Соматизированные (соматоформные) расстройства.




Наличие множественных соматических симптомов, которые могут относиться к любой части тела или системе внутренних органов (Г.Хемингаузен).

СР в детском и подрастковом возрасте представляют собой психогенно обусловленные симптомы, которые проявляются нарушениями в регуляции органов и систем: сердеч-сосуд, дыхат., жкт, мочевыводит., системы терморегуляции и регуляции сна. Особое место занимает болевой синдром и его психологическое оформление.

В детском возрасте, встречаются соматизированные расстройства со стороны жкт, терморегуляции и сна. При дискомфорте могут появиться симптомы СР.

В ситуации стресса может реагировать и жкт. Это соматизированная реакция может проявляться различно: запоры и диареи, анорексия, булимия и др. фрмы.

СР могут проявляться со стороны мочевыделительной системы у детей – энурез. Со стороны дыхат. системы – гипервентиляционный синдром, психогенный кашель, «мнимая бронхиальная астма» и др.

Нарушение терморегуляции – повышение или понижене температуры тела под влиянием стрессовых обстоятельств. Со стороны сердечно-сосудистой системы может проявляться в форме «невроза сердца». Болевой синдром и его психосоматические аспекты являются одной из центральных проблем в биологии, медицине, психологии.

Психалгия – это ощущение боли в разных частях тела (голове, конечностях, спине), которое возникает и усиливается под влиянием психотравмирующей ситуации и может самостоятельно исчезнуть после ее прекращения.

«Фантомные боли» - боль несуществующей част тела или органа.

Психалгии и фантомные боли успешно лечатся гипнотерапией либо другим видом психотерапевтического вмешательства, которое подходит пациенту.

 

Вопрос 26. Понятие социальной группы. Виды групп. Межличностные отношения в группе и ее структуры.

Социальная группа (Р.Мертон) – совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с т. з. других.

Группа (Я.Л. Коломенского) - это объединение людей, образование которого вызвано объективной необходимостью в сотрудничестве и субъективной потребностью в общении.

Группы характеризуются:

- устойчивым взаимодействием, способствующим стабильности существования;

- высокая степень единства;

- однородность состава, одинаковые признаки у всех членов группы;

- возможность вхождения в более широкие группы.

Разновидности соц. групп:

1. По характеру взаимодействия – первичные и вторичные

Первичная – группа, в которой взаимодействие носит межличностный характер, высокий уровень эмоциональности. Выступает связующим звеном между личностью и обществом. (семья)

Вторичная группа – более многочисленная группа, взаимодействие носит формальный характер, подчинено опр. цели. Внимание уделяется умению выполнять опр. функции. (организация)

2. По социально значимым признакам – реальные и номинальные.

Реальные – выделяемые по соц. значимым критериям (пол, возраст, доход, статус, профессия)

Номинальные – выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учёта населения.

3. По способу организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.

Формальная группа – обладает юридическим статусом, ее взаимодействие регулируется системой норм, правил, законов.

Неформальная – возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных отношений. Она лишена официального юридического статуса. Во главе групп – неформальные лидеры.

4. По степени значимости для участника – референтные и нереферентные.

Референтная – реальная или условная соц. группа, система ценностей, норм, которые служат для индивида эталоном. Выполняет 2 функции: нормативную – источник норм поведения,соц-х установок и т.д.; сравнительную – позволяет определить свое место в соц. структуре общества.

5. По количеству состава и формы осуществления связей – малые и большие.

Большая – многочисленная по составу, создается для опр. цели, взаимодействие носит опосредованный характер. (организация, предприятия)

Малая – контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности. Может принимать множество форм, исходные «диада», «триада».

Характерные черты малой группы:

- малочисленный и стабильный состав (от 2х до 30 человек)

- пространственная близость членов группы

- совпадение групповых ценностей, норм и образцов поведения

- интенсивность межличностных отношений

- развитое чувство принадлежности к группе

- неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Качественные признаки м.г. – контактность и целостность.

Композиция группы – это состав группы по характеристикам ее членов, т.е. опр. сочетание физических, психологических, социально- психологических, социально-демографических характеристик членов группы; совокупность неформальных подгрупп и «самостоятельных» членов группы.

Признаки малой группы:

- Интегративность – мера единства,

- Микроклимат – психологическое самочувствие каждого индивида в группе,

- Референтность – принятие группой общих эталонов,

- Лидерство – степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради достижения общих целей.

- Интрагрупповая активность – мера внутри групповой активности ее членов,

- Интергрупповая активность – активность группы в целом и с внешними группами,

- Направленность группы – соц. ценность принятых целей, групповых норм.

- Организованность – способность к самоуправлению.

- Эмоциональность – межличностные эмоц. связи членов группы; преобладающий настрой группы.

- Интеллектуальная коммуникативность – нахождение общего языка.

- Волевая коммуникативность – способность противостоять трудностям и препятствиям.

Важнейшей характеристикой взаимоотношений в группе являемся социально – психологический климат. Признаки благоприятного социально – психологического климата:

- доверие, высокая требовательность членов гр. друг к другу

- доброжелательная и деловая критика

- свободное выражение мнения при обсуждении вопросов

- нет давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать решения

- информированность группы о задачах и состоянии дел

- удовлетворенность принадлежностью к группе

- эмоциональная включенность и взаимопомощь в стрессовых ситуациях

- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым ее членом

- сплоченность членов группы

Структура малой группы – совокупность связей между индивидами. Ее наличие является отличительным признаком организованных групп, в отличие от стихийно сложившихся.

Структура группы: формальная и неформальная.

Формальная (официальная) – совокупность связей и отношений между индивидами, определяемые формальными предписаниями.

Неформальная – реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

 

Выделяют структуры малой группы:

1. Социометрическая – совокупность связей, характеризуемым и взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста Д. Морено.

2. Коммуникативная – связи в группе, характеризуемые процессом приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Характеристики – положение членов группы в системе коммуникаций, частота и устойчивость коммуникативных связей, тип коммуникативных связей.

3. Ролевая – распределение групповых ролей между индивидами, то есть типичных способов поведения. В общем виде при анализе процесса взаимодействия выделяются роли, связанные с решением задач, и с оказанием поддержки другим членам группы.

4. Социальной власти и влияния – направленность и интенсивность взаимного влияния связей между членами группы. Характеристики: системы связей, ежащих в основе руководства, неофициального влияния, выраженного феноменом лидерства.

 

 

Вопрос 27. Сущность социализации человека. Виды и этапы социализации. Общая характеристика факторов социализации.

Социализация – процесс и результат социального развития человека. Может быть рассмотрена с т.з. усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни.

Сущность – человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.

Социализация – двусторонний процесс. Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности.

Современная социализация имеет свою специфику (из-за быстрого развития технологий).

- длительность (детство как первичный период С. увеличилось)

Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Особая роль современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Творчество так же необходимо для С. человека. Особенности современной С. человека определяются путем наличия у человека черт, которые должны быть сформированы, для полноценного развития человека в обществе, сочетание этих черт предполагает большую выраженность амбивалентности – сочетание черт, которое обеспечивает взаимную компенсацию их социальных проявлений в поведении человека.

А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации:

- На стадии адаптации – совпадает с периодом детства, человек как объект общественных отношений, на который направлены усилия родителей и др. Происходит вхождение в мир людей. Человек обучается быть личностью.

- На стадии индивидуализации – обособление индивида, потребность персонализации. Личность – субъект общественных отношений. Человек уже может проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, в этом проявляется его личность. Важно воспроизводство в неповторимых формах. Стадия И. способствует проявлению различий между людьми.

- Интеграция – достижение баланса между человеком и обществом. Человек находит оптимальный вариант жизни, который способствует его самореализации в обществе и принятию меняющихся норм. На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, то есть такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной соц. группе.

Таким образом, в процессе С. осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида. Пассивная – когда он усваивает нормы и служит объектом соц. отношений. Активная – он воспроизводит социальный опыт, выступает субъектом соц. отношений. Активно-пассивная – умеет интегрировать эти отношения.

Факторы социализации.

1. Мегафакторы – космос, планета, мир,влияют на человека через другие группы факторов.

2. Макрофакторы – страна, этнос, общество

3. Мезофакторы – условия С. больших групп людей, выделяемых: по месту жительства,по принадлежности к аудитории СМИ, субкультурам. Влияют и прямо, и опосредовано, через четвертую группу факторов.

4. Микрофакторы – семья, соседи, микросоциум, воспитательные, государственные религиозные, общественные оргнизации.

С. происходит посредством механизмов С. – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства соц. опыта.

1. Механизм единства, подражания – стремление человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

2. Поло-ролевой идентификации – усвоение субъектом психологических черт, характерных для людей определённого пола. Проходит в первичной С.

3. Механизм соц. оценки желаемого – осуществляется в процессе соц. контроля (С. Парсонс). Работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия-страдания – чувств, которые испытывает человек при награждении и наказании от других людей.

4. Социальной оценки – социальная фасилитация – стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция – проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.

5. Конформность – некритическое принятие и следование стандартам общества, авторитетам, идеологии.

Институты социализации - это все социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Влиятельные – семья, школа, производственная группа.

Вопрос 28. Общая характеристика дошкольного возраста. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст от 3 до 7 лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: