ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИЯ «СМЕШАННОЙ» ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ
Селезнева Н.И. -учитель-логопед, ОУ № 236, Фрунзенский район
Пояснительная записка
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.
Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи - дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия. При «смешанной» дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР), нарушения письма носят системный характер. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителя, родителей.
Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:
• комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
• компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский);
|
• поэтапное формирование умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).
Содержание и структурирование программы опирается на дидактические принципы: научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности.
Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.
Задачи:
• уточнение и развитие пространственно-временных пре, ставлений;
• развитие функции фонематического анализа и синтеза; звуко-слоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза;
• коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи
• развитие связной речи.
Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у учащихся 2-3-х классов.
С учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся групповые (3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность коррекционных занятий - 2-3 раза в неделю. Продолжительность группового занятия - 40 минут, индивидуального - 20 минут, Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и классным руководителем.
Содержание
Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Количество часов рассчитано на один учебный год и зависит от периодичности занятий. Если занятия проводятся 2 раза в неделю, то в течение года ребенок занимается 60 часов, если 3 раза в неделю, то 90 часов. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.
|
Й КЛАСС
I этап. Диагностический
На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования
фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
// этап. Звукослоговой состав слов
Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.
/// этап. Дифференциация твердых и мягких согласных
Образование гласных II ряда; гласные первого и второго ряда; обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.
IVэтап. Дифференциация гласных звуков и букв
Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о - а; звук и буквам; дифференциация о - у; звук и буква и; дифференциация и-у; буква е, звуки у, э; буква ю, звуки у, у; дифференциация и-у.
V этап. Дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическим и оптическим признакам.
Основной задачей этого этапа является:
• развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи;
|
• дифференциация звонких и глухих согласных;
• дифференциация твердых и мягких согласных;
• дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;
• дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;
• дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.
Методические рекомендации
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
• каждый, из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема), фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);
• затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
3-Й КЛАСС
I этап. Диагностический
Обследование учащихся проводится по той же схеме, что и во втором классе с изменением содержания речевого материала (материал подбирается соответственно возрасту школьников).
// этап. Коррекционно-логопедическая работа на фонетике-фонематическом уровне
Дифференциация понятий «звук» и «буква». Фонетико-фонематический анализ слов. Мягкий знак. Разделительный мягкий знак. Гласные второго ряда. Дифференциация твердых и мягких согласных. Согласные ж, ш, ц. Согласные ч, щ. Слогоритмическая организация слова.
III этап. Коррекционно-логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне
Синонимы, антонимы, многозначность слов. Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол). Однокоренные слова. Дифференциация предлогов и приставок.
Методические рекомендации
Коррекционно-логопедическая работа над именем существительным проводится в следующей последовательности: формирование понятия о предмете, классификация имен существительных по группам, употребление имен существительных в единственном и множественном числе, образование имен существительных различными способами (суффиксальным, префиксальным, префиксально-суффиксальным).
При работе над глаголом важное место должны занять упражнения в словоупотреблении и словообразовании. А также умение ставить вопросы к глаголам, изменять их по числам и временам, согласовывать глаголы с именами существительными.
При работе над именем прилагательным необходимо включать упражнения по классификации лексики (подбор прилагательных по материалу, месту, времени, цвету, вкусу, запаху, размеру, весу и т. д.), изменению имен прилагательных по числам и родам; согласованию имен прилагательных с существительными.
IV этап. Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений.