ВВЕДЕНИЕ
Книжные ярмарки появились с тех пор, как рынок был насыщен печатной книжной продукцией. Особенностью этой формы распространения книги является не просто продажи, но и пропаганды книги и чтения. Ярмарка - это большой праздник для книголюбов, писателей и издателей. Проводятся они, как правило, по нескольку дней. Ярмарки бывают международные, республиканские, региональные. Их уровень зависит от состава участников и количества выставленных образцов книжной продукции. Формы их проведения очень разнообразны и интересны. Ярмарки - это место, где заключаются торговые договоры и сделки, где проводятся презентации, рейтинги популярности и многое другое. И в этом заключается актуальность выбранной для исследования темы.
Объект исследования: книжная ярмарка.
Предмет исследования - развитие книжных ярмарок.
Цель исследования: выявление значения книжных ярмарок для развития книжной торговли, продвижения книги и чтения.
В ходе выполнения работы решались следующие задачи: определение понятия и сущности книжных ярмарок; исследование современного состояния ярмарочной деятельности.
В работе над темой использовались основные методы: количественный, качественный, контент - анализ.
Исследования проводились с помощью трудов: В.А. Маркуса, С.И. Ожегова, Н.Ю Шведовой, О. Фесенко, Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчина, Э.П. Гаврилова и др.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КНИЖНОЙ ЯРМАРКИ
Ярмарка по словарю русского языка имеет два значения. 1. Большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время. 2. Периодически устраиваемый съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, кооператоров, преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.
Поэтому ярмарки делятся по указанным признакам на: промышленные, оптовые, международные. Ярмарки устраиваются и тематические, по видам продукции. В частности, в нашем исследовании речь идет о книжных ярмарках.
В Российской Федерации ежегодно только книг издается более 100000 названий. Количество зарегистрированных электронных изданий составляет 11,5 тыс. Объемы информации, пополняющей Интернет, не поддаются исчислению. При этом большинство даже печатных изданий недоступно и неизвестно населению.
Продажа книжной продукции осуществляется как оптом, так и в розницу. И, тем не менее, движение готовой книжной продукции к потребителю начинается, как правило, с оптовой книжной торговли. Ее задача состоит в том, чтобы с наименьшими затратами и в максимально короткие сроки доставить выпущенные издания розничным торговым предприятиям. В рыночных условиях число оптовых предприятий резко возрастает. Зачастую они образуют книготорговые цепи: оптовая структура при издательстве - центральная оптовая фирма - региональные оптовые предприятия.
Важной формой оптовой торговли является ярмарочная деятельность. Участвуя в таких мероприятиях, оптовые предприятия изучают спрос и конъюнктуру книжного рынка, собирают заказы розничных предприятий и в соответствии с ними закупают книжную продукцию у поставщиков, проводят рекламно-информационные мероприятия, транспортно-экспедиционные работы. Частью этой работы и является книжная ярмарка. С переходом России к рыночным отношениям количество, частота и размах ярмарочной деятельности значительно увеличились. На это есть свои объективные причины.
Старая система оптовой книжной торговли в России, основанная на централизованном планировании, административном размещении тиражей, экономически необоснованных ценах, ушла в прошлое. Это развязало руки предпринимателям, ликвидировало препятствия на пути развития хозяйственной инициативы, устранило необходимость распространять книги, не пользующиеся спросом. В настоящее время развивается новая структура оптовой книжной торговли, свободная от излишней централизации и внеэкономических методов распространения тиражей книг.
В стране традиционно сложился дисбаланс между расположением районов книгоиздания и книгопечатания, с одной стороны, и районов потребления книжной продукции, с другой. В Центральном и Северо-Западном районах сосредоточено 70% производства книг, в то время как, например, на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири выпускается всего лишь 13%. Вследствие этого схема оптовой продажи и доставки книг в регионы страны базируется сейчас приблизительно на 25-30 крупных центральных фирмах, находящихся в первую очередь в Москве и ее ближайшем окружении, и 200 региональных оптовых предприятиях, расположенных в областных городах. Воронеж Ростов, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, ряд других крупных городов играют роль межрегиональных центров оптовой торговли.
Попытки ряда издательств в 1992-1994 гг., когда особенно чувствовалась разорванность книжного рынка, взять на себя полностью функции оптовой торговли быстро показали неэкономичность такого подхода. Издержки обращения в этой сфере торговли сразу подскочили до 30-40% Розничной цены на книги, в то время как в 80-х годах расходы на оптовую торговлю вместе с экспедированием продукции до сети книжных магазинов составляли не более 8% стоимости книги.
Наш и зарубежный опыт показывают эффективность системы опта, которая состоит из торгово-экспедиционных фирм, обслуживающих от 3-4 до 20-30 профильных издательств. Такими являются, например, «Гардарика», распространяющая деловую и юридическую литературу, «Клуб 36,6» - беллетристику, «РиС» - книги по радиотехнике и компьютерам, «Академкнига» - научную литературу, Ассоциация медицинских издательств - медицинскую. Эти издательства и устраивают периодические книжные ярмарки, привлекая продавцов и покупателей.
Число подобных оптовых структур, находящихся под опекой крупных издательств, видимо, будет расти. В то же время к ним все больше будут присоединяться небольшие издательства, которым выгодно пользоваться более дешевыми услугами больших фирм в рекламе, сборе заказов, финансовых расчетах, экспедировании.
Продолжает восстанавливаться система оптовых книготорговых фирм, основанная на использовании базы бывшего центрального опта. Эти фирмы, расположенные при центрах книгопечатания, комплектуют сборные партии книг разных издательств и отправляют их по мере накопления железнодорожными контейнерами или автофургонами на региональные оптовые базы или непосредственно в книжные магазины, библиотечные коллекторы. Как правило, эти оптовые (центральные) базы кроме приема на хранение, комплектования партий и их отгрузки ведут закупки част книжной продукции и собственную оптовую торговлю ею, К сфере таких баз оптовой торговли относятся, в частности, следующие предприятия:
Центральная книжная база - Акционерное общество «Центркнига», г. Москва. Кроме того, существуют: Смоленская оптовая книжная база, Тверская оптовая книжная база, Саратовская оптовая книжная база, Оптовая база «Ленкнига» (г. Санкт-Петербург), Оптовая база Мособлкниги (г. Балашиха Московской области), Ассоциация «Русская книга» (г. Москва), Акционерное общество «Международная книга» (г. Москва).
Любому издательству, региональному оптовику, книжному магазину теперь предоставляется полная возможность самому выбирать, с кем из оптовиков иметь коммерческие связи, у кого заказывать оптовые партии книг. Важно одно, чтобы такие связи были постоянными, взаимовыгодными. Следует обратить внимание на новое явление в нашей оптовой торговле - все расширяющуюся сеть дилеров и дистрибьютеров оптовых предприятий. Дилер (dealer) и дистрибьютор (distributor) - термины, происходящие от двух английских слов-синонимов deal, distribute - распределять, раздавать. Дилерами у нас чаще называют физических лиц, а дистрибьюторами - фирмы. И те и другие являются посредниками между издательствами, розничными и оптовыми фирмами, которые действуют от своего имени и за свой счет. Как правило, они имеют договорные о ношения с издательством или оптовой структурой, в соответствии с которыми могут оговариваться условия приобретения и реализации оптовых партий (сроки получения тиража, территория распространения книг, торговые скидки, формы оплаты и т.п.). В некоторых случаях обусловливается и цена продажи книги дилером, дистрибьютором. Договоры чаще всего заключаются при проведении оптовых книжных ярмарок.
Удобство ярмарочной торговли очевидно и в розничных видах продаж. Если розничное книготорговое предприятие региона территориально отдалено от центральной оптовой структуры, ему, конечно, целесообразно заказывать ассортимент изданий у своего местного, регионального оптовика. Ранее эту роль выполняли оптовые базы книготоргов. Сейчас сложилась довольно пестрая картина. Обычно в областных регионах действует несколько параллельных оптовиков. Кроме того, крупные магазины, в том числе в регионах, предпочитают сами получать книги от издательств, минуя посредников. Такая схема имеет как преимущества, так и недостатки (Табл.1)
Таблица 1.
Поставка книг издательством, центральным оптом непосредственно книжному магазину | Поставка книг через региональный опт |
1. Снижает до минимума торговые наценки на оптовую цену издательств. 2. Способствует быстрой доставке партий книг после их выпуска в розничную сеть и таким образом позволяет магазину обойти конкурентов и первыми начать продажу выгодного издания. | 1. Способствует созданию более широкого ассортимента книг в магазине. 2. Дает возможность заказывать книги более мелкими партиями, но более регулярно получать их, т.е. содействует ускорению товародвижения. 3. Позволяет отбирать и заказывать книги не по каталогам, а непосредственно по образцам. 4. Значительно сокращает транспортные расходы ввиду большей экономичности контейнерных перевозок. |
НО: | НО: |
1. Значительно увеличивает экспедиционные расходы, особенно при закупке сравнительно небольших по объему партий. 2. Обязывает книжные магазины заказывать крупные партии изданий и идти на риск образования нереализуемых остатков. | 1. Сопровождается ростом торговой наценки из-за появления добавочного посредника. 2. Замедляет сроки получения магазином бестселлеров, так как требуется дополнительное время для сбора контейнерной (автофургонной) партии. |
Подобные издержки оптовой торговли не происходят, если заключаются договоры поставок непосредственно от производителя на книжных ярмарках. Ярмарочная деятельность необычайно развилась в последнее время. В течение года в России проходит не менее 40 книжных ярмарок межрегионального и всероссийского масштаба, из них 18 наиболее значительных включены в Национальный ярмарочный календарь.
Согласно опросу книгоиздательских и книготорговых фирм, проведенному журналом «Книжный бизнес», рейтинг их популярности и эффективности в 2007 г. в порядке очередности был следующим:
1. Московская международная книжная ярмарка
2. Московские книжные ярмарки (в спорткомплексе «Динамо»)
. «Белые ночи», Санкт-Петербург
. Петербургский книжный салон
. «Северная Пальмира», Санкт-Петербург
. Уральская книжная ярмарка, Челябинск
. «Деловая книга», Москва
. «Читающая Россия», Москва
. Нижегородская книжная ярмарка
Как явствует из самих названий, некоторые ярмарки являются специализированными. Петербургский книжный салон делает акцент на книгах по искусству, сувенирных изданиях, некоторые московские ярмарки - на учебной, медицинской или справочно-энциклопедической литературе, «Деловая книга» - на научно-технических изданиях, «Читающая Россия» - на книгах, распространяемых по почте. В Петербурге проводится библиотечная книжная выставка-ярмарка.
Таким образом, участие в книжной ярмарке - серьезное мероприятие и для издателя, и для продавца книг. Успех здесь имеют те издатели, кто выставляет не только образцы книг, но и дает возможность оптовым покупателям получить тематические планы, каталоги наличия изданий, макеты и проспекты будущих книг, организует встречи с авторами, редакторами, обсуждения издательских планов. В свою очередь опытные товароведы, готовясь к поездке на ярмарку, собирают заказы своих покупателей, знакомятся с котировками рыночных цен, изучают рейтинг популярности изданий.