Оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Игра – не продуктивная деятельность, мотив лежит в её содержании. Она свободна от обязательного подчинения условиям и реальным предметам. Вырастает из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Аффект переносится с предмета на человека.
До 3х лет игра – манипуляция предметами, а собственно игра возникает в 3 года, когда ребеок начинает мыслить целостными образами.
Виды игр: 3-4 г. – сюжетная, 4-5 л. – образно-ролевая, 6-7 л. – игры по правиламю
Главное в игре – возможность взять на себя роль. Преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Развивается мотивоционно-потребностная сфера ребенка, творческое воображение, эмоциональная сфера (помогает справиться со страхами), становление произвольной памяти.
Структура игры:
1. Тема
2. Сюжет – определенная последовательность разыгрываемых событий.
3. Роль – обязательный набор действий и правил.
4. Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношения взрослых.
5. Игровой материал и пространство – игрушки, предметы-заместители.
6. Ролевые и реальные отношения. Первые отражают отношение к сюжету и роли. Вторые – отношению к качеству и правильности выполнения роли.
Игра – важная форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально – закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. Воспроизводятся нормы человеческой жизни.
Вопрос 29. Основные новообразования и ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Особенности межличностных отношений подростков.
Возраст от 9-11 до 14-15 лет. Отрочество – период между детством и взрослостью. Кончается, когда индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости, и получает опыт, способность и желание принять на себя роль взрослого.
Для этого возраста характерны особенности:
- половое созревание, неравномерное физиологич. развитие, эмоциональная неустойчивость.
- изменение соц. ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной взрослости.
- смена ведущей деятельности: от учебной к интимно-личностной.
- открытие и утверждение своего «Я». Поиск своего места в социуме.
- познание себя через противопоставление миру взрослых и чувство принадлежности к миру сверстников.
- появление «чувства взрослости», стремление освободиться от родительской зависимости.
Важнейший фактор развития подростка – его собственная высокая социальная активность, направленная на усвоение опр-х образцов и ценностей, на построение удовл-х отношений со взрослыми и сверстниками и на себя.
Кризис. Характерно: демонстративные, протестные реакции, негативизм, строптивость. Ребенок становится скрытным, замкнутым, недоверчивым.
По мнению Л. И. Божович, кризис связан с появлением нового уровня самосознания, которое становится социальным. Чертой сознания подростка является появление способности и потребности познать себя как личность. Появляются ряд стремлений: к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию.
Большое значение имеет расхождение между потребностями и возможностями их реализации.
К. Левин говорит, что подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между соц. группами, неприкаянным, что порождает особую подростковую субкультуру.
Л. С. Выготский называет новообразованием возникающее представление о себе уже ни как о ребенке: чувствует себя взрослым.
Основа «чувства взрослости» - осознание физ. сдвигов в организме и субъективное переживание соц. изменений. Л.С. писал, что если в начале преобладают романтические стремления и интересы, то в конечной фазе интересы реалистичны, обусловлены практическим выбором наиболее устойчивого интереса.
Мышление. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений.
Воображение. Оно уходит в сферу фантазии под влиянием абстрактного мышления, которая обращается в интимную сферу.
Память. Вперед выходит смысловая, логическая память. Это результат интеграции мышления и памяти. Она становится осмысленней, чем у мл. школьников.
Другие виды мнемических процессов испытывают в этот период, количественные изменения.
Л. С. Выготский описал 2 новообразования – рефлексия (становится возможным глубокое понимание других людей) и на ее основе развитие самосознания (зависит от культурного содержания сред).
По. Д.Б. Эльконину развитие подростка проявляется в:
1. Трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, уход из школы, т.к. теперь главное происходит вне школы.
2. Компаии сверстников
3. Попытки вести дневник. Обращение к себе.
Д. И. Фельдштейн выделяет формы общения подростков:
1. Интимно-личностное общение – основано на личных симпатиях. Содержание общения – соучастие в проблемах друг друга. Высшие формы – дружба, любовь.
2. Стихийно-групповое общение – основано на случайных контактах. Такой вид общения приводит к появлению разного рода неформальных групп.
3. Социально-ориентированное- основано на совместном выполнении общественно-важных дел. Обслуживает общественные потребности людей и является фактором развития форм общественной жизни коллективов и т.п.
Самое трудное в отрочестве – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам.
Изменяются отношения между мальчиками и девочками – проявление интереса к представителю другого пола. Особое значение к личной привлекательности.
Вопрос 30. Виды и формы психолого-педагогического консультирования детей младшего школьного возраста и членов их семей.
Особенности:
- Беседа родителей ребенка с психологом при знакомстве, без самого ребенка. На беседе запись фамилии, имени ребенка, дату рождения, дату обращения, состав семьи, кто обратился за помощью, какая проблема.
- Не задавать сразу много формальных вопросов. Сначала выслушать клиента. Записывать детали по ходу рассказа.
В общении с педагогами и родителями типичны противоположные сложности:
- педагоги кратки (надо задавать вопросы, просить рассказать поподробнее), родители многословны (указать на то, что вас интересует только общая картина, подробно будет разговор дальше, когда вы составите общую картину о ребенке;
- Важно учитывать, что вы получаете полную картину, а не субъективное мнение.
Задачи консультирования:
1. Получить общее представление о том, как клиент воспринимает ребенка и что его беспокоит.
2. Познакомиться с поведенческими проявлениями ребенка и выяснить как на них реагируют люди.
3. Собрать данные о семейной и школьной ситуации. (отложить на конец беседы)
Можно использовать классификацию проблем:
- связанные с умственным развитием;
- поведенческие;
- эмоциональные и личностные;
- в общении;
- неврологические проявления.
Чтобы дать советы, необходимо получить полное представление о психологических особенностях ребенка и о том, как они проявляются.
Для этого психолог организует разные формы общения с ребенком. Он моделирует обычные жизненные ситуации, используя тесты, в качестве материала.
Псих. тесы – средство развертывания различных типовых ситуаций взаимодействия с ребенком.
Они должны быть:
1. Занимательны и интересны ребенку
2. Компактны
3. Информативны
В протоколе необходимо отмечать особенности выполнения заданий и проявления, такие как:
1. Реакция на похвалу и на указание ошибок;
2. Возможности ребенка в использовании помощи проверяющего
3. Обращение за помощью или одобрение к взрослому
4. Эмоциональные реакции взрослого, наблюдающего за действиями ребенка.