Железнодорожное строительство.




Становление банков было теснейшим образом связано с железнодорожным строительством, которое также всячески поощрялось правительством. Заинтересованность властей в развитии этой отрасли хозяйства объяснялась двумя причинами. Во-первых, Крымская война показала серьезное отставание системы связи в России. Во-вторых, правительство стремилось для получения дополнительных доходов увеличить вывоз хлеба за границу. Поэтому строились железные дороги из хлебных губерний к морским портам. Правительство разработало программу привлечения к железнодорожному строительству частных лиц и иностранного капитала, предусмотрев для них существенные льготы и поощрения.

1868—1872 годы вошли в историю нашей страны как период «железнодорожной горячки». Если к 1861 г. протяженность железных дорог в России составляла 2 тыс. км, то к началу 80-х гг. — свыше 22 тыс. км. На этом строительстве выросло новое поколение предпринимателей, тесно связанных с чиновниками и государственными заказами. Военный министр Д. А. Милютин писал, что «с ведома высших властей раздаются концессии на железные дороги фаворитам и фавориткам прямо для поправления финансового положения, для того именно, чтобы несколько миллионов досталось в виде барышей тем или другим личностям».

Построив железнодорожную ветку в 500—600 верст, капиталист клал себе в карман 25—30 млн рублей. Особенно щедро платило правительство за строительство железных дорог, связанных с военными нуждами. Кроме того, оно разрешило некоторым предпринимателям приобретать за границей за государственный счет вагоны и паровозы, беспошлинно ввозить рельсы и другие необходимые для строительства материалы.

Большинство новых дорог строилось непосредственно в интересах промышленности и торговли (Новки — Шуя, Кинешма — Иваново — Москва — Нижний Новгород). С 1861 по 1877 г. перевозка грузов по железным дорогам увеличилась в 25 раз, в то время как на речном транспорте — лишь на 59%.

Железнодорожное строительство стало мощным фактором развития промышленности, так как предъявляло огромный спрос на изделия из металла (рельсы, вагоны, паровозы), топливо, предметы широкого потребления для целой армии рабочих-строителей.

 

Промышленный подъем.

Во второй половине 60-х гг. в России начался быстрый промышленный подъем. К 80-м гг. в наиболее важных отраслях промышленности завершился промышленный переворот — фабричное производство восторжествовало над ремесленным и мануфактурным.

Главным районом металлургического производства продолжал оставаться Урал. Быстрыми темпами шло и создание нового металлургического района на юге России. В районе реки Северский Донец (Донбасс) были разведаны промышленные залежи железной руды и угля, а неподалеку, в Кривом Роге, — железной руды. В Донбассе английский промышленник Джон Юз основал металлургический завод, получив правительственный заказ на производство рельсов. По добыче каменного угля Донбасс вышел на первое место в России. На Кавказе в районе Баку сосредоточилась добыча нефти.

Промышленные районы на юге России были свободны от пережитков крепостничества и развивались гораздо быстрее старых центров промышленного производства.

В 60—70-х гг. началось становление машиностроительной промышленности (до 1861 г. в России производились лишь сельскохозяйственные машины). В первые пореформенные годы были построены два крупнейших завода: Пу- тиловский в Петербурге обеспечил российские дороги рельсами, а на Коломенском в Московской губернии впервые в стране было организовано строительство мостов для железнодорожного транспорта, производство паровозов, товарных вагонов и платформ. Петербург и Москва стали центрами крупного машиностроения.

Как и в дореформенный период, ведущие позиции в промышленности занимала хлопчатобумажная отрасль. Рост цен на хлопок на мировом рынке заставил промышленников обратить внимание на внутренние возможности. Текстильные компании стали скупать земельные участки в недавно присоединенной к России Средней Азии. Первым «движение в Среднюю Азию» начал промышленник Т. С. Морозов. Его представители раздавали местным жителям качественные сорта египетского и американского хлопка и заключали договоры на покупку будущих урожаев. Продукция хлопчатобумажной промышленности выросла за 30 лет в 4 раза.

Больших успехов достигла свеклосахарная промышленность, развивавшаяся в черноземных губерниях Европейской России. Она увеличила свою продукцию с 1,9 млн пудов в 1862 г. до 12,5 млн пудов в 1880 г.

Развитие промышленности способствовало росту численности рабочих. За неполных 15 лет (с 1865 по 1879 г.) количество промышленных рабочих выросло в полтора раза и достигло почти миллиона человек. Пополнение шло за счет крестьян, приходивших в город на заработки и постепенно отрывавшихся от сельского хозяйства. Первым крупным выступлением российских рабочих за свои права стала стачка на Кренгольмской мануфактуре в 1872 г.

Тем не менее российская промышленность, несмотря на мощный рывок, значительно отставала от передовых капиталистических стран по масштабам и размерам производства на душу населения, в техническом оснащении и особенно по темпам роста производительности труда.

Бурное экономическое развитие 70-х гг. сменилось резким замедлением темпов роста в начале 80-х. Основными причинами этого явились: война с Турцией, поглотившая огромные средства; угнетенное состояние крестьянства, задавленного выкупными платежами, налогами и повинностями, что сильно ограничивало его покупательные способности; снижение цен на зерно и другие российские товары за границей.

Отмена крепостного права способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее всего развитие новых форм хозяйства происходило в промышленности. Рост товарного производства в сельском хозяйстве был затруднен наличием крепостнических пережитков.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: