Жанры лирики М.Ю.Лермонтова




Развернутый план сочинения

I. Общее понятие и основные лирические жанры (см. Справочные материалы).

II. Жанр лирического произведения зависит от художе­ственного метода отображения действительности. Для Лермонтова преобладающий метод - роман­тизм.

1. Различные типы элегий (мотив одиночества, тос­ки, неудовлетворенности жизнью):

- "кладбищенская элегия" - влияние Жуковского, отображение философии бытия: "Кладбище" (1830), "Оставленная пустынь предо мною..." (1830);

- "унылая элегия" - влияние Баратынского: "К..." (1829);

- "историческая элегия" - тяготение к жанру думы: "Наполеон" (1830), "Выхожу один я на дорогу" (1841), "Как часто, пестрою толпою окружен" (1840).

2. Баллады - лироэпический жанр, традиции Жуков­ского: "Перчатка" (1829), "Атаман" (1831), "Спор" (1841).

III. Жанр лирического произведения зависит от его темы.

1. Тема любви:

- послание - прямое обращение, стремление лириче­ского героя к союзу, примирению, раскаянию, де­монстрация собственной гордости: "К*" (1832), "Н.Ф. И...вой" (1830), Ивановский и Сушковский циклы;

- стансы - небольшое элегическое стихотворение философского или любовного содержания с не­сложным строфическим строением: "Стансы" ("Люблю, когда борясь с душою...") (1830), "Стан­сы" ("Взгляни, как мой спокоен взор...") (1830), "Стансы" ("Не могу на родине томиться") (1830-1831).

2. Тема дружбы:

- послание - поэтическое обращение к друзьям. В отличие от пушкинского понимания дружбы, для Лермонтова это столь же непостоянное чувст­во, как и любовь: "К Петерсону" (1829), "К другу В.Щ." (1831), "К Дурнову" (1829).

3. Философская лирика:

- стансы - размышления философского характера о смысле жизни, мотив бунта, мотив рока, судьбы: "Не могу на родине томиться" (1830-1831), "Стан­сы к Д***" (1831), дума "Могила бойца" (1830).

4. Тема истории:

- сюжетное стихотворение: "Бородино" (1837), "Умирающий гладиатор" (1836);

- баллада: "Спор" (1841).

5. Смешанные жанры:

- эпитафия - памфлет: "Смерть поэта" (1837);

- элегия - памфлет: "Как часто, пестрою толпою ок­ружен" (1840).

IV. Некоторые общие жанровые особенности лирики М.Ю.Лермонтова.

1. Публицистические концовки в традиционных жа­нрах: "Поэт" (1838);

2. Введение диалога: "Бородино" (1837), "Эпитафия Наполеона" (1830).

3. Широкое использование фольклорных жанров: песни: "Песня" (1831), "Казачья колыбельная пес­ня" (1840), баллады.

4. Определение жанра стихотворения в названии: элегия, стансы, песня, романс, дума.

Идейно-художественное своеобразие романа "Евгений Онегин"

Тезисный план сочинения

I. История создания романа.

"Евгений Онегин" - произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет - с мая 1823 по сентябрь 1830 года. Работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого пол­ного издания в 1833 году. Последний авторский ва­риант был напечатан в 1837 году. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длитель­ную творческую историю. Все главы издавались с 1825 по 1832 год как самостоятельные части боль­шого произведения и еще до полного завершения романа стали фактами литературного процесса.

II. Литературное направление. Творческий метод.

Пушкин, уходя от романтизма, осваивает новый ме­тод – реализм и ставит перед собой задачу реально­го отображения действительности.

Роман "Евгений Онегин" - первый русский реали­стический роман, предварил появление романисти­ки и на Западе. Белинский назвал роман Пушкина поэтическим подвигом, "в высшей степени ориги­нальным и национально-русским произведением".

III. Основные тематика и проблематика романа.

"Прежде всего в "Онегине " мы видим поэтически вос­произведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития" (В.Г.Белинский).

Пушкин широко и правдиво изобразил жизнь, "какою она представляется наблюдателю в ее двой­ном облике: обществе, с его устойчивыми типами и нравами, и личности, с ее всегда новыми замыслами и притязаниями ".

IV. Пафос. Идея и идейно-эмоциональная оценка.

Пушкин, изображая русскую действительность в один из наиболее интересных периодов ее развития, создал роман глубоко национальный по своей исто­рической верности и полноте характеров, подлинно народный по своей передовой идейности, демокра­тизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими традициями, истинно реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды, подлинно критический по его объективно-историческому конфликту, отображаю­щему основные социальные противоречия и законо­мерности того времени. В.Г.Белинский назвал роман "энциклопедией русской жизни".

V. Система образов.

"К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды чудовищ порока и героев до­бродетели, рисуя вместо них просто людей" (В.Г.Белинский).

В романе отразилась современная поэту русская жизнь во всех ее проявлениях, представлены особен­ности быта и нравов всех слоев общества: помещичь­ей провинции, московского и петербургского света. Основные образы: Евгений Онегин, Татьяна Лари­на, Владимир Ленский, Ольга Ларина, Автор (см. со­чинение "Система образов в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин").

VI. Художественное своеобразие. 1. Род и жанр.

1. Роман "Евгений Онегин" - произведение смешанно­го жанра - лироэпического.

Сам поэт в письме к П. А.Вяземскому так определил жанр будущего произведения: "Пишу не роман, а ро­ман в стихах - дьявольская разница".

Роман задумывался и создавался в переходную эпоху, когда поэзия постепенно утрачивала свое зна­чение, главенствующие позиции в литературном процессе начала завоевывать проза.

Жанр "свободного романа" - сочетание импрови­зированного повествования с композиционной сим­метрией глав, равноправие лирического и эпическо­го, отрицание общепризнанных законов, разрешение противоречия между поэзией и прозой.

2. Сюжет и композиция.

Композиционная основа романа - "принцип повест­вовательной симметрии".

В романе нет стройного повествования в рамках сю­жета, "собранье пестрых глав".

Композиционной осью романа является "всеобъем­лющий образ Я" (С.Г.Бочаров), лирические отступ­ления, уникальный образ Автора. Основная сюжетная линия: Татьяна - Онегин, по­бочные: Ленский - Онегин, Ленский - Ольга.

3. Средства художественной выразительности:

- сравнения (конкретные и предметные) - подчерки­вают наиболее существенные социально-психоло­гические признаки.

Развернутые сравнения:

"Так бледный мотылек и блещет,

И бьется радужным крылом..."

Конкретные сравнения:

"Как лань лесная боязлива...";

- эпитеты создают полноту, рельефность образа, от­мечают определенные черты характеров героев. Татьяна: "дика, печальна, молчалива", одарена "во­ображением мятежным ", "несмелая " девочка, "рав­нодушная" княгиня, "неприступная богиня" рос­кошной царственной Невы.

Эпитеты выразительны, эмоционально-экспрессивны, психологичны: лорнет - "разочарованный", своды - "дерзостные ".

4. Особенности языка романа:

- лаконизм, непринужденно-ироническая манера повествования, прозрачность, ясность, музыкаль­ность;

- в текст введена простонародная лексика: "как зюзя пьяный", "Татьяна прыг в другие сени"-,

- сочетание высокой и низкой лексики:

"Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь".

Языку романа присущи непринужденность, гиб­кость, разговорный стиль:

"Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог...";

- смена интонаций позволяет обнаружить богатство переживаний автора и его героев;

- динамику речи придают насыщенность текста "яр­кими" глаголами: "сморкаться, кашлять, шикать, хлопать ";

- использование однородных существительных: "мигом обежала/ Куртины, мостики, лужок, /Ал­лею к озеру, лесок, /Кусты сирени переломала..."; по­второв: "Мечты, мечты! где ваша сладость?";

- смена порядка слов: "Швейцара мимо он стрелой"',

- музыкальность достигается звуковой инструмен­товкой стиха: "Журчанье тихого ручья"; "Под ней снег утренний хрустит ";

- использованием аллитераций и ассонансов: "Певец пиров ", "И бал блестит ", "Моей мечтатель­нице милой ";

- языку романа свойственны меткость и афористич­ность:

"Любви все возрасты покорны ", "Мы все учились по­немногу/ Чему-нибудь и как-нибудь...".

5. Особенности стиха:

- для романа выбран четырехстопный ямб, кроме "Песни девушек", написанной трехстопным хореем;

- особенности строфики: строфа состоит из четыр­надцати строк, включает три четверостишия с раз­личной рифмовкой (перекрестной, смежной, коль­цевой) и заканчивается двумя строчками со смежной рифмовкой. Строфа получила название "онегинская строфа";

- особенности рифмовки: рифма иногда полная, иногда наращенная;

- красочную многоцветность строфике придает рифмическая полифония: глагольные рифмы "забавлять - поправлять "; составные с простыми "человек - век"; омонимы "о том - том"; ассонансы: "колеи - земли"; сочные, или богатые: "боливар - бульвар ";

- иногда конец строфы не совпадает с концом фразы, и часть фразы переходит от одного четве­ростишия в другое. Этот прием усиливает ощущение непринужденности и естественности, свойственных речевому потоку романа.

VII. Значение произведения.

Роман в стихах "Евгений Онегин" по сей день остает­ся уникальным произведением мировой литературы. Историческая достоверность, жанровое своеобра­зие, яркость и особенность характеров, демократизм языка, богатство связей и перекличек с устным на­родным творчеством, реалистичность и степень ти­пизации определяют абсолютную оригинальность произведения.

Пушкин закрепил позиции критического реа­лизма в отечественной литературе. Поэт назвал роман "Евгений Онегин" своим лучшим произве­дением.

Сюжет и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Развернутый план сочинения

I. История создания поэмы.

1. Н.В.Гоголь воспользовался сюжетом, подсказан­ным ему А.С.Пушкиным.

2. Смысл названия:

- Чичиков покупает у помещиков умерших кресть­ян, чтобы заложить "мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые", по двести рублей в опекунский совет и таким образом соста­вить себе капитал;

- Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души стали "мертвыми".

II. Сюжет и сюжетообразующие элементы.

1. Сюжет - хроникальный - без указания причинно- следственных связей.

2. События передаются в определенной последова­тельности, в определенном времени.

3. Сюжетообразующий герой – Чичиков.

4. Сюжетообразующие элементы:

1) мотив дороги (традиции плутовского романа, построенного на похождениях героя):

- образ дороги - самостоятельный сквозной образ, благодаря которому происходят встре­чи и происшествия;

- приобретает в поэме символический смысл;

- связан с положительным идеалом националь­ного русского характера;

- связан с образом автора;

- связан с философским понятием жизненного пути человека, предназначенным для совер­шенствования личности;

- роль и виды пейзажа в раскрытии мотива до­роги:

а) лирический (авторский);

б) эпический (действие);

в) социальный (характеристика персонажей).

2) мотив времени и пространства:

- движение художественного времени вместе с движением брички Чичикова;

- замкнутое пространство города, жизнь в де­ревне;

- обобщение - бескрайние просторы России.

3) бричка Чичикова:

- художественная деталь;

- одно из средств создания образа Чичикова;

- с бричкой связано развитие сюжета и сюжет­ные переходы;

- с бричкой связаны композиционные повторы в сюжете - определяет кольцевую компози­цию (начало - разговор о колесе, конец - поломка колеса).

4) миражная интрига:

- цель путешествия Чичикова миражна – он скупает "один неосязаемый чувствами звук".

III. Композиция поэмы.

1. Поэма задумывалась как триптих по образцу пост­роения "Божественной комедии" Данте: "Ад", "Чи­стилище", "Рай".

2. Воплотился замысел первого тома. Его композиция:

- экспозиция - I глава;

- завязка - II—VI главы;

- развитие действия - VII-X главы;

- кульминация - XI глава;

- развязка - XII глава;

- сюжетно-композиционная особенность – тема из­менения к худшему (каждый следующий помещик "мертвее" предыдущего).

3. Вставные элементы:

- "Повесть о капитане Копейкине" - обобщение: столичные чиновники ничем не отличаются от гу­бернских;

- притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче - авторская субъективная позиция, ограждающая писателя от обвинений в непатриотизме.

4. Обрамляющий элемент в композиции - образ го­рода (I-XI гл.)

5. Лирические отступления и их роль в раскрытии сюжета и построении композиции поэмы:

- отступления, связанные с эпической частью, - слу­жат для раскрытия характеров и их обобщения;

- отступления, раскрывающие идеал автора о буду­щем России, связующие воедино мотив дороги, народа и народности.

6. Значение образа автора в композиции:

- автор как лирический герой;

- автор как рассказчик.

IV. Значение поэмы в творчестве Н.В.Гоголя.

Сюжет и композиция драмы А.Н.Островского "Гроза"

Тезисно-цитатный план сочинения

I. Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон - Катерина - Борис) как основа конфликта старого и нового:

- в отношениях поколений;

- в социальной жизни России.

II. Сюжет и композиция драмы "Гроза".

1. Традиционный сюжет о любовных перипетиях вырастает в исследование социальных проблем русской жизни.

2. Завязка конфликта - I действие:

- характеристика нравов города Калинина: "Жес­токие нравы, сударь, в нашем городе";

- характеристика хозяев жизни:

а) Дикой: "Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофъевич, поискать еще!"',

б) Кабаниха: "Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем ";

- характеристика персонажей, страдающих от дес­потизма:

а) безволие Бориса: "А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе ";

б) покорность Тихона: "Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг ";

в) сведения о детстве Катерины, ее любовь к Бори­су: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле", "Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?"',

г) первое появление темы грозы: "Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться", "...смерть те­бя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми ";

д) тема противостояния Катерины и Кабанихи: "Напраслину-то терпеть кому ж приятно!".

3. Развитие характеров и сюжета - II действие:

- отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту: "Возьми меня с собой", "Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной ", "Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?"',

- согласие Катерины на свидание с Борисом: "Мне хоть умереть, да увидеть его ";

- развитие характера Кабанихи, отношение к моло­дым: "А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят...";

- развитие характера Катерины: "Такая уж я заро­дилась, горячая!", "Обманывать-то я не умею...", "А уже коли мне здесь опостынет, так не удер­жать меня никакой силой ";

- сведения о характере Варвары: "И я не обманщи­ца была, да выучилась, когда нужно стало ".

4. Обострение любовного конфликта социальным – III действие:

- развитие характеров Дикого и Кабанихи в диа­логах: "Ты нарочно себя в сердце приводишь ";

- обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина: "Ограбить сирот, родственников, пле­мянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели";

- развитие характера Бориса: Борис - не защитник Катерины: "Только вы смотрите - себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете " (предостере­жение Кудряша);

- свидание и объяснение Катерины и Бориса. Ка­терина - более сильный характер: "Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла ".

5. Кульминация любовного конфликта - IV дейст­вие - подготовлена развитием сюжета в IV дейст­вии: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет ", "бухнет мужу в ноги, да и расскажет все", гроза над горо­дом, обращение дикой барыни: "Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!"

- публичное признание Катерины.

6. Развитие внутреннего конфликта Катерины и раз­вязка - V действие:

- отказ Тихона от протеста и защиты жены: "Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится ";

- бегство Варвары и Кудряша как побег из "темно­го царства";

- осознание Катериной невозможности жизни в се­мье Кабановых, безвыходности своего положе­ния и страх перед самоубийством как тяжким грехом: "... уж душу свою я ведь погубила";

- встреча с Борисом - аналог прощания с Тихоном;

- выбор Катериной способа разрешения внешнего и внутреннего конфликта: "Ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб моли­лись за мою грешную душу ";

- смерть героини как избавление: "Молиться не бу­дут? Кто любит, тот будет молиться... А пой­мают меня да воротят домой насильно... Ах, ско­рей, скорей!";

- оценка окружающими самоубийства Катерины как отчаянного протеста против жестоких нра­вов "темного царства": "Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Су­дией, который милосерднее вас!" (Кулигин), "Ма­менька, вы ее погубили!" (Тихон).

III. "Гроза" - самое решительное произведение Ост­ровского " (Н.А.Добролюбов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: