ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КНИЖНОЙ ЯРМАРКИ




ВВЕДЕНИЕ

 

Книжные ярмарки появились с тех пор, как рынок был насыщен печатной книжной продукцией. Особенностью этой формы распространения книги является не просто продажи, но и пропаганды книги и чтения. Ярмарка - это большой праздник для книголюбов, писателей и издателей. Проводятся они, как правило, по нескольку дней. Ярмарки бывают международные, республиканские, региональные. Их уровень зависит от состава участников и количества выставленных образцов книжной продукции. Формы их проведения очень разнообразны и интересны. Ярмарки - это место, где заключаются торговые договоры и сделки, где проводятся презентации, рейтинги популярности и многое другое. И в этом заключается актуальность выбранной для исследования темы.

Объект исследования: книжная ярмарка.

Предмет исследования - развитие книжных ярмарок.

Цель исследования: выявление значения книжных ярмарок для развития книжной торговли, продвижения книги и чтения.

В ходе выполнения работы решались следующие задачи: определение понятия и сущности книжных ярмарок; исследование современного состояния ярмарочной деятельности.

В работе над темой использовались основные методы: количественный, качественный, контент - анализ.

Исследования проводились с помощью трудов: В.А. Маркуса, С.И. Ожегова, Н.Ю Шведовой, О. Фесенко, Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчина, Э.П. Гаврилова и др.


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КНИЖНОЙ ЯРМАРКИ

 

Ярмарка по словарю русского языка имеет два значения. 1. Большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время. 2. Периодически устраиваемый съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, кооператоров, преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.

Поэтому ярмарки делятся по указанным признакам на: промышленные, оптовые, международные. Ярмарки устраиваются и тематические, по видам продукции. В частности, в нашем исследовании речь идет о книжных ярмарках.

В Российской Федерации ежегодно только книг издается более 100000 названий. Количество зарегистрированных электронных изданий составляет 11,5 тыс. Объемы информации, пополняющей Интернет, не поддаются исчислению. При этом большинство даже печатных изданий недоступно и неизвестно населению.

Продажа книжной продукции осуществляется как оптом, так и в розницу. И, тем не менее, движение готовой книжной продукции к потребителю начинается, как правило, с оптовой книжной торговли. Ее задача состоит в том, чтобы с наименьшими затратами и в максимально короткие сроки доставить выпущенные издания розничным торговым предприятиям. В рыночных условиях число оптовых предприятий резко возрастает. Зачастую они образуют книготорговые цепи: оптовая структура при издательстве - центральная оптовая фирма - региональные оптовые предприятия.

Важной формой оптовой торговли является ярмарочная деятельность. Участвуя в таких мероприятиях, оптовые предприятия изучают спрос и конъюнктуру книжного рынка, собирают заказы розничных предприятий и в соответствии с ними закупают книжную продукцию у поставщиков, проводят рекламно-информационные мероприятия, транспортно-экспедиционные работы. Частью этой работы и является книжная ярмарка. С переходом России к рыночным отношениям количество, частота и размах ярмарочной деятельности значительно увеличились. На это есть свои объективные причины.

Старая система оптовой книжной торговли в России, основанная на централизованном планировании, административном размещении тиражей, экономически необоснованных ценах, ушла в прошлое. Это развязало руки предпринимателям, ликвидировало препятствия на пути развития хозяйственной инициативы, устранило необходимость распространять книги, не пользующиеся спросом. В настоящее время развивается новая структура оптовой книжной торговли, свободная от излишней централизации и внеэкономических методов распространения тиражей книг.

В стране традиционно сложился дисбаланс между расположением районов книгоиздания и книгопечатания, с одной стороны, и районов потребления книжной продукции, с другой. В Центральном и Северо-Западном районах сосредоточено 70% производства книг, в то время как, например, на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири выпускается всего лишь 13%. Вследствие этого схема оптовой продажи и доставки книг в регионы страны базируется сейчас приблизительно на 25-30 крупных центральных фирмах, находящихся в первую очередь в Москве и ее ближайшем окружении, и 200 региональных оптовых предприятиях, расположенных в областных городах. Воронеж Ростов, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, ряд других крупных городов играют роль межрегиональных центров оптовой торговли.

Попытки ряда издательств в 1992-1994 гг., когда особенно чувствовалась разорванность книжного рынка, взять на себя полностью функции оптовой торговли быстро показали неэкономичность такого подхода. Издержки обращения в этой сфере торговли сразу подскочили до 30-40% Розничной цены на книги, в то время как в 80-х годах расходы на оптовую торговлю вместе с экспедированием продукции до сети книжных магазинов составляли не более 8% стоимости книги.

Наш и зарубежный опыт показывают эффективность системы опта, которая состоит из торгово-экспедиционных фирм, обслуживающих от 3-4 до 20-30 профильных издательств. Такими являются, например, «Гардарика», распространяющая деловую и юридическую литературу, «Клуб 36,6» - беллетристику, «РиС» - книги по радиотехнике и компьютерам, «Академкнига» - научную литературу, Ассоциация медицинских издательств - медицинскую. Эти издательства и устраивают периодические книжные ярмарки, привлекая продавцов и покупателей.

Число подобных оптовых структур, находящихся под опекой крупных издательств, видимо, будет расти. В то же время к ним все больше будут присоединяться небольшие издательства, которым выгодно пользоваться более дешевыми услугами больших фирм в рекламе, сборе заказов, финансовых расчетах, экспедировании.

Продолжает восстанавливаться система оптовых книготорговых фирм, основанная на использовании базы бывшего центрального опта. Эти фирмы, расположенные при центрах книгопечатания, комплектуют сборные партии книг разных издательств и отправляют их по мере накопления железнодорожными контейнерами или автофургонами на региональные оптовые базы или непосредственно в книжные магазины, библиотечные коллекторы. Как правило, эти оптовые (центральные) базы кроме приема на хранение, комплектования партий и их отгрузки ведут закупки част книжной продукции и собственную оптовую торговлю ею, К сфере таких баз оптовой торговли относятся, в частности, следующие предприятия:

Центральная книжная база - Акционерное общество «Центркнига», г. Москва. Кроме того, существуют: Смоленская оптовая книжная база, Тверская оптовая книжная база, Саратовская оптовая книжная база, Оптовая база «Ленкнига» (г. Санкт-Петербург), Оптовая база Мособлкниги (г. Балашиха Московской области), Ассоциация «Русская книга» (г. Москва), Акционерное общество «Международная книга» (г. Москва).

Любому издательству, региональному оптовику, книжному магазину теперь предоставляется полная возможность самому выбирать, с кем из оптовиков иметь коммерческие связи, у кого заказывать оптовые партии книг. Важно одно, чтобы такие связи были постоянными, взаимовыгодными. Следует обратить внимание на новое явление в нашей оптовой торговле - все расширяющуюся сеть дилеров и дистрибьютеров оптовых предприятий. Дилер (dealer) и дистрибьютор (distributor) - термины, происходящие от двух английских слов-синонимов deal, distribute - распределять, раздавать. Дилерами у нас чаще называют физических лиц, а дистрибьюторами - фирмы. И те и другие являются посредниками между издательствами, розничными и оптовыми фирмами, которые действуют от своего имени и за свой счет. Как правило, они имеют договорные о ношения с издательством или оптовой структурой, в соответствии с которыми могут оговариваться условия приобретения и реализации оптовых партий (сроки получения тиража, территория распространения книг, торговые скидки, формы оплаты и т.п.). В некоторых случаях обусловливается и цена продажи книги дилером, дистрибьютором. Договоры чаще всего заключаются при проведении оптовых книжных ярмарок.

Удобство ярмарочной торговли очевидно и в розничных видах продаж. Если розничное книготорговое предприятие региона территориально отдалено от центральной оптовой структуры, ему, конечно, целесообразно заказывать ассортимент изданий у своего местного, регионального оптовика. Ранее эту роль выполняли оптовые базы книготоргов. Сейчас сложилась довольно пестрая картина. Обычно в областных регионах действует несколько параллельных оптовиков. Кроме того, крупные магазины, в том числе в регионах, предпочитают сами получать книги от издательств, минуя посредников. Такая схема имеет как преимущества, так и недостатки (Табл.1)

 

Таблица 1.

Поставка книг издательством, центральным оптом непосредственно книжному магазину Поставка книг через региональный опт
1. Снижает до минимума торговые наценки на оптовую цену издательств. 2. Способствует быстрой доставке партий книг после их выпуска в розничную сеть и таким образом позволяет магазину обойти конкурентов и первыми начать продажу выгодного издания. 1. Способствует созданию более широкого ассортимента книг в магазине. 2. Дает возможность заказывать книги более мелкими партиями, но более регулярно получать их, т.е. содействует ускорению товародвижения. 3. Позволяет отбирать и заказывать книги не по каталогам, а непосредственно по образцам. 4. Значительно сокращает транспортные расходы ввиду большей экономичности контейнерных перевозок.
НО: НО:
1. Значительно увеличивает экспедиционные расходы, особенно при закупке сравнительно небольших по объему партий. 2. Обязывает книжные магазины заказывать крупные партии изданий и идти на риск образования нереализуемых остатков. 1. Сопровождается ростом торговой наценки из-за появления добавочного посредника. 2. Замедляет сроки получения магазином бестселлеров, так как требуется дополнительное время для сбора контейнерной (автофургонной) партии.

 

Подобные издержки оптовой торговли не происходят, если заключаются договоры поставок непосредственно от производителя на книжных ярмарках. Ярмарочная деятельность необычайно развилась в последнее время. В течение года в России проходит не менее 40 книжных ярмарок межрегионального и всероссийского масштаба, из них 18 наиболее значительных включены в Национальный ярмарочный календарь.

Согласно опросу книгоиздательских и книготорговых фирм, проведенному журналом «Книжный бизнес», рейтинг их популярности и эффективности в 2007 г. в порядке очередности был следующим:

1. Московская международная книжная ярмарка

2. Московские книжные ярмарки (в спорткомплексе «Динамо»)

. «Белые ночи», Санкт-Петербург

. Петербургский книжный салон

. «Северная Пальмира», Санкт-Петербург

. Уральская книжная ярмарка, Челябинск

. «Деловая книга», Москва

. «Читающая Россия», Москва

. Нижегородская книжная ярмарка

Как явствует из самих названий, некоторые ярмарки являются специализированными. Петербургский книжный салон делает акцент на книгах по искусству, сувенирных изданиях, некоторые московские ярмарки - на учебной, медицинской или справочно-энциклопедической литературе, «Деловая книга» - на научно-технических изданиях, «Читающая Россия» - на книгах, распространяемых по почте. В Петербурге проводится библиотечная книжная выставка-ярмарка.

Таким образом, участие в книжной ярмарке - серьезное мероприятие и для издателя, и для продавца книг. Успех здесь имеют те издатели, кто выставляет не только образцы книг, но и дает возможность оптовым покупателям получить тематические планы, каталоги наличия изданий, макеты и проспекты будущих книг, организует встречи с авторами, редакторами, обсуждения издательских планов. В свою очередь опытные товароведы, готовясь к поездке на ярмарку, собирают заказы своих покупателей, знакомятся с котировками рыночных цен, изучают рейтинг популярности изданий.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: