Наличие множественных соматических симптомов, которые могут относиться к любой части тела или системе внутренних органов (Г.Хемингаузен).
СР в детском и подрастковом возрасте представляют собой психогенно обусловленные симптомы, которые проявляются нарушениями в регуляции органов и систем: сердеч-сосуд, дыхат., жкт, мочевыводит., системы терморегуляции и регуляции сна. Особое место занимает болевой синдром и его психологическое оформление.
В детском возрасте, встречаются соматизированные расстройства со стороны жкт, терморегуляции и сна. При дискомфорте могут появиться симптомы СР.
В ситуации стресса может реагировать и жкт. Это соматизированная реакция может проявляться различно: запоры и диареи, анорексия, булимия и др. фрмы.
СР могут проявляться со стороны мочевыделительной системы у детей – энурез. Со стороны дыхат. системы – гипервентиляционный синдром, психогенный кашель, «мнимая бронхиальная астма» и др.
Нарушение терморегуляции – повышение или понижене температуры тела под влиянием стрессовых обстоятельств. Со стороны сердечно-сосудистой системы может проявляться в форме «невроза сердца». Болевой синдром и его психосоматические аспекты являются одной из центральных проблем в биологии, медицине, психологии.
Психалгия – это ощущение боли в разных частях тела (голове, конечностях, спине), которое возникает и усиливается под влиянием психотравмирующей ситуации и может самостоятельно исчезнуть после ее прекращения.
«Фантомные боли» - боль несуществующей част тела или органа.
Психалгии и фантомные боли успешно лечатся гипнотерапией либо другим видом психотерапевтического вмешательства, которое подходит пациенту.
|
Вопрос 26. Понятие социальной группы. Виды групп. Межличностные отношения в группе и ее структуры.
Социальная группа (Р.Мертон) – совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с т. з. других.
Группа (Я.Л. Коломенского) - это объединение людей, образование которого вызвано объективной необходимостью в сотрудничестве и субъективной потребностью в общении.
Группы характеризуются:
- устойчивым взаимодействием, способствующим стабильности существования;
- высокая степень единства;
- однородность состава, одинаковые признаки у всех членов группы;
- возможность вхождения в более широкие группы.
Разновидности соц. групп:
1. По характеру взаимодействия – первичные и вторичные
Первичная – группа, в которой взаимодействие носит межличностный характер, высокий уровень эмоциональности. Выступает связующим звеном между личностью и обществом. (семья)
Вторичная группа – более многочисленная группа, взаимодействие носит формальный характер, подчинено опр. цели. Внимание уделяется умению выполнять опр. функции. (организация)
2. По социально значимым признакам – реальные и номинальные.
Реальные – выделяемые по соц. значимым критериям (пол, возраст, доход, статус, профессия)
Номинальные – выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учёта населения.
3. По способу организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.
Формальная группа – обладает юридическим статусом, ее взаимодействие регулируется системой норм, правил, законов.
|
Неформальная – возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных отношений. Она лишена официального юридического статуса. Во главе групп – неформальные лидеры.
4. По степени значимости для участника – референтные и нереферентные.
Референтная – реальная или условная соц. группа, система ценностей, норм, которые служат для индивида эталоном. Выполняет 2 функции: нормативную – источник норм поведения,соц-х установок и т.д.; сравнительную – позволяет определить свое место в соц. структуре общества.
5. По количеству состава и формы осуществления связей – малые и большие.
Большая – многочисленная по составу, создается для опр. цели, взаимодействие носит опосредованный характер. (организация, предприятия)
Малая – контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности. Может принимать множество форм, исходные «диада», «триада».
Характерные черты малой группы:
- малочисленный и стабильный состав (от 2х до 30 человек)
- пространственная близость членов группы
- совпадение групповых ценностей, норм и образцов поведения
- интенсивность межличностных отношений
- развитое чувство принадлежности к группе
- неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.
Качественные признаки м.г. – контактность и целостность.
Композиция группы – это состав группы по характеристикам ее членов, т.е. опр. сочетание физических, психологических, социально- психологических, социально-демографических характеристик членов группы; совокупность неформальных подгрупп и «самостоятельных» членов группы.
|
Признаки малой группы:
- Интегративность – мера единства,
- Микроклимат – психологическое самочувствие каждого индивида в группе,
- Референтность – принятие группой общих эталонов,
- Лидерство – степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради достижения общих целей.
- Интрагрупповая активность – мера внутри групповой активности ее членов,
- Интергрупповая активность – активность группы в целом и с внешними группами,
- Направленность группы – соц. ценность принятых целей, групповых норм.
- Организованность – способность к самоуправлению.
- Эмоциональность – межличностные эмоц. связи членов группы; преобладающий настрой группы.
- Интеллектуальная коммуникативность – нахождение общего языка.
- Волевая коммуникативность – способность противостоять трудностям и препятствиям.
Важнейшей характеристикой взаимоотношений в группе являемся социально – психологический климат. Признаки благоприятного социально – психологического климата:
- доверие, высокая требовательность членов гр. друг к другу
- доброжелательная и деловая критика
- свободное выражение мнения при обсуждении вопросов
- нет давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать решения
- информированность группы о задачах и состоянии дел
- удовлетворенность принадлежностью к группе
- эмоциональная включенность и взаимопомощь в стрессовых ситуациях
- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым ее членом
- сплоченность членов группы
Структура малой группы – совокупность связей между индивидами. Ее наличие является отличительным признаком организованных групп, в отличие от стихийно сложившихся.
Структура группы: формальная и неформальная.
Формальная (официальная) – совокупность связей и отношений между индивидами, определяемые формальными предписаниями.
Неформальная – реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.
Выделяют структуры малой группы:
1. Социометрическая – совокупность связей, характеризуемым и взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста Д. Морено.
2. Коммуникативная – связи в группе, характеризуемые процессом приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Характеристики – положение членов группы в системе коммуникаций, частота и устойчивость коммуникативных связей, тип коммуникативных связей.
3. Ролевая – распределение групповых ролей между индивидами, то есть типичных способов поведения. В общем виде при анализе процесса взаимодействия выделяются роли, связанные с решением задач, и с оказанием поддержки другим членам группы.
4. Социальной власти и влияния – направленность и интенсивность взаимного влияния связей между членами группы. Характеристики: системы связей, ежащих в основе руководства, неофициального влияния, выраженного феноменом лидерства.
Вопрос 27. Сущность социализации человека. Виды и этапы социализации. Общая характеристика факторов социализации.
Социализация – процесс и результат социального развития человека. Может быть рассмотрена с т.з. усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни.
Сущность – человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.
Социализация – двусторонний процесс. Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений. Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности.
Современная социализация имеет свою специфику (из-за быстрого развития технологий).
- длительность (детство как первичный период С. увеличилось)
Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.
Особая роль современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Творчество так же необходимо для С. человека. Особенности современной С. человека определяются путем наличия у человека черт, которые должны быть сформированы, для полноценного развития человека в обществе, сочетание этих черт предполагает большую выраженность амбивалентности – сочетание черт, которое обеспечивает взаимную компенсацию их социальных проявлений в поведении человека.
А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации:
- На стадии адаптации – совпадает с периодом детства, человек как объект общественных отношений, на который направлены усилия родителей и др. Происходит вхождение в мир людей. Человек обучается быть личностью.
- На стадии индивидуализации – обособление индивида, потребность персонализации. Личность – субъект общественных отношений. Человек уже может проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, в этом проявляется его личность. Важно воспроизводство в неповторимых формах. Стадия И. способствует проявлению различий между людьми.
- Интеграция – достижение баланса между человеком и обществом. Человек находит оптимальный вариант жизни, который способствует его самореализации в обществе и принятию меняющихся норм. На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, то есть такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной соц. группе.
Таким образом, в процессе С. осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида. Пассивная – когда он усваивает нормы и служит объектом соц. отношений. Активная – он воспроизводит социальный опыт, выступает субъектом соц. отношений. Активно-пассивная – умеет интегрировать эти отношения.
Факторы социализации.
1. Мегафакторы – космос, планета, мир,влияют на человека через другие группы факторов.
2. Макрофакторы – страна, этнос, общество
3. Мезофакторы – условия С. больших групп людей, выделяемых: по месту жительства,по принадлежности к аудитории СМИ, субкультурам. Влияют и прямо, и опосредовано, через четвертую группу факторов.
4. Микрофакторы – семья, соседи, микросоциум, воспитательные, государственные религиозные, общественные оргнизации.
С. происходит посредством механизмов С. – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства соц. опыта.
1. Механизм единства, подражания – стремление человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.
2. Поло-ролевой идентификации – усвоение субъектом психологических черт, характерных для людей определённого пола. Проходит в первичной С.
3. Механизм соц. оценки желаемого – осуществляется в процессе соц. контроля (С. Парсонс). Работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия-страдания – чувств, которые испытывает человек при награждении и наказании от других людей.
4. Социальной оценки – социальная фасилитация – стимулирующее влияние одних людей на поведение других. Социальная ингибиция – проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.
5. Конформность – некритическое принятие и следование стандартам общества, авторитетам, идеологии.
Институты социализации - это все социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Влиятельные – семья, школа, производственная группа.
Вопрос 28. Общая характеристика дошкольного возраста. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст от 3 до 7 лет.