Игра – ведущая деятельность




Оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Игра – не продуктивная деятельность, мотив лежит в её содержании. Она свободна от обязательного подчинения условиям и реальным предметам. Вырастает из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства. Аффект переносится с предмета на человека.

До 3х лет игра – манипуляция предметами, а собственно игра возникает в 3 года, когда ребеок начинает мыслить целостными образами.

Виды игр: 3-4 г. – сюжетная, 4-5 л. – образно-ролевая, 6-7 л. – игры по правиламю

Главное в игре – возможность взять на себя роль. Преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Развивается мотивоционно-потребностная сфера ребенка, творческое воображение, эмоциональная сфера (помогает справиться со страхами), становление произвольной памяти.

Структура игры:

1. Тема

2. Сюжет – определенная последовательность разыгрываемых событий.

3. Роль – обязательный набор действий и правил.

4. Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношения взрослых.

5. Игровой материал и пространство – игрушки, предметы-заместители.

6. Ролевые и реальные отношения. Первые отражают отношение к сюжету и роли. Вторые – отношению к качеству и правильности выполнения роли.

Игра – важная форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально – закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. Воспроизводятся нормы человеческой жизни.

 

Вопрос 29. Основные новообразования и ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Особенности межличностных отношений подростков.

Возраст от 9-11 до 14-15 лет. Отрочество – период между детством и взрослостью. Кончается, когда индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости, и получает опыт, способность и желание принять на себя роль взрослого.

Для этого возраста характерны особенности:

- половое созревание, неравномерное физиологич. развитие, эмоциональная неустойчивость.

- изменение соц. ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной взрослости.

- смена ведущей деятельности: от учебной к интимно-личностной.

- открытие и утверждение своего «Я». Поиск своего места в социуме.

- познание себя через противопоставление миру взрослых и чувство принадлежности к миру сверстников.

- появление «чувства взрослости», стремление освободиться от родительской зависимости.

Важнейший фактор развития подростка – его собственная высокая социальная активность, направленная на усвоение опр-х образцов и ценностей, на построение удовл-х отношений со взрослыми и сверстниками и на себя.

Кризис. Характерно: демонстративные, протестные реакции, негативизм, строптивость. Ребенок становится скрытным, замкнутым, недоверчивым.

По мнению Л. И. Божович, кризис связан с появлением нового уровня самосознания, которое становится социальным. Чертой сознания подростка является появление способности и потребности познать себя как личность. Появляются ряд стремлений: к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию.

Большое значение имеет расхождение между потребностями и возможностями их реализации.

К. Левин говорит, что подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между соц. группами, неприкаянным, что порождает особую подростковую субкультуру.

Л. С. Выготский называет новообразованием возникающее представление о себе уже ни как о ребенке: чувствует себя взрослым.

Основа «чувства взрослости» - осознание физ. сдвигов в организме и субъективное переживание соц. изменений. Л.С. писал, что если в начале преобладают романтические стремления и интересы, то в конечной фазе интересы реалистичны, обусловлены практическим выбором наиболее устойчивого интереса.

Мышление. Функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений.

Воображение. Оно уходит в сферу фантазии под влиянием абстрактного мышления, которая обращается в интимную сферу.

Память. Вперед выходит смысловая, логическая память. Это результат интеграции мышления и памяти. Она становится осмысленней, чем у мл. школьников.

Другие виды мнемических процессов испытывают в этот период, количественные изменения.

Л. С. Выготский описал 2 новообразования – рефлексия (становится возможным глубокое понимание других людей) и на ее основе развитие самосознания (зависит от культурного содержания сред).

По. Д.Б. Эльконину развитие подростка проявляется в:

1. Трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, уход из школы, т.к. теперь главное происходит вне школы.

2. Компаии сверстников

3. Попытки вести дневник. Обращение к себе.

Д. И. Фельдштейн выделяет формы общения подростков:

1. Интимно-личностное общение – основано на личных симпатиях. Содержание общения – соучастие в проблемах друг друга. Высшие формы – дружба, любовь.

2. Стихийно-групповое общение – основано на случайных контактах. Такой вид общения приводит к появлению разного рода неформальных групп.

3. Социально-ориентированное- основано на совместном выполнении общественно-важных дел. Обслуживает общественные потребности людей и является фактором развития форм общественной жизни коллективов и т.п.

Самое трудное в отрочестве – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам.

Изменяются отношения между мальчиками и девочками – проявление интереса к представителю другого пола. Особое значение к личной привлекательности.

 

Вопрос 30. Виды и формы психолого-педагогического консультирования детей младшего школьного возраста и членов их семей.

Особенности:

- Беседа родителей ребенка с психологом при знакомстве, без самого ребенка. На беседе запись фамилии, имени ребенка, дату рождения, дату обращения, состав семьи, кто обратился за помощью, какая проблема.

- Не задавать сразу много формальных вопросов. Сначала выслушать клиента. Записывать детали по ходу рассказа.

В общении с педагогами и родителями типичны противоположные сложности:

- педагоги кратки (надо задавать вопросы, просить рассказать поподробнее), родители многословны (указать на то, что вас интересует только общая картина, подробно будет разговор дальше, когда вы составите общую картину о ребенке;

- Важно учитывать, что вы получаете полную картину, а не субъективное мнение.

Задачи консультирования:

1. Получить общее представление о том, как клиент воспринимает ребенка и что его беспокоит.

2. Познакомиться с поведенческими проявлениями ребенка и выяснить как на них реагируют люди.

3. Собрать данные о семейной и школьной ситуации. (отложить на конец беседы)

Можно использовать классификацию проблем:

- связанные с умственным развитием;

- поведенческие;

- эмоциональные и личностные;

- в общении;

- неврологические проявления.

Чтобы дать советы, необходимо получить полное представление о психологических особенностях ребенка и о том, как они проявляются.

Для этого психолог организует разные формы общения с ребенком. Он моделирует обычные жизненные ситуации, используя тесты, в качестве материала.

Псих. тесы – средство развертывания различных типовых ситуаций взаимодействия с ребенком.

Они должны быть:

1. Занимательны и интересны ребенку

2. Компактны

3. Информативны

В протоколе необходимо отмечать особенности выполнения заданий и проявления, такие как:

1. Реакция на похвалу и на указание ошибок;

2. Возможности ребенка в использовании помощи проверяющего

3. Обращение за помощью или одобрение к взрослому

4. Эмоциональные реакции взрослого, наблюдающего за действиями ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: