При работе над предложением следует учить:
• выделять предложения из сплошного текста;
• учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
• формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены (подлежащие и сказуемое) и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов с второстепенным членом предложения;
• формировать умение определять части речи на основе лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
Направление работы:Коррекция «смешанной» дисграфии у учащихся 2-х классов
Дата | № п/п | № в теме | Тема | Количество часов |
/ этап. Диагностика | ||||
1. | 1. | Обследование состояния звукопроизношения | ||
2. | 2. | Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса | ||
3. | 3. | Списывание с печатного текста. Исследование процесса чтения | ||
4. | 4. | Исследование фонематического восприятия. Диктант слов паронимов. Исследование фонематического анализа и синтеза | ||
5. | 5. | Обследование грамматического строя речи | ||
6. | 6. | Изложение по плану или по вопросам. Обследование зрительно-пространственных функций | ||
// этап. Звукослоговой состав слов | ||||
7. | 1. | Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква» | ||
8. | 2. | Гласные звуки и буквы | ||
9. | 3. | Согласные звуки и буквы | ||
10. | 4. | Слог. Слогообразующая роль гласного | ||
11. | 5. | Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове, последовательность слогов в слове, позиционный анализ) | ||
12. | 6. | Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове) | ||
13. | 7. | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения | ||
/// этап. Дифференциация твердых и мягких согласных | ||||
14. | 1. | Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда | ||
15. | 2. | Практическое усвоение гласных второго ряда | ||
16. | 3. | Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и | ||
17. | 4. | Дифференциация твердых и мягких согласных | ||
IV этап. Дифференциация гласных звуков и букв | ||||
18. | 1. | Звук и буква а | ||
19. | 2. | Звук и буква о | ||
20. | 3. | Дифференциация о - а | ||
21. | 4. | Звук и буква у | ||
22. | 5. | Дифференциация у — а | ||
23. | 6. | Звук и буква и | ||
24. | 7. | Дифференциация и —у | ||
25. | 8. | Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю | ||
26. | 9. | Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонематический анализ слов с буквой ё | ||
27. | 10. | Дифференциация ё - ю | ||
V этап. Дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическим и оптическим признакам | 45-60 | |||
28. | 1. | Звук и буква п | ||
29. | 2. | Звук и буква б | ||
30. | 3. | Дифференциация звуков п - б | 2-3 | |
31. | 4. | Звук и буква ф | ||
32. | 5. | Звук и буква в | ||
33. | 6. | Дифференциация звуков ф - в | 2-3 | |
34. | 7. | Звук и буква к | ||
35. | 8. | Звук и буква г | ||
36. | 9. | Дифференциация звуков к-г | 2-3 | |
37. | 10. | Звук и буква т | ||
38. | 11. | Звук и буква д | ||
39. | 12. | Дифференциация звуков т - д | 2-3 | |
40. | 13. | Звук и буква с | ||
41. | 14. | Звук и буква з | ||
42. | 15. | Дифференциация звуков с - з | 2-3 | |
43. | 16. | Звук и буква ш | ||
44. | 17. | Звук и буква ж | ||
45. | 18. | Дифференциация звуков ш - ж | 2-3 | |
46. | 19. | Звук и буква ц | ||
47. | 20. | Дифференциация звуков с - ц | 2-3 | |
48. | 21. | Звук и буква ч | ||
49. | 22. | Звук и буква т | ||
50. | 23. | Дифференциация звуков ч - т | 2-3 | |
51. | 24. | Дифференциация звуков ч - ц | 2-3 | |
52. | 25. | Дифференциация звуков ч - щ | 2-3 | |
53. | 26. | Дифференциация звуков ш - щ | 2-3 | |
54. | 27. | Дифференциация графически сходных букв п-т | 2-3 | |
55. | 28. | Дифференциация графически сходных букв б-д | 2-3 | |
56. | 29. | Дифференциация графически сходных букв л-м | 2-3 | |
57. | 30. | Дифференциация графически сходных букв х-ж | 2-3 |
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
|
|
Направление работы:Коррекция «смешанной» дисграфии у учащихся 3-х классов
Дата | № п/п | № в теме | Тема | Количество часов |
/ этап. Диагностика | 5-6 | |||
II этап. Коррекционно-логопедическая работа на фонетико-фонематическом уровне | ||||
1. | 1. | Дифференциация понятий «звук» и «буква» | ||
2. | 2. | Гласные звуки и буквы | ||
3. | 3. | Согласные звуки и буквы | ||
4. | 4. | Слоговой анализ и синтез слов | ||
5. | 5. | Фонематический анализ и синтез слов | ||
6. | 6. | Мягкий знак - показатель мягкости согласных | ||
7. | 7. | Разделительный мягкий знак Фонематический анализ слов с разделительным ь | ||
8. | 8. | Гласные е, ё, ю, я, и. Фонетический разбор слов с гласными е, ё, ю, я, и (транскрипция) | ||
9. | 9. | Дифференциация твердых и мягких согласных | ||
10. | 10. | Разделительный твердый знак. Фонематический анализ слов с разделительным ъ | ||
11. | 11. | Фонематический анализ и синтез слов с согласными ж, ш, ц | ||
12. | 12. | Фонематический анализ и синтез слов с согласными ч, щ | ||
/// этап. Коррекционно-логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне | ||||
13. | 1. | Синонимы, антонимы, омонимы, многозначность слов | ||
14. | 2. | Слова, обозначающие предмет - имена существительные | ||
15. | 3. | Дифференциация имен существительных по родам, категориям одушевленности, неодушевленности, числам | ||
16. | 4. | Слова, обозначающие действие предмета - глагол | ||
17. | 5. | Дифференциация глаголов по времени, виду, числам | ||
18. | 6. | Дифференциация имен существительных и глаголов. Согласование имен существительных и глаголов в числе и времени | ||
19. | 7. | Слова, обозначающие признак предмета - имя прилагательное | ||
20. | 8. | Дифференциация имен прилагательных по родам, числам | ||
21. | 9. | Дифференциация имен существительных, имен прилагательных, глаголов | ||
22. | 10. | Согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе | ||
23. | 11. | Морфемный анализ и синтез слов (корень, приставка, суффикс, окончание) | ||
24. | 12. | Образование слов при помощи суффикса | ||
25. | 13. | Образование слов при помощи приставки | ||
26. | 14. | Суффиксально-префиксальный способ образования слов | ||
IV этап. Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне | ||||
27. | 1. | Предложение | ||
28. | 2. | Выделение предложений из сплошного текста | ||
29. | 3. | Словосочетание. Дифференциация словосочетаний и предложений | ||
30. | 4. | Грамматическое оформление предложения | ||
31. | 5. | Распространение предложений (по схемам, вопросам) | ||
32. | 6. | Самостоятельное составление предложений (по заданному слову, по заданному словосочетанию и др.) |
|
Список литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.,1991.
5. Ильина М.Н. Подготовка к школе. - СПб., 1995.
6. Каше Г.А. Подготовка детей к школе с недостатками речи. -М„ 1985.
7. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.
8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1998.
9. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шеховской. -М., 2003.
10. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М.,1990.
11. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. -М., 1990.
12. Милоствиненко Л. Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - СПб., 1995.
13. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. - СПб., 1994.
14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995.
15. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1995.
16. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М., 1997.