из крупнейших французских романистов Жан Эшноз, эссеист и литретаурный критик Пьер Паше, переводчик Элен Шатлен, удостоенная преии «Русофония» за лучшее переводное произведение русског автора в 2008 году, редактор серии «Слово» издательства Verdie (Франция); Жерар Коньо, критик, доктор искусствоведения, заведующий отделом религиозно-фидософской литературы издательства «Age d`Homme», член жюри премии «Русофония», Александр Строев - филолог, историк культуры (Россия - Франция).

В рамках ярмарки состоятся публичные дебаты, по итогам которых будет объявлен шорт-лист участников литературной премии «НОС» (новая словесность). В дебатах участвуют: президент премии Николай Сванидзе, председатель жюри Алексей Левинсон, члены жюри Елена Фанайлова, Марк Липовецкий, Кирилл Кобрин, Владислав Толстов.

Основная задача проекта - усовершенствовать институт отечественной критики путем модернизации жанра литературной премии. Главная особенность премии - открытость принятия решения. Выбор финалистов жюри будет открыто аргументировать в присутствии и при активном участии журналистов, литераторов и культурной общественности.

Профессиональная программа III Красноярской Ярмарки книжной культуры традиционно включает в себя блок семинаров и круглых столов для библиотек. Рамочная тема этого года - «Библиотека и Интернет», где будут высказаны экспертные суждения по обозначенной теме, проанализирован опыт библиотек в освоении новых технологий и о необходимых изменениях, в том числе управленческих и организационных, внедрение которых сегодня остро необходимо современным библиотекам. В рамках Ярмарки состоится объявление открытого благотворительного конкурса Фонда Михаила Прохорова в поддержку библиотек «Новая роль библиотек в образовании».

По итогам второй ярмарки весной 2009 года Фонд Михаил Прохорова провел специальную акцию по комплектованию библиотек Красноярского края книгами издательств, принявших участие в ярмарке. В акции участвовало 67 библиотек края, каждая из которых получила комплект из более, чем 350 томов. Общая сумма на реализацию акции составила 8,5 млн. руб.

Новые явления на российском книжном рынке - постоянно действующие мелкооптовые книжные ярмарки, которые функционируют на стадионе «Олимпийский» в Москве, а также в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове и других городах. Предлагая, как правило, на основе немедленного наличного расчета только что вышедшие издания и пользующиеся длительным спросом книги, эти ярмарки облегчают заключение оптовых сделок между издателями и книжной торговлей, являются оперативными индикаторами спроса на те или иные издания. На Московской мелкооптовой книжной ярмарке ежегодно выносится на продажу не менее 12 тыс. названий книг, среднее число частных предпринимателей, ежедневно предлагающих книжные издания, - не менее 400-450 человек. По приблизительным подсчетам годовой товарооборот ярмарки около 200 млн. руб.

Журнал «Книжный бизнес» два раза в месяц печатает котировки цен около 6000-7000 книг, находящихся в обороте Московской мелкооптовой ярмарки, и таким образом дает возможность следить за ассортиментом и динамикой цен.

Международные Книжные ярмарки. Заметно растет число российских участников зарубежных ярмарок, из которых самая посещаемая - Франкфуртская книжная ярмарка. В последние годы в ней участвует более 9000 участников из 105-110 стран, в том числе около 50 фирм из России. На ярмарке выставляется более 300 тыс. книг по всем разделам литературы и практически на всех языках мира. Кроме печатных изданий предлагаются издания на электронных носителях.

Традиции книжной ярмарки уходят корнями в глубокое прошлое. Еще в 16 веке сюда впервые стали привозить книги … Однако в нынешенем обновленном виде Ярмарка родилась в послевоенные годы и стала символом современной международной книготорговли. Франкфуртская книжная ярмарка - один из основных профильных мировых смотров всех новейших тенденций в издательском бизнесе. Сюда ежегодно съезжаются авторитетные эксперты печатной индустрии. 61-я Франкфуртская книжная ярмарка стартовала 14 октября 2009 года. Она работала в течение 5 дней.

-я Каирская международная книжная ярмарка (Египет) состоится в 2010 году, где Россия выступает в качестве почетного гостя. Книготорговые организации могут представлять Россию на правах равноправных участников. Стоимость 1 кв. м заказанной площади - 100$ США. В эту стоимость входит и доставка груза из Москвы из расчета не более 10 кг на 1 км. м заказанной площади. Необходимо подать заявку и гарантийное письмо, и информацию в каталог ярмарки не более 250 знаков на английском языке.

-я Минская международная книжная выставка-ярмарка состоится в столице Республики Беларусь 10-14 февраля 2010 года. Она традиционно продет в международном выставочном центре «Белэкспо».

Россия - почетный гость на международной книжной ярмарке «LIBER 2009» в Мадриде. Участие России в качестве Почетного гостя Международной книжной ярмарки «LIBER 2009» - событие для нашей страны весьма значимое: оно призвано способствовать взаимопониманию и тесным культурным контактам российского и испанского народов. Ведь именно связь культур является фундаментом для развития всестороннего сотрудничества, который помогает выстраивать мосты дружбы между народами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

книжная ярмарка массовое мероприятие

Ярмарка по словарю русского языка имеет два значения. Это, во -первых, большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время. И, во-вторых, периодически устраиваемый съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, кооператоров, преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам. Ярмарки делятся по указанным признакам на: промышленные, оптовые, международные. Ярмарки устраиваются и тематические, по видам продукции.

Ярмарочная деятельность необычайно развилась в последнее время. В течение года в России проходит не менее 40 книжных ярмарок межрегионального и всероссийского масштаба, из них 18 наиболее значительных включены в Национальный ярмарочный календарь.

Участие в книжной ярмарке - серьезное мероприятие и для издателя, и для продавца книг. Успех здесь имеют те издатели, кто выставляет не только образцы книг, но и дает возможность оптовым покупателям получить тематические планы, каталоги наличия изданий, макеты и проспекты будущих книг, организует встречи с авторами, редакторами, обсуждения издательских планов. В свою очередь опытные товароведы, готовясь к поездке на ярмарку, собирают заказы своих покупателей, знакомятся с котировками рыночных цен, изучают рейтинг популярности изданий.

На ярмарках организуются большие культурно-массовые мероприятия, проводятся презентации книг, конкурсы, розыгрыши. Подводятся итоги и выбираются претенденты на литературные премии.

Таким образом, книжные ярмарки - это большие культурные, рекламные, маркетинговые мероприятия, направленные на продвижение книги к своему читателю, стимулирующие издательскую деятельность, создающие условия для развития творческого потенциала молодых литераторов.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Академия рынка: маркетинг / А. Байан, Ф. Букерель, Р. Ланкари др.; науч. Ред. А.Г. Худокормов; пер. с фр. - М.: Экономика, 2003. - 572 с.

2. Книжный маркетинг: руководство к действию / Пер. с англ. Б. Ленского. - М.: Терра, 2006. - 432 с.

. Маркус В.А. Организация и экономика издательского дела / В.А. Маркус. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Книга, 2003. - 351 с.

. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Рос. акад. наук; С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: ООО» ИТИ Технологии», 2008. - 944 с.

. Фесенко О. Реклама в книгоиздании / О. Фесенко. - Обнинск: Духовное возрождение, 2006. - 72 с.

. Энциклопедия книжного дела / Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. - М.: Юристъ, 1998. -536 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: