Развитие права в СССР в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (до середины 50-х гг.)




 

После войны были предприняты шаги по модернизации системы управления страны.14 марта 1946 г. по предложению Политбюро Пленум ЦК партии избрал редакционную комиссию по внесению некоторых изменений в Конституцию СССР и определил вопросы, которые предстояло решить на заседаниях Верховного Совета СССР. На заседании Пленума 18 марта определялся также персональный состав Правительства СССР и Президиума ВС СССР. Соответствующие законы были приняты ВС СССР на следующий день - 19 марта.

В текст Конституции СССР были внесены изменения и дополнения, связанные с преобразованием Совнаркома СССР в Совет Министров СССР и Совнаркомов союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик, с присвоением Прокурору СССР наименования "Генеральный прокурор СССР", изменением административно-территориального устройства союзных республик.

В феврале 1947 г. создаются комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управления промышленностью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и районных) Советах.

Таким образом, получили свое развитие такие отрасли как гражданское, уголовное, семейное, колхозное право и многие другие.

Гражданское право. Постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1949 года договор признан единственно правильной формой отношений между хозяйственными органами, делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом.

В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление "О заключении хозяйственных договоров", в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями; локальные - между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цену, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон.

Планомерно решалась жилищная проблема. Так 26 августа 1948 года вышел Указ Президиума Верховного Совета "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилищных домов". Граждане получили право строить или приобретать на праве личной собственности дома как в городе, так и вне его количеством от 1 до 5 комнат, общей площадью 60 кв. м.

Трудовое право. Указ Президиума ВС СССР от 30 июня 1945 г. восстановил с 1 июля 1945 г. ранее отмененные Указом от 26 июня 1941 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим. Отменялись сверхурочные работы, был восстановлен 8-ми часовой рабочий день. СНК СССР было предписано установить порядок и сроки выдачи рабочим и служащим денежной компенсации за неиспользованный отпуск, переведенных в качестве специальных вкладов в сберкассы.

В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим.

С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами.

Была повышена роль профсоюзных комитетов. Постановление ВЦСПС от 21 июня 1947 г. не допускало сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, для больных туберкулезом. Инструкцией Министерства здравоохранения от 21 июня 1949 г. на предприятиях с вредными условиями труда введен обязательный медицинский осмотр.08.02.1951 года президиумом ВЦСПС созданы общественные комиссии охраны труда при ФЗМК. Указом от 19 мая 1949 г. женщинам, имеющим детей в возрасте до одного года, сохранялся непрерывный трудовой стаж во всех случаях перехода на другую работу.

В 1954 г. при Правительстве создается Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы.

В послевоенные годы большое внимание оказывалось охране труда женщин и подростков. Так, на основании Указа Президиума ВС СССР от 26 марта 1956 года с 1 апреля 1956 г. увеличен отпуск по беременности и родам с 77 до 112 календарных дней, установлена продолжительность отпуска 56 дней до родов и 56 дней после родов, с выдачей на этот период пособия в установленном порядке. В случае ненормальных родов или рождения двух или более детей отпуск после родов продолжительность отпуска увеличивалась до 70 календарных дней.

Указом Президиума ВС СССР от 26 мая 1956 года с 1 июля 1956 г. для рабочих и служащих в возрасте от 16 до 18 лет был установлен шестичасовой рабочий день.13 декабря 1956 года СНК СССР было принято постановление "Об усилении охраны труда подростков", в соответствии с которым прием на работу лиц моложе 16 лет был запрещен (в порядке исключения с разрешения родителей на работу могли быть приняты подростки в возрасте 15 лет).

марта 1956 года Президиум ВС СССР принял Указ о сокращенной продолжительности рабочего дня в предвыходные и выходные дни до 6 часов.

июля 1956 г. был принят Закон СССР "О государственных пенсиях", установивший единые критерии для их назначения: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20), среднемесячный размер зарплаты. Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались.

Указом Президиума ВС СССР от 8 сентября 1956 года отменено взимание подоходного налога и налога на холостяков с граждан, получающих заработную плату до 370 рублей в месяц. Необлагаемый налогами минимум ежемесячной заработной платы и стипендий повышен с 260 до 370 рублей.

января 1957 года было утверждено новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Их решения могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское постановление 1946 г. "О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах", направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение их перехода в индивидуальное пользование. Для контроля над выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов.

марта 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление "Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели", в котором колхозникам на общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 г. Сами колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее.

В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского местного комитета профсоюза. На фабзавкомы возлагался контроль над выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил техники безопасности, работой предприятий торговли и общественного питания, правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия фабзавкома.

После репатриации советских граждан из Германии Советское правительство приняло ряд мер по оказанию им помощи в устройстве на работу, приобретению жилья и необходимого имущества. В частности, только по постановлению СНК СССР № 478-136 от 14 марта 1945 года на расходы по приему и устройству советских граждан, репатриированных из Германии, на 1945 год было утверждено по союзному бюджету 270 млн. рублей и по республиканскому - 39 млн.580 тыс. рублей, а на саму репатриацию по состоянию на 1 марта 1946 г. израсходовано 1 094 554 116 рублей.

Репатриированным советским военнопленным и интернированным по прибытии на место постоянного жительства выдавались долгосрочные ссуды в сумме 5-10 тыс. рублей. Бывшие военнопленные имели такие же льготы, как и демобилизованные войны Красной Армии.

Уголовное право.7 июля 1945 года выходит Указ Президиума ВС СССР "Об амнистии в связи с Победой над гитлеровской Германией", на основании которого от отбытия наказания были освобождены осужденные, срок наказания которых составлял менее 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину. С большого числа осужденных (на срок до 1 года) снималась судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены административные взыскания и штрафы, снималась административная ответственность. Этим же Указом со всех военнослужащих, осужденных военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора, была снята судимость. Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особо опасные государственные преступления.

Указ Президиума ВС СССР от 26 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее заключением в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет.

В условиях засухи и возникшего в отдельных районах СССР голода, а также не ликвидированной послевоенной разрухи законодатель предпринимал ужесточение мер ответственности за имущественные преступления.

Так, 27 июля и 25 октября 1946 года Совет Министров СССР и ЦК ВКП (б) приняли два постановления по усилению охраны хлеба. Судебным органам был отдан приказ рассматривать все дела по кражам в десятидневный срок и со всей строгостью применять закон от 7 августа 1932 года.

Указ Президиума ВС СССР от 4 июня 1947 года "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" установил повышенную уголовную ответственность за кражу, присвоение, растрату и иное хищение государственного и общественного имущества. Данные преступления карались заключением в ИТЛ на срок от 5 до 25 лет с конфискацией имущества или без таковой. По данному Указу за недонесение о достоверно известном или готовящемся хищении государственного или общественного имущества (повторном, организованной группой или в крупных размерах) предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 4 лет или ссылкой на срок от 5 до 7 лет. В этот же день был издан Указ Президиума ВС СССР "Об усилении охраны личной собственности граждан".

В 1948 году были также приняты законы об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона и об усилении уголовной ответственности за изнасилование.

По инициативе первого секретаря ЦК компартии Украины Хрущева Н.С. Президиум ВС СССР 21 февраля 1948 года принял Указ об изгнании из колхозов Украинской ССР и отправке в ссылку всех "паразитов и тунеядцев", лиц, злостно уклонявшихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни. Летом того же года эту меру распространили на всю страну. Предполагалось, что колхозники на собраниях сами выгонят своих "нахлебников", как это делала дореволюционная крестьянская община. По решениям колхозных собраний все же сразу после выхода Указа более 27 тысяч "бездельников" сослали в среднем на 8 лет. В дальнейшем данный закон применялся ограниченно, и потому к 1953 году таких сосланных набралось 35 тысяч человек.

Вместе с тем, предпринимались и внушительные меры, направленные на гуманизацию уголовного законодательства.

Так, 27 октября 1947 года на заседании Секретариата ЦК ВКП (б) было предложено к подросткам до 16-летнего возраста, привлеченным к судебной ответственности за кражу впервые, применять положения Указа "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" только в исключительных случаях. При рассмотрении подобных дел рекомендовалось пользоваться в судебной практике статьей 51 УК РСФСР, предоставлявшей право судам определять меру наказания ниже минимального срока. Подростков, совершивших кражи впервые, при наличии смягчающих обстоятельств следовало направлять в трудовые воспитательные колонии МВД СССР или применять к ним условное наказание с передачей на попечение родителей. В отношении несовершеннолетних предлагалось использовать больше мер воспитательного характера, привлекая для этого родителей, близких родственников и товарищей провинившегося, представителей школьных, пионерских, комсомольских организаций и отделов народного образования.

Одновременно предпринимались меры и по "разгрузке" мест лишения свободы за счет досрочного освобождения из заключения лиц, не представлявших опасности для государства и общества. Так, были приняты Указы Президиума ВС СССР от 22 апреля 1949 года, в соответствии с которыми были освобождены 55 тыс.402 женщины, беременные либо имевшие малолетних детей.

В пример также можно привести постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950 года, на основании которого из ИТЛ и колоний МВД СССР в 1950 году были освобождены и направлены для работы на строительстве № 6 МПС СССР 8000 заключенных, положительно проявивших себя в быту и на производстве и имеющих остаток срока наказания не менее 2 лет (в их число не попадали осужденные за бандитизм, разбой, умышленное убийство, воры-рецидивисты и лица, осужденные к каторжным работам, иностранные граждане (подданные), лице без гражданства, а также осужденные "власовцы", спецвыселенцы и отбывающие наказание за контрреволюционные преступления, подлежащих содержанию в особых лагерях МВД). Указанные лица освобождались из-под стражи и работали в качестве "вольнонаемных" до истечения срока наказания наказания.

На основании Указа Президиума ВС СССР от 10 января 1955 года были снижены уголовные наказания за мелкие хищения (за некоторые из них устанавливались исправительно-трудовые работы), которые были выведены из-под действия июньского указа 1947 г.

апреля 1956 года был издан указ Президиума ВС СССР, отменявший уголовную ответственность за самовольный уход с предприятия, неоднократные прогулы или прогул без уважительной причины. Этим же Указом с граждан, ранее осужденных по данной норме, судимость была снята.

Важным внешнеполитическим фактором, оказавшим влияние на развитие советского права в послевоенные годы явилось объявление Советскому Союзу У. Черчиллем в ходе состоявшегося 6 марта 1946 года выступления в г. Фултоне "холодной войны".

В данных условиях, допуская возможность возникновения нового мирового военного конфликта, советские органы власти предпринимали необходимые превентивные меры защиты. Коснулось это и уголовного права.

Так, 9 июня 1947 года издан Указ Президиума ВС СССР "Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну". Данные преступления, если они не квалифицировалось как измена Родине или шпионаж, карались заключением в ИТЛ на срок от 5 до 15 лет.

С точки зрения организации борьбы с возможными скрытыми проводниками западного влияния также был принят ряд мер.21 февраля 1948 года было подписано постановление Совета Министров СССР "Об организации лагерей и тюрем со строгим режимом для содержания особо опасных государственных преступников и о направлении их по отбытии наказания на поселение в отдаленные районы СССР". Эти места заключения предназначались для содержания осужденных к лишению свободы "шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности". К концу 1952 года имелось 12 таких лагерей, содержавших 221 тыс.435 особо опасных заключенных

Кроме того, по постановлениям Совета Министров СССР от 6 октября 1948 года, 29 января 1949 года и 29 декабря 1949 года производилось выселение из западных регионов в Сибирь и на Дальний Восток бывших кулаков, помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецких оккупантов, участников профашистских партий и нелегальных сект, бандитов и националистов вместе с членами семей. В интересах обеспечения эффективности проведенных мероприятий 26 ноября 1948 года Президиум ВС СССР принял Указ, которым за побеги из мест обязательного и постоянного поселения, предусматривалась уголовная ответственность с мерой наказания в виде 20 лет каторжных работ. Лица, виновные в укрывательстве беглецов или способствовавшие их побегу, а также оказавшие им помощь в устройстве в местах прежнего жительства, подлежали привлечению к уголовной ответственности и наказывались лишением свободы на срок 5 лет.

Кроме того, 12 января 1950 года издан Указ Президиума ВС СССР, согласно которому в отношении изменников Родины, шпионов, подрывников-диверсантов вновь в качестве высшей меры наказания допускалось применение смертной казни (Указом от 30 апреля 1954 года эта норма была также распространена на лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах).

На фоне усугубляющегося противостояния в "холодной войне" в подтверждение приверженности миролюбивой политике в качестве важнейшей части государственной идеологии Советским Союзом была объявлена борьба за мир. Это нашло отражение и в праве. В 1951 г. был принят Закон "О защите мира", по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением, а виновные должны были предаваться суду и судиться как опасные уголовные преступники (в дальнейшем, в 1965 г. он был дополнен Указом "О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления").

Вместе с тем, принятым в дальнейшем Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1955 года была применена амнистия в отношении тех советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами.

В частности, были освобождены из мест заключения и от других мер наказания лица, осужденные на срок до 10 лет лишения свободы за совершенные в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. пособничество врагу и другие преступления, предусмотренные статьями 58-1, 58-3, 58-4, 58-6, 58-10, 58-12 УК РСФСР <https://his95.narod.ru/doc22/st58.htm> и соответствующими статьями УК союзных республик. Осужденным по данным статьям к лишению свободы на срок более 10 лет наполовину сокращены сроки наказания.

По данным преступлениям, совершенным в течение 1941 - 1945 г. г., были прекращены производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами. Из мест заключения, ссылки и высылки независимо от срока наказания освобождены лица, осужденные за службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях. Судимость и поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании данного Указа, а также ранее судимых и отбывших наказание, подпадающих под акт амнистии, были сняты. Имело место и значительное смягчение санкций в отношении аналогичных категорий советских граждан, проживающих за границей, что позволило многим вернуться на Родину.

Так, например, согласно данного Указа были амнистированы осужденные и проживавшие на спецпоселениях казаки из числа бывших жителей Казачьего стана <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD> в г. Лиенце (Австрия). Ранее, согласно договорённости, достигнутой на Ялтинской конференции <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F> между Сталиным <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_%D0%92%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> и Черчиллем <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8C,_%D0%A3%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BD>, они были выданы СССР британской стороной в качестве перемещённых лиц <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%89%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE>, бывших гражданами СССР на 1939 год <https://ru.wikipedia.org/wiki/1939_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, и осуждены в Советской Союзе как пособники оккупантов (проходили службу в составе 15 казачьего корпуса СС).

Однако, амнистия не коснулась карателей, осужденных за убийства и истязания советских граждан.


Заключение

 

Война внесла существенные изменения в соотношение функций государства, выдвинув на первый план функции военной защиты страны. И право, выполняя роль регулятора общественных отношений, в годы Великой Отечественной войны прежде всего было подчинено достижению поставленной перед государством и обществом цели - Победе над врагом. Однако, несмотря на всю суровость действовавших в то время правовых норм, представленный анализ развития Отечественного права в предвоенные, военные и послевоенные годы наглядно свидетельствует о том, что даже в условиях смертельной опасности для существования государства и советского строя, право в СССР не отличалось какой-либо "особой" жестокостью. Не усматривается подтверждений применению карательных, репрессивных или ограничительных мер "вообще". В законодательстве четко представлены субъекты действующих правовых норм, конкретные составы правонарушений и преступлений, санкции за их совершение. Имевшие место радикальные административные внесудебные решения диктуются остротой развития обстановки на фронтах и проблемами обеспечения безопасности объектов тыла и населения. Еще в начале 30-х годов И.В. Сталин говорил: "Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". Сейчас понятно, что без сильной власти, без сильной экономики, без соответствующего правового регулирования страна Советов не могла бы выстоять в суровой борьбе с немецко-фашистскими поработителями.

По мере достижения Победы наблюдается значительная гуманизация действующего законодательства. Данные заделы и тенденции развития права в послевоенный период сохранятся вплоть до декабря 1958 г., когда будут приняты новые (с 1924 г.) Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, в последующем (октябрь 1960 г.) ставшие юридической базой для принятия нового Уголовного кодекса РСФСР.

В заключении хотелось бы упомянуть о небезынтересном факте. В 1996 году Главная военная прокуратура Российской Федерации посмертно реабилитировала командира 15-го Казачьего конного корпуса генерал-лейтенант группенфюрер СС Гельмут <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B2%D0%B8%D1%86,_%D0%93%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%83%D1%82_%D1%84%D0%BE%D0%BD>а фон Паннвица на основании пункта "а" ст.3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года ("Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: а) осуждены за государственные и иные преступления"). Данное решение было отменено только в 2001 году, после его публикации в одном из российских СМИ. 28 июня <https://ru.wikipedia.org/wiki/28_%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F> 2001 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/2001_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> ГВП было вынесено заключение, что фон Паннвиц за совершённые преступные деяния осуждён обоснованно и реабилитации не подлежит. Одновременно Главной военной прокуратурой было признано, что справка о реабилитации фон Паннвица не имеет юридической силы. Вместе с тем, с января 2008 года депутатом ГД ФС РФ от партии "Единая Россия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F>" атаманом Всевеликого Войска Донского В. Водолацким <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9> были предприняты попытки осуществить политическую реабилитацию атамана Краснова, пресеченные только лишь решением Совета атаманов организации "Всевеликое войско донское". В настоящее время на территории храма Всех Святых по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д.75 находится "Мемориал Примирения народов России и Германии, воевавших в мировых войнах". Мемориал создан при поддержке "Товарищества ветеранов 15 кавалерийского корпуса". На мемориале установлена плита, на которой написано "Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество" и перечисляются казачьи командиры 15 кавалерийского корпуса СС <https://ru.wikipedia.org/wiki/15-%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81_%D0%A1%D0%A1>: фон Паннвиц, Краснов, Шкуро, Келеч-Гирей, Доманов и другие. В станице Еланской Ростовской области <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C>, на территории Мемориального комплекса, установлен бронзовый памятник казненному атаману Краснову.

Таким образом, мы видим, что в обществе существуют совершенно различные взгляды на вопросы советского права и правоприменения в военные и послевоенные годы. Несмотря на то, что они зачастую обусловлены политической конъюнктурой момента, актуальность данной темы не ослабевает и в наши дни. Собственно исследование права той поры позволит сделать еще немало интересных выводов и оценок. Пусть даже и неоднозначных.


Список использованной литературы

 

1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1985.

2. Современный толковый словарь. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 1997.

. Военный энциклопедический словарь. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 2002.

. Военнопленные в СССР 1939-1956. Документы и материалы. Под редакцией проф. М.М. Загорулько.

. В.В. Кожинов. Россия. Век XX (1939-1964). - М.: Алгоритм, 2005.

. С.Г. Кара-Мурза. История государства и права России. - М.: Былина, 1998.

. С.Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация. Книга 1. - М.: Алгоритм, 2008.

. И.С. Ратьковский, М.С. Ходяков. История Советской России. Учебное пособие. - С. - Петербург: Лань, 2001.

. А.В. Попова. История государства и права России (цитируется по электронному сборнику учебной литературы).

. Т.К. Кириллова. История Отечественного государства и права. Краткий курс. - С. - Петербург: Питер, 2008.

. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 гг. - М.: Зерцало, 1997.

. Хрестоматия по отечественной истории (1946 - 1995 гг.). Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Шагина. - М., 1996.

. Тайны и уроки зимней войны. Сборник документов. - С. - Петербург: Полигон, 2000.

. Ю.И. Мухин. Крестовый поход на Восток. "Жертвы" Второй мировой. (серия "Война и мы") - М.: Яуза, 2004.

. А.В. Горбатов. Годы и войны. - М.: Воениздат, 1980.

. Ю.Н. Богданов. Министр сталинских строек. - М.: Вече, 2006.

. А.Б. Мартиросян. На пути к мировой войне. (серия "200 мифов о Великой Отечественной войне") - М.: Вече, 2008.

. Независимая интернет-энциклопедия "Википедия". https://ru. wikipedia.org.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: