Парадоксы самораздражения




Строение инстинкта

1. Цепеобразный инстинкт – такие инстинкты состоят из последовательности сравнительно жестко связанных между собой звеньев, каждое из которых так или иначе подготавливает и обуславливает идущее вслед за ним, создавая впечатление общей «продуманности» поведения, его изначальной направленности на отдаленные цели. Завершение одного акта является стимулом для начала следующего.

2. Разветвляющий инстинкт – субъект является постоянно открытым перед стимуляцией и значительно более ей подчиненным. Сам инстинкт представляет собой совокупность потенциальных реакций, выполняемых в любом порядке в зависимости от последовательности поступающей ключевой стимуляции. Возможность параллельного восприятия двух или более мотивационных раздражителей, требующих взаимоисключающих действий. Мотивационные конфликты требуют еще и способности к выбору среди одновременно побуждающих целей.

 

Вопрос о психической стороне инстинкта:

Джеймс – инстинкт проявляется в психике в виде эмоций. Джеймс писал, что иногда может быть затруднительно провести четкую грань между эмоциональным процессом и инстинктивной реакцией, которые вызываются тем же объектом.

Макдауголлом вопрос о разграничении не ставится, в его концепции «инстинкт отталкивания и эмоция отвращения», «инстинкт любопытства и эмоция удивления» и т.д. рассматриваются как единое образование.

Психологическое понимание инстинкта подчеркивает, что филогенетически он неуклонно видоизменялся, причем в сторону гибкости, вариативности, переплетения с онтогенетически развивающейся мотивацией. Согласно Макдауголлу, слепого инстинктивного поведения у высших животных почти не остается.

В филогенезе, по мере совершенствования способности живых существ накапливать и использовать индивидуальный опыт, первая и последняя части инстинктивного акта становятся, где это возможно, все менее и менее определенными, лишь в общих чертах указывающими, на что и как следует реагировать, то есть условий и характера инстинктивных действий подробно не предписывающими. Соответственно этой филогенетической тенденции потери инстинктом конкретности все большее значение приобретает онтогенетическая «достройка» инстинкта на основе научения, в котором содержание этих частей по мере приобретения опыта наполняется новыми данными или уточняется.

 

Эволюционное развитие инстинкта происходило в направлении его избавления, по мере возможности, от конкретности, замены сравнительно строгого способа действий менее определенными тенденциями действовать некоторым неуточняемым образом, выражаемыми базовыми эмоциями и предусматривающими доучивание. Система взаимосвязанных базовых эмоций и есть главный итог истории развития инстинкта.

 

 

Инстинкты – генетически закрепленная форма поведения и психического отражения, общее для представителей данного вида. Приспособительное значение инстинктов заключается в обеспечении выполнения наиболее важных для существования особи и всего вида жизненных функций: пищевых, защитных, воспроизводительных, миграционных и т.п.

 

Механизмы развития инстинктивных форм поведения:

Отчетливо выделяются два основных вида и механизма возникновения новых мотивационных отношений, две основные формы мотивационного научения – импринтинг (русский эквивалент – запечателние), инстинктивно предусмотренное, быстрое и прочное научение, и обусловливание, способное происхоидть и корригироваться постоянно.

Процессы опредмечивания:

1. У животных – импринтинг – мгновенное запечатление объекта, обладающего ключевыми признаками (например, большой размер, движение – мать), относительно необратимо, а также ярко проявляется в особые сензитивные периоды, когда потребность актуализируется.

Импринтинг изучал К.Лоренц как особый вид научения. Особенности импринтинга по Лоренцу:

· Его быстрота, одноактность

· Существование сензитивного (чувствительного, критического) периода, в течение которого оно способно произойти (например, у птенцов кряквы наиболее благоприятное время для запечатления объекта привязанности – 13-16 часов после вылупления)

· Необратимость – невозможность переучивания запечатленного объекта

Механизмы импринтинга:

Предметы, приобретающие в онтогенезе мотивационное значение, не являются новыми в полном смысле слова, так как обладают ключевыми признаками, мотивационное значение которых предопределено генетически.

Собственно мотивационное научение в случае импринтинга состоит не в выявлении мотивационно значимых предметов, а всего лишь в уточнении их отличительных свойств, в такой конкретизации наследственно заданных тенденций, которая, расширяя круг мотивационно значимых признаков, вместе с тем сужает круг потенциально возможных мотивирующих предметов.

Импринтингу характерна мотивационная установка. Она изначально не является полноценной, не имеет точной стимульной адресованности и предполагает уточнение раздражителя, то есть онтогенетическое развитие. Это уточнение, осуществляющее достройку мотивационной установки, уточнение содержания ключевого раздражителя называется установкой на научение.

Обусловливание:

Обусловливание – раздражитель, не имевший мотивационного значения, приобретает его из-за своей связи с безусловным воздействием, мотивационное значение которого определено наследственностью

Обусловливанию подвергаются не собственно реакции (поскольку они должны меняться), а отношения к раздражителям и переключение эмоционального значения с одного раздражителя на другой представляет собой психологическую основу обусловливания и, если смотреть шире, главный психологический механизм онтогенетического развития мотивации.

Психологическая интерпретация обусловливания расширяет круг явлений, обозначаемых этим понятием, позволяя относить к нему наряду с традиционными лабораторными условными рефлексами также и другие случаи онтогенетического приобретения раздражителями мотивационного значения.

 

Эмоциональный механизм обусловливания: согласно психологической интерпретации процессы обусловливания имеют эмоциональную природу: они инициируются эмоциональным значением подкрепляющего фактора и состоит в переключении этого значения на условные раздражители.

Отсылаем к Спинозе: все, что более или менее опосредованным путем служит реальной или воображаемой причиной удовольствия или неудовольствия индивида, становится предметом его положительного или отрицательного эмоционального отношения (любви или ненависти).

По Юму: эмоциональный механизм обусловливания это «некоторые эмоции способны порождать в ситуации другие эмоции, направленные на новые объекты, причем это развитие находится в зависимости от процессов познания, устанавливающих связь между объектами обеих эмоций». Например, нас кто-то толкает в автобусе – мы возмущены и проклинаем человека, который толкнул. Он извиняется и говорит, что водитель резко затормозил и он не удержался за поручень. Начинаем ненавидеть водителя, который неаккуратно ездит. Птичка нашептала, что водитель резко остановился, потому что нерадивый пешеход перешел дорогу в неположенном месте. Птичка птичке нашептала… и так далее.

При повторном столкновении индивида с объектом, в котором он усмотрел причину непосредственного (безусловного) эмоционального события и к которому у него возникло новое (условное) эмоциональное отношение, это отношение будет пережито вновь.

Таким образом, обусловливание – вторая форма мотивационного научения (замыкание условной связи – передача мотивацонного (эмоционального) значения с одного раздражителя на другой). Есть некое мотивационное значение, оно передается новым объектам (значение матери, врага, детеныша), в случае импринтинга носит абсолютный характер. Опыты Уотсона с кроликом: резкий звук вызывает у ребенка чувство страха, а кролик – только чувство неприязни. Смысл обусловливания в том, чтобы придать мотивацинное значением всем окружающим предметам.

Эмоциональное переключение - это процесс порождения эмоцией, вызванной безусловным воздействием, другой эмоции, направленной на условный сигнал. Это главное событие обусловливания, поскольку именно они предупреждают индивида о возможных значимых событиях и позволяют к ним готовиться. При этом, с точки зрения физиологии – реакции остаются теми же, но вызываются новыми раздражителями. А вот обусловливание новых субъективных отношений отличается тем, что условный раздражитель приобретает не то же самое эмоционально-мотивационное значение, которое имеет безусловны. Стоит заметить что Спиноза говорил о человеческих эмоциях, а до этого мы разбирали нечто общебиологическое, но все срать на это хотели, мы поступим также. Понимание процесса о возникновении дополнительного эмоционального отношения к безусловному, а затем, вследствие обусловливания, и к условному сигналу весьма важно для понимания онтогенетического развития мотивации!

Обусловливание боли.

Это двойственное отношение к безусловному воздействию легко показывается на обусловливании боли. С одной стороны, боль сама по себе, безотносительно к обусловливанию, способна вызывать страх. С другой стороны страх сам по себе, безотносительно к актуальному переживанию боли, способен обусловливаться; это наблюдается как при вторичном обусловливании, когда страх, в прошлом вызванный болью, однако впоследствии ею не подкрепляемый, сам способен действовать как подкрепление, так и в случаях страха, вызванного неболевым воздействием, например резким неожиданным звуком.

 

 

Парадоксы самораздражения

Пояснительная бригада: метод самораздражения был разработан в связи с выявлением в образованиях головного мозга (преимущественно в лимбической системе) центров, электрическое раздражение которых воспроизводит эффекты мотивационного вознаграждения.

Данные об обусловливании боли и исследования самораздражения поддерживают представление о том, что обусловливание не является прямым и непременным следствием безусловных воздействий и обеспечивается специальными процессами.

«Экспериментатора, наблюдающего самораздражение у крыс, прежде всего поражает тот факт, что, несмотря на кажущееся неутолимое и отчаянное стремление к самораздражению, многие из них теряют всякий интерес к нему, как только выключается ток. Такое быстрое угашение поражает всякого, кто привык наблюдать крыс, нажимающих на рычаг при пищевом подкреплении или при других видах естественного подкрепления»

 

 

Запечатление ориентиров инстинктивного поведения. Самые простые механизмы мотивационного научения появляются в эволюции как особые элементы организации инстинкта. Они обеспечивают запечатление новых стимулов, до этого не имевших мотивационного значения, в качестве ориентиров поведения. Пример: «топографическое чувство» одиночных ос, ставшее широко известным благодаря исследованиям Фабри и Тинбергена. Способность ос находить свои гнезда, часто расположенные в колониях среди множества других, основана на запечатлении места их нахождения по отношению к окружающим предметам. Эти предметы впоследствии служат ориентирами поведения. Поведение животного обнаруживает явные признаки того, что запечатление предопределено организацией инстинкта. В инстинкте существуют отвечающие за это звенья. У ос – полет постепенно расширяющимися кругами вокруг гнезда, во время которого происходит запечатление местности. Это запечатление совершается при первых вылетов после построения гнезда, однако может повторяться при изменении заученных ориентиров.

Фазы инстинктивного действия:

1. Поисковая (подготовительная) Поисковое поведение является пластичной фазой инстинктивного поведения. Она характеризуется ярко выраженной ориентировочно-исследовательской деятельностью животных и переплетением врожденных и приобретенных, основанных на индивидуальном опыте компонентов поведения. Именно к поисковом поведению относится все, что связано с пластичностью инстинктов, в частности с модификациями инстинктивного поведения.

2. Завершающая (консервативная, мало изменчивая) - выполняются собственные инстинктивные действия (врожденная двигательная координация). Выполняемые в ней движения отличаются строгой последовательностью, стереотипностью. Чем ближе поведение к своему завершению, тем больше оно инстинктивно

 

Аффекты Вилюнаса

 

Аффект представляет собой сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, которое «...развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций,...тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в процессе биологической эволюции и потому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях.

Унаследованность, видотипичность, стереотипность аффективных реакций свидетельствуют о том, что в их организации решающую роль играют механизмы инстинкта. Формирование таких инстинктов на ранних этапах филогенеза вполне естественно, поскольку необходимость средств, обеспечивающих защиту и нападение (именно с этими формами поведения прежде всего связан аффект), существовала практически на протяжении всей эволюции

Взаимоисключающее отношение между аффектом и механизмами мотивационного научения можно объяснить тем, что аффективные реакции, как и критические ситуации, с которыми они помогают справляться, не являются событиями, желательными с точки зрения индивидуального организма. Это определяет специфическую направленность процессов обусловливания: если инстинктам, непосредственно удовлетворяющим потребности, такие процессы, как уже говорилось, должны способствовать, то актуализацию инстинктов-аффектов они по возможности должны исключать, предвосхищая возможность критической ситуации и обеспечивая заблаговременно ее избегание.

Таким образом, в контексте проблемы соотношения инстинктивной и приобретенной мотивации случай аффекта может быть представлен как своего рода возвращение к инстинктивной форме поведения в условиях, когда более совершенные механизмы регуляции по той или иной причине оказываются неспособными обеспечить разрешение экстремальной ситуации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: