Лену переносим во второй акт.




Мария Николаевна.

Алла, уходит.

Мария Николаевна. (Продолжая разговор.) Я всегда считала, что преподавать литературу - это не значит пересказывать "Анну Каренину", а учить ребят мыслить, чувствовать... И скажу вам прямо - работать сейчас очень трудно. Я ученикам рассказываю - а глаза у них пустые. Ответы заученные, правильные, но такие равнодушные...

Антонина Прокофьевна. (Марии Николаевне.) Я согласна, литература - это нужно. Я многое помню, хоть и давно учила. Раньше писали о добре и правде, потом все больше о борьбе и строительстве... А сейчас все секс, секс, секс...

Алла возвращается.

Антонина Прокофьевна. У меня дочка - школьница. Думаете, легко?

Мария Николаевна. Когда целое поколение не так растет, тут уж ни семья, ни школа не помогут.

Тихо входит Алла, жестами зовет Надю, Надя подходит к ней и тихо разговаривают

Надя. (Алле, тихо.) Ушел?

Алла. Нет. Умоляет выйти хотя бы на одну минуту. Неужели тебе его не жалко?

Надя. Это ничего не изменит.

Алла. Меня бы такой мужчина позвал - не на минуту, на всю бы жизнь пошла. Ты поклонниками избалована - уж не знаю почему, но они всегда к тебе липли, - но такой, как Валентин, раз в сто лет попадается. А родители у него какие!.. И собак любит.

Надя. (Улыбнувшись, обходит Аллу, садится на стул.) Значит, и меня любить будет?

Надя. Скажи лучше, как у тебя дела с тем... брюнетом... Не помню, как его зовут.

Алла. (Неохотно.) Я тоже уже не помню. Мы теперь не встречаемся.

Надя. Уже?

Алла. (Сухо.) Мы с тобой договаривались эту тему не затрагивать.

Надя. А также многие другие. Может, лучше нам как-нибудь встретиться и все выяснить?

Алла. В свое время уже выяснили, хватит.

Надя. (Обняв Аллу за плечи.) Ну, Алла, улыбнись, ты же на свадьбу пришла.

Алла. (Улыбнувшись.) Все в порядке. / уходит к зеркалу

Входит Зинаида Зиновьевна, сменившая парадную форму на деловой костюм.

Зинаида Зиновьевна. Корнилова, быстро паспорта. Скоро ваша очередь. Пойдете за Мурашкиной.

Надя. / бежит к столу, достает паспорта, отдает З.З. / Пожалуйста. Вот мой, вот Гришин.

Зинаида Зиновьевна. Жених на месте?

Надя. Сейчас будет. Можно пока оформлять.

Зинаида Зиновьевна. Нет, без него нельзя. Не положено.

Неловкая пауза.

Антонина Прокофьевна. Пожалуй, позвоню, узнаю. Верно, их бабуля задержала. Вечно она копается. (Достает мобильный телефон и выходит.)

Зинаида Зиновьевна. (Наде.) Кого вы выбираете в свидетельницы?

Надя. / показывая на Аллу / Алла, иди сюда.

Алла. (Поколебавшись.) Нет, только не меня.

Надя. Ну-ну, не кокетничай. / тащит ее к З.З./

Алла. (Серьезно.) Правда, не надо.

Зинаида Зиновьевна. Пожалуйста, не отказывайтесь. Красивые свидетельницы украшают свадьбу. (Повязывает Алле через плечо широкую пурпурную ленту.)

Антонина Прокофьевна. (Возвращаясь.) Не могу дозвониться. Но, я думаю, минут через десять будут.

Зинаида Зиновьевна. (Наде.) Тогда зайдите с паспортами ко мне. (Уходит.)

Вера возвращается с вазой и ставит туда цветы, садится за стол м/у мамами, Надя остается посередине комнаты, оглядывает всех по очереди, садится на стул/

Стук в дверь.

Надя. / подскакивает / Гриша, наконец-то!

Входит Лариса - молодая, не очень красивая и нескладная женщина.

Лариса. (Наде.) Можно вас на минутку?

Надя. (В недоумении садится.) Пожалуйста.

Лариса. Меня зовут Лариса Анатольевна. Можно просто Лариса. Я социолог из университета и провожу на базе Дворца бракосочетаний научные исследования. Вы не согласитесь мне помочь?

Надя. Я? / поднимая голову, смахивая слезу/

Лариса. Не пугайтесь, это очень просто. Я дам вам небольшую анкету, а вы ответите на ее вопросы. Только и всего. (Вручает анкету.)

Присутствующие заинтересованно следят за разговором. Тем временем в комнату нерешительно входят две женщины, одетые в дорогие, но чересчур броские наряды. У каждой в руках по букету. Держатся женщины довольно скованно, явно чувствуя себя не в своей тарелке. Мы будем называть их Первой и Второй Гостьями. Потоптавшись у дверей, они осторожно подходят к Алле у зеркала - у той лента через плечо

Первая гостья./ Вторая гостья. Здесь свадьба

Алла. А сами-то как думаете

Первая гостья./ Вторая гостья. А ну да, извините. А как жениха зовут

Алла. Гриша

Женщины садятся рядышком, но поодаль от остальных гостей.

Антонина Прокофьевна. (Наде.) А ну, что тут написано?

Надя. "Кто из супругов, по вашему мнению, должен вести домашнее хозяйство? Кто должен быть главой семьи? Кто должен распоряжаться деньгами?" (Опуская листок.) И еще несколько вопросов.

Антонина Прокофьевна. Ну ее к лешему, эту анкету. Еще что-нибудь не то напишешь, потом объясняться придется. Да и как можно, не зная замужества, отвечать на такие вопросы?

Вера. Действительно. (Протягивает руку.) Дайте лучше мне. Уж я напишу...

Лариса. Нет, только невесте.

Вера. Дайте хоть посмотреть.

Лариса раздает анкеты

Первая гостья. (Немного освоившись, Второй гостье.) А невеста - ничё, правда?

Вторая гостья. Невесты всегда красивые.

Первая гостья. И платье интересное.

Вторая гостья. А я люблю свадебные чтобы со шляпкой. Знаешь, плоские такие.

Первая гостья. Нинку помнишь - на штукатурке работала? Симпатичная была, но невезучая. Каждый раз, как ей делали предложение, она заказывала свадебное платье, а потом с женихом ссорилась. Четыре платья в комиссионку снесла.

Антонина Прокофьевна. (Ларисе.) С каких это пор анкеты стали наукой называться? Зачем все это?

Лариса. Ну, допустим, Надя считает, что хозяйство надо вести вместе с мужем, досуг проводить в театрах, расходами распоряжаться жене. А ее жених считает, что хозяйством должна заниматься только жена, свободное время надо отдавать футболу и телевизору, а деньги должен контролировать муж. При таком несовпадении взглядов на совместную жизнь мы делаем вывод о неустойчивости заключенного брака. И наоборот.

Алла. Выходит, вы можете предсказать, какая пара разведется, а какая нет?

Лариса. В какой-то мере.

Вера. Нет, я все-таки напишу …

Лариса. Нет, только невесье. (Наде.) Только заполнять анкету надо не коллективно, не хором. Пойдемте, я лучше посажу вас в служебную комнату. Там вам никто не будет мешать. / берет Надю, и выводит ее из комнаты.

Первая гостья. А у тебя какие взгляды на брак?

Вторая гостья. (Озадаченно.) У меня? Никаких. А какие могут быть взгляды? (Немного подумав.) Чтоб все было, как у людей.

Первая гостья. А для меня главное, чтоб не пил. Чтоб совсем не пил.

Антонина Прокофьевна. (Марии Николаевне.) Уж за свадьбу краснеть не придется. Стол на двести человек, и рыба заливная, и язык... А торт - двадцать восемь килограмм! Моя гордость. В виде двух сплетенных сердец. Весь кондитерский цех трудился, девочки даже от выходного отказались. Знаете, такой голубой и розовый, голубой и розовый... А наверху... Нет, не буду говорить... Сами увидите, когда мы его на тележке в зал вкатим.

Мария Николаевна. Напрасно вы такую свадьбу закатываете. Купечество какое-то. Лучше было бы отдать деньги молодым, пусть устраиваются.

Антонина Прокофьевна. О деньгах не ваша забота. Хотя другие за дочерьми кое-что дают, но я понимаю - дело вдовье, да и профессия ваша, извините, к деньгам отношения не имеет.

Мария Николаевна. Нет, почему же, я от своей доли не отказываюсь...

Антонина Прокофьевна. Ах, бросьте, какая у вас может быть доля? Оставьте ее себе на шпильки и булавки. Горячее тоже будет. Я все думала - судак "орли" или котлеты по-киевски? А девочки говорят - в чем проблема, Антонина Прокофьевна? Сделаем и то, и другое.

Мария Николаевна. Свадьба, по-моему, дело семейное, интимное... Созывать целую толпу...

Антонина Прокофьевна. Да мне бы потом проходу не дали: шеф-повар, а единственному сыну свадьбы не сделала! Меня весь город знает - как же я могу людей не порадовать? Вы увидите, в каком виде наши официантки сегодня явятся - все в маникюре, как на приеме к персидскому шаху.

Мария Николаевна. А как они будут считаться - в гостях или на работе?

Антонина Прокофьевна. Кто дежурит, те на работе, а кто свободен, те, конечно, в гостях. С мужьями и все как положено.

Мария Николаевна. (Вздохнув.) Будет очень весело.

Антонина Прокофьевна. Еще бы! (Почуяв иронию.) Но вы не думайте, что будут только официантки. Я же говорю, придет весь город.

Мария Николаевна. Главное, что бы ваш сын был.

Вторая гостья. (Первой.шепетом) Та, толстая - мать невесты, что ли?

Первая гостья. Не похожа. Невестина рядом. А та, должно быть, Гришкина.

Вера. /Встает/ Да-а-а-, веселенькая у нас свадьба / берет стул, идет к Алле у зеркала

.

Вера. (Алле.) С тех пор, как ты с Надей не работаешь, я с тобой и видеться перестала. Ты чего из больницы-то ушла?

Алла. А что там хорошего? Кровь, гной, запахи, ночные смены, умирающие старики, стоны, жалобы... И платят гроши. Это для таких, как Надя, а не для нормальных людей.

Вера. (Улыбаясь.) По-твоему, она ненормальная?

Алла. Ну... Ты ведь ее знаешь. Не от мира сего... Недаром сестры ее сначала не любили - думали, выслуживается или на взятки напрашивается. Ночами не спит, сидит у постелей, прибегает по первому звонку, белье меняет... Потом поняли - такая уж она есть, не переделать.

Вера. А как больные к ней?

Алла. Ждут ее дежурства как праздника. Вот и Гришка там в нее втрескался...

Антонина Прокофьевна. А сколько хлопот было с музыкой!

Мария Николаевна. Почему?

Антонина Прокофьевна. Сначала самой собой разумелось, что играть будут Гришкины "ковбои". Еще бы: оркестрант женится! Тут уж дело святое - играть до утра, а то и три дня подряд.

Мария Николаевна. Так в чем же хлопоты?

Антонина Прокофьевна. А в том, что наш, ресторанный, оркестр, конечно, обиделся. Элеонора - это наша солистка, она и по-английски поет, на самом деле ее просто Елена зовут, - так вот, Элеонора говорит: "Чем, Тоня, мы тебе не угодили? Или наша музыка тебе не нравится?" Ну что тут будешь делать? В конце концов договорились - играть будут в очередь: вечером мальчики, ночью девочки.

Мария Николаевна. (Отупело.) Какие девочки?

Антонина Прокофьевна. У нас ведь оркестр - женский, разве не знаете? Весь город знает, а вы нет, просто странно. Он так и называется - "В джазе только девочки". В нашем ресторане вообще одни женщины - и хозяйка, и бухгалтер, и даже грузчицы. Только на мясе двое мужиков остались, и тех скоро выгоним: пить пьют, а дела не делают.

Вера. (Алле.) Ну и как тебе работается в парикмахерской?

Алла. Во всяком случае, лучше, чем в больнице. И зарабатываю втрое больше. И при этом контакт с людьми, связи...

Антонина Прокофьевна. (Марии Николаевне.) Комната, что вы молодым отдаете, хорошая, ничего не скажешь. Но начинку, конечно, придется сменить.

Мария Николаевна. Там вполне приличная мебель.

Антонина Прокофьевна. Ну что вы, Мария Николаевна, к ним же люди ходить будут. Надо, чтобы не стыдно было.

Мария Николаевна. К нам тоже ходили люди.

Антонина Прокофьевна. Вы - другое дело, вы - учительница. А молодежь любит, чтобы красиво. Вы уж не спорьте. Сделаем гарнитурчик, обои... Ну и половичок постелим тоже не соломенный. А потом и о квартирке подумаем.

Вера. (Алле.) Я все хочу спросить... У вас с Надей, по-моему, холодок какой-то появился... Если не кошка, то кошечка черненькая между вами пробежала... Или мне кажется?

Алла. (Неохотно.) Просто повзрослели, и выяснилось, что мы немножко разные.

Вера. И давно это выяснилось?

Алла. Как-то, еще в больнице, меня парень один бросил. Довольно тошно было... Так Надя меня же и виноватой считала. Ищу мол, легких путей, любить не умею... В общем, "утешала"... Вот тогда мы крупно и поговорили.

Вера. Поссорились, что ли?

Алла. Да нет... Пятнадцать лет дружбы просто так не перечеркнешь... У нас все нормально.

Вера. (Показывая глазами в сторону Первой и Второй Гостий.) Не знаешь, кто эти женщины?

Алла. Понятия не имею. Ну, а ты как живешь?

Вера. Как видишь... Старею.

Алла. Ты-то? Хоть передо мной не кокетничай. Вон какая пикантная... Бальзаковский возраст. Самое оно.

Вера. Возраст, быть может, действительно самый лучший. Все уже и еще есть - красота, зрелость, опыт... Но если это некому отдать, то хуже возраста нет.

Антонина Прокофьевна. (Марии Николаевне.) И приодеть вашу дочку не мешает. Как вы там учите - "У человека все должно быть красиво"?

Мария Николаевна. Надя ни в чем не нуждается. Можно подумать, она в лохмотьях.

Антонина Прокофьевна. Уж не знаю, в чем она, но завидовать не приходится. И то сказать - медсестра, какой у нее доход? Работала бы в гинекологии, там, глядишь, бывает еще кой-какой приварок, а в хирургии что? Цветы да шоколадки.

Надя. (Возвращаясь.) Гриша не приехал еще?

Молчание.

Я уверена - что-то случилось.

Антонина Прокофьевна. Не говори ерунды. Что могло случиться? Сейчас явятся все как один.

Звучит "Свадебный марш" Мендельсона. Появляются Бабушка и Света.

А вот и они! Наконец-то! Света, скажи Грише, чтоб сразу шел документы подавать. Ведь расписываться пора, да и в ресторан опаздываем. Или нет, пусть сначала заглянет сюда, чтобы с Надей вместе. Знакомьтесь, кто не знает. Это бабуля Гришина, а это доча моя, Светка. В девятом классе учится, скоро сама невестой будет.

Надя. Все живы-здоровы? Я уж волноваться начала.

Бабушка. (Она немножко окает, говор у нее певучий и радостный.) Все здоровы, золотко мое, что с нами сдеется? Снегу-то навалило, автобус-то и застрял. Ну и мотор заглох...

Антонина Прокофьевна. Света, чего стоишь? Зови брата.

Света. Гриша еще не приехал.

Антонина Прокофьевна. Как "не приехал"? Разве вы не вместе?

Света. Нет. Он послал нас на такси вперед, чтобы мы не мерзли, а сам остался помогать. И папа там же. (Наде.) Гриша просил перед Надей извиниться. "Передай, - говорит, - что я ее люблю и скоро-скоро буду".

Мария Николаевна. (Сухо.) Когда "скоро"?

Света. Сказал, минут через пятнадцать. Они уже к грузовику трос прилаживают и толкать приготовились.

Надя. От сердца отлегло. (Обнимает мать.)

Мария Николаевна. Не понимаю, чему ты радуешься. Я вообще ничего не понимаю. Почему он присылает сестру, почему не мчится сам? Ведь у него свадьба, единственный, неповторимый день в жизни! А он привязывает какой-то трос!

Антонина Прокофьевна. Не бросать же ему отца и друзей.

Мария Николаевна. Отца он мог взять с собой на том же такси, а друзья и без него управятся.

Бабушка. Хорошие мои, не сердитесь. Праздник ведь, не расстраивайте невестушку!

Надя. Мама, успокойся. Бывают же поломки, заносы... Нас Гриша предупредил, в чем же его обвинять? Все равно мы бы не стали регистрироваться без его друзей.

Мария Николаевна. Ну хорошо. Пятнадцать минут я подожду. Но ни секундой больше.

Демонстративно посмотрев на часы, усаживается в кресло, всем своим видом показывая, что она "ждет". Другие гости тоже располагаются кто где, листая журналы, шепчась, прохаживаясь и т.п. Их позы и жесты передают томительное и нервное ожидание. Пауза. Гостьи должны оказаться у зеркала.

Первая гостья. (Второй, тихо.) Откуда у Гришки оркестр?

Вторая гостья. Тут вообще дело темное. Мне сказали, что он женится на Галке из третьей жилконторы, а эту Надей зовут.

Первая гостья. Ну, история обыкновенная. Вчера Галя, сегодня Надя.

Вторая гостья. А может, обстоятельства принудили?

Первая гостья. Какие еще обстоятельства?

Вторая гостья. Будто не знаешь. Сделал невестушке подарочек. До свадьбы.

Первая гостья. По ней незаметно.

Вторая гостья. Может, рано еще.

Первая гостья. Ох уж эти подарочки. Красили мы недавно спортзал нитролаком, и Зойку вдруг тошнить стало. Ну, уложили ее на ватник, вызвали врача, сами красим, а она причитает: "Ой, девочки, влипла, только не знаю, от кого: от Мишки или от Николая". А врач приехал, - оказалось от нитролака: отравилась.

Вторая гостья. А мы недавно красили эпоксидкой, так тоже еле живы остались. Шатало, как пьяных, все тело в волдырях... Так все способности потеряешь.

Первая гостья. Хоть заплатили?

Вторая гостья. Как же, дождешься от них.

Первая гостья. А свадьба - слышала? - с оркестром будет. Шикарно.

Вторая гостья. Как думаешь, пригласят?

Первая гостья. Должны. Знала бы, другие туфли надела. У меня для танцев, видела, такие серебряные.

Антонина Прокофьевна. (Тихо, Свете.) Кто эти крали?

Света. Первый раз вижу. Наверное, Надины подруги.

Входит Зинаида Зиновьевна.

Зинаида Зиновьевна. Надя, где ваш жених?

Надя. (Виновато.) Сейчас будет. Понимаете, неполадки с автобусом... (Понизив голос.) Скажите, а бывает, Ну разве так бывает, что кто-нибудь не приходит на свое бракосочетание?

Зинаида Зиновьевна. Сколько угодно. То оба не являются, то жених, то невеста. Чаще, конечно, жених. (Спохватившись.) Но ваш-то обязательно придет. (Спешит в свой кабинет и сразу нажимает клавишу переговорного устройства. Мария Николаевна следует за ней.) / У нее рация уоки-токи, она говорит в нее/ Рая! / в это время к ней движется Мария Николаевна, берет ее под руку, ведет к зеркалу

Голос. Да?

Зинаида Зиновьевна. Ставь на ковер тридцать пятую.

Голос. А Корнилова и Черных?

Зинаида Зиновьевна. Пропускаем.

Голос. Совсем?

Зинаида Зиновьевна. Пока.

Мария Николаевна. (Входя в кабинет Заведующей.) Можно? У меня к вам просьба... Очень важная...

Зинаида Зиновьевна. (Вздыхает, предвидя неприятный разговор.) Присаживайтесь. Попьемте сначала чайку, а потом уж и о деле. Что-то голос сел, горяченького хочется... (Разливает чай.)

Мария Николаевна. Сколько народу во Дворце...

Зинаида Зиновьевна. Не говорите. Хоккейное поле! Погода мерзкая, холод, эпидемия гриппа, половина наших сотрудниц на больничном, а женихи и невесты явились как один. Ничто их не берет. К тому же, пятница - самый пик. А тут еще выпуск в военном училище.

Мария Николаевна. При чем тут училище?

Зинаида Зиновьевна. Ну как же? Перед тем, как разлететься, курсанты женятся, и всем нужно срочно. Вот и крутимся. И, как всегда, не успеваем.

Мария Николаевна. А как-нибудь ускорить процедуру нельзя?

Зинаида Зиновьевна. Как? На регистрацию приходят теперь по сто человек. Пока все перецелуются, перефотографируются, ужас сколько времени тратится, а норма все та же - пятнадцать минут. И мамаши плачут так, будто их дочки в гроб ложатся, а не в брачную постель. Пока всех успокоишь, выпроводишь... И каждая пара думает, что она единственная, неповторимая, и она по-своему права. Но у нас таких единственных знаете сколько? Только за прошлый год - четыре тысячи восемьсот тридцать семь.

Звонит телефон. Зинаида Зиновьевна извиняется и нажимает клавишу.

Слушаю.

Голос. Зинаида Зиновьевна, тут молодые подают заявление, а девушке восемнадцати нет.

Зинаида Зиновьевна. Так отправьте их по домам.

Голос. Она очень настаивает.

Зинаида Зиновьевна. (Понизив голос.) Беременна, что ли?

Голос. Нет. Говорит - любит и не может без него жить.

Зинаида Зиновьевна. (Вздохнув.) пускай подождет меня у кабинетаПусть зайдет сюда. (Выключив аппарат.) Вы, собственно, ко мне по делу или просто так?

Мария Николаевна. Не знаю, как и начать... Жених моей дочери опаздывает... Нельзя ли этим воспользоваться и отменить регистрацию?

Зинаида Зиновьевна. Что значит "воспользоваться"?

Мария Николаевна. Откровенно говоря, я против этого брака. Это ужасная вульгарная семья... Да и сама Надя, я уверена, уже жалеет... Я вас очень прошу.

Зинаида Зиновьевна. (Становясь деловой и официальной.) Такая просьба должна исходить от вашей дочери.

Мария Николаевна. Но разве вы не можете сделать это своей властью?

Зинаида Зиновьевна. Пока, простите, не вижу оснований.

Зуммер. Зинаида Зиновьевна включает пульт.

Голос. Зинаида Зиновьевна, скорее на поздравление. Начинаем!

Зинаида Зиновьевна. Бегу.

Голос. Какая невеста красивая! В накидке из гагачьего пуха. Умрете!

Зинаида Зиновьевна отключает пульт. Входит уборщица Клавдия, вытирает пыль с мебели.

Мария Николаевна. Может, вы просто поговорите с дочерью? Пожалуйста! Убедите ее, что она совершает ошибку.

Зинаида Зиновьевна. Закон запрещает нам влиять на решение граждан вступить в брак. Извините, мне некогда. / Уходит/

Мария Николаевна, весьма недовольная, выходит.

Клавдия. Конечно, просила свадьбу отменить?

Зинаида Зиновьевна. Обычно матери женихов недовольны, а тут - мать невесты.

Клавдия уходит. Зинаида Зиновьевна звонит по телефону.

Поужинал? Вкусно было? Для тебя старалась. Думаешь, я без тебя не скучаю? Вот возьмем и все воскресенье проведем вместе. Только не это, а следующее... В это я работаю... Да, опять...

Входит Лена - совсем молоденькая девушка в красивом нарядном платье. Зинаида Зиновьевна торопливо заканчивает разговор.

Ну, целую. Включи телевизор, все веселее будет. Точно не помню, что с этим.

Лену переносим во второй акт.

Лена. Простите, мы хотели подать заявление, но тут возник вопрос...

Зинаида Зиновьевна. Со всеми вопросами - к инспектору по приему.

Лена. Но как раз она и послала меня сюда.

Зинаида Зиновьевна. Ах да... Это тебе нет восемнадцати?

Лена. Почти есть. Чуть-чуть не хватает.

Зинаида Зиновьевна. Сейчас мне некогда.

Лена. У вашего инспектора ни души, ни сердца. Я ей про любовь, а она мне - про кодекс, я ей про любовь, а она...

Зинаида Зиновьевна. Стоп.

Лена. Я ей говорю - жить без него не могу! А она - "статья пятнадцатая". Разве таким людям можно здесь работать? Сама, наверное...

Зинаида Зиновьевна. Стоп!

Лена. Сама, наверное, никогда никого не люби...

Зинаида Зиновьевна. Стоп, тебе говорят! Я на ритуал опаздываю. Жди меня здесь.

Лена хочет еще что-то сказать, но Зинаида Зиновьевна уже ушла. Тем временем Мария Николаевна возвращается в комнату невесты, нервная и раздраженная.

Мария Николаевна. Я больше не могу! Где застрял этот автобус? Неужели никто не может выяснить? Лично я возвращаюсь домой!

Надя. Мама, не волнуйся, у тебя разболится голова.

Мария Николаевна. Она уже у меня болит! (Антонине Прокофьевне.) Я знала, что ваш сын бестолков, как улитка, но всему же есть предел!

Антонина Прокофьевна. Пожалуйста, не кипятитесь. И насчет моего сына прошу на октаву ниже. Мы к вам в родню не набиваемся.

Вера. А мы к вам - и подавно!

Надя. Тихо, прошу вас! Я сейчас ему позвоню и все узнаю.

Антонина Прокофьевна. Подожди, я сама позвоню. (Достает мобильник, пробует позвонить. Телефон не работает.) Ах, черт, я и забыла, что с самого утра Связи нет. Какая-то авария.

Надя Тогда я туда съезжу.

Антонина Прокофьевна. Сиди. Невеста - как царица, ей даже мать должна прислуживать. (Метнув взгляд на Марию Николаевну.) Раз женщина так переживает, я сама поеду. (Идет к выходу.) Или нет, вдруг он без меня явится. Света, слетай-ка ты. Справишься?

Света. Не маленькая. Да тут и недалеко.

Антонина Прокофьевна. Пойдем, я тебя в такси засуну. Они всегда у Дворца дежурят.

Антонина Прокофьевна и Света уходят.

Бабушка. (Кутается в платок.) На улице ветер такой, озябла я у автобуса, не могу согреться.

Надя. Чаю горячего в буфете хотите попить?

Бабушка. А можно?

Надя. Конечно. Пойдемте. (Уводит Бабушку.)

Пауза.

Мария Николаевна. Говорят, сейчас свадьба красивая будет. Невеста будто одета в чем-то таком...

Алла. Пойдем посмотрим?

Мария Николаевна. (Пожимая плечами.) Мне все равно.

Первая гостья. Как тебе все это нравится?

Вторая гостья. Не то цирк, не то филармония.

Женщины уходят. На авансцену выходит Зинаида Зиновьевна в нарядном вечернем платье. Голос у нее осип, речь звучит несколько торопливо.

Зинаида Зиновьевна. Дорогие Наташа и Александр! Сегодня знаменательный, необыкновенный день. Сейчас здесь, в этом зале, совершится событие, которое запомнится вам на долгие-долгие годы и которое изменит всю вашу жизнь. Вы уйдете отсюда уже другими людьми, обновленными, счастливыми, осознавшими важность происшедшего. Никогда не забывайте об этом волнительном мгновении, относитесь друг к другу заботливо, чутко, берегите пугливую птицу счастья, которая слетела сегодня к вам в руки. (Без паузы, чуть ускоряя темп.) По вашему свободному желанию и обоюдному согласию, в соответствии с законом, объявляю вас мужем и женой.

Тожественная музыка.

А теперь, когда торжественная церемония завершена, прошу всех перейти из зала в фойе, где вас ждет фотограф, чтобы запечатлеть это памятное событие.

В зрительном зале зажигается свет, открываются двери в фойе, где, может быть, - а почему бы и нет? - действительно ждут фотографы и расхаживают в белых платьях невесты, готовые сфотографироваться на память со зрителями.

КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Комната невесты пуста. В служебном кабинете мается Лена. Входит Зинаида Зиновьевна, возвратившаяся с церемонии. Лена тут же начинает взволнованно говорить.

 

Лена. Кто установил эти нелепые правила? Ведь мы любим друг друга! По-вашему, я должна приказать своему сердцу не биться, пока мне не исполнится ровно восемнадцать? Или, по-вашему...

Зинаида Зиновьевна. (Хватаясь за голову.) Стоп! Закон запрещает регистрацию несовершеннолетних. Ясно? До свидания.

Лена. Но от подачи заявления до регистрации должно пройти не меньше месяца, так?

Зинаида Зиновьевна. Так.

Лена. (Торжествующе.) А мне как раз через месяц будет восемнадцать.

Зинаида Зиновьевна. Подожди немного, не умрешь.

Лена. Мы и так уже столько ждем! Ну я вас очень прошу! Как женщина женщину!

Зинаида Зиновьевна. (Чуть мягче.) Как тебя зовут-то?

Лена. Лена.

Зинаида Зиновьевна. Скажи, Лена, вы давно знакомы?

Лена. Очень давно. Уже три... почти три недели!

Зинаида Зиновьевна. Родители-то знают?

Лена. При чем тут они? Это наше личное дело.

Зинаида Зиновьевна. А жить где будете?

Лена. (Чуть смутившись.) У родителей. Пока.

Зинаида Зиновьевна. Кто поить-кормить будет? Кто детей ваших нянчить? Так что приходи-ка сюда еще раз, но уже с мамой.

Лена. Выходит, по-вашему...

Зинаида Зиновьевна. Все. С мамой. А пока знаешь что? Давай отведу я тебя к какой-нибудь невесте, посиди, послушай... Так сказать, порепетируй. Хочешь?

Лена. Хочу.

Зинаида Зиновьевна. Тогда подожди меня в приемной.

Лена. (Выходя.) Ну почему мне не восемнадцать?

Зинаида Зиновьевна. (Одна.) "Почему мне не восемнадцать?"... (Подходит к зеркалу, смотрится в него, качает головой.) Почему мне не восемнадцать?.. Правда, в восемнадцать я еще не замечала годы, но в двадцать два уже начала их считать... И не успела опомниться, как насчитала тридцать. Тридцать! Еще кажешься себе чуть ли не студенткой, еще тебя окликают на улице "девушка", еще думаешь, что все впереди, а тебе уже тридцать, и пора прощаться с молодостью. И ты плачешь целую неделю, потом смотришься в зеркало, пытаешься убедить себя, что ты еще "ничего", покупаешь светлую кофточку, делаешь короткую стрижку, замечаешь, что на тебя еще оглядываются, и немного утешаешься. Все бы хорошо, но тебе почему-то уже сорок! Ты ловишь себя на том, что с интересом слушаешь разговоры о пенсии, твоей дочери восемнадцать - как только что было тебе, а тридцать лет кажутся теперь самым ярким и привлекательным возрастом. Ты прекрасно понимаешь, что лучшая твоя пора уже отгремела и что пришло время так называемых тихих радостей - если, конечно, они у тебя есть и если ты не оказалась у разбитого корыта. Но сердце все равно почему-то молодо, и ты все еще чего-то ждешь... Чего? Ведь скоро уже пятьдесят, а там и... (Вздыхает.) "Почему мне не восемнадцать?"

Уходит. В комнату невесты входят Бабушка и Надя.

Бабушка. Спасибо, милая, согрелась я. Хорошо с тобой Грише будет. Да и тебе повезло - добрый он мальчик, работящий, покладистый... Может, ко мне переедете? Здесь ведь тесно живут, а у меня целый дом стоит пустой.

Надя. Спасибо, мы к городу привыкли.

Бабушка. А что в нем хорошего? Все злые, бледные, все куда-то бегут, в автобусах давятся, да промеж себя лаются. А у нас спокойно; речка тихая течет, вода в ней красная, а бережки зеленые, травные...

Надя. (Рассеянно.) А почему вода-то красная?

Бабушка. (Ее окающий говорок звучит душевно, успокаивающе.) Торфяная. Но чистая. А дом ладный, просторный. И сад богатый - прошлым летом одной смородины двенадцать стеклянок заготовила. И сараюшко есть, и коровушку бы взяли...

Надя. Скучаете по дому?

Бабушка. Еще бы! Что здесь хорошего? Ваня пьет, Тоня честит нас почем зря...

Надя. А вас-то за что?

Бабушка. А для компании. И устала я.

Надя. Так отдыхайте, кто вас заставляет полы мыть и по магазинам бегать?

Бабушка. Ну как же... Теперешним детям не помогать, так они совсем любить не будут.

Надя гладит Бабушку по руке.

Надя. Как же вы там одна, в деревне?

Бабушка. Почему одна? Меня там котанушко мой ждет. У соседки оставила, скучает, должно быть. Умный кот, ласковый. Утречком проснусь, а он уже у мисочки крутится, хвостиком помахивает, молочка ждет. Попьет, об ногу мою потрется и бежит к своей сударушке.

Надя улыбается. Разговор этот ее согрел и успокоил.

Надя. Спасибо вам, бабушка.

Бабушка. (Удивленно.) За что?

Входит Антонина Прокофьевна.

Антонина Прокофьевна. Не приехали?

Надя. Нет.

Антонина Прокофьевна. Позвоню в ресторан, скажу, чтоб веселье без нас начинали.

Надя. Без нас?

Антонина Прокофьевна. (Хмуро.) А что делать? Не сидеть же людям, как дуракам, голодными за накрытым столом. (Достает мобильник, пробует позвонить. С сердцем.) Ядрена мать... До сих пор связи нет. (Прячет телефон.)

Входят Мария Николаевна, Вера, Алла и обе Гостьи. Они обсуждают увиденную ими церемонию регистрации.

Первая гостья. Прическу у невесты видела?

Вторая гостья. А как же. Я тоже, пожалуй, покрашусь.

Первая гостья. В какой цвет?

Вторая гостья. Ну... чтоб с оттенком.

Вера. Смотрю я на этих молодоженов, таких еще глупых, неприспособленных, зеленых, незрелых, но уже воображающих себя взрослыми, и думаю: ну куда вы торопитесь? Одумайтесь, хлебнете еще вы этой жизни с избытком.

Мария Николаевна. ( Наде.) Ну, где твой рыцарь?

Надя. (Сдержанно.) Сейчас будет.

Входит Света.

А вот, кажется, и они!

Антонина Прокофьевна. (Дочери.) А ну-ка, давай братца сюда! Мы его перед женитьбой пропесочим как следует.

Алла. А разве сюда мужчинам можно?

Антонина Прокофьевна. Баня здесь, что ли? Конечно, можно.

Света. (Осторожно.) Мам, на минутку...

Антонина Прокофьевна. Недосуг, доча, сейчас шептаться. Гришу веди.

Света. Его здесь нет.

Антонина Прокофьевна. (Изумленно.) Как нет?

Света. (Смущенно.) Понимаешь, приехала я к тому месту, а там пусто. То есть автобус стоит, из снега вытащен, но в нем - никого.

Надя. Может, они в другую машину сели?

Света. Нет. Там гулял один пенсионер... Сказал, что они пошли в кафе, совсем рядышком, погреться...

Антонина Прокофьевна. (Сразу поняв, в чем дело.) Так они и сейчас там "греются?

Света. Ага.

Антонина Прокофьевна. И отец, небось, уже...

Света. (Тихо.) Да.

Антонина Прокофьевна. (Скрипнув зубами.) Надо было мне самой ехать. Уж я бы ему показала, как согреваются.

Надя. Но почему же Гриша к тебе в машину не сел?

Света. Он хотел, но отец его удержал. Ну, и друзья, конечно. "Сейчас, мол, выпьем последний раз за жениха и невесту, расплатимся - и в путь. А ты, Света, едь, скажи, через пять минут будем. А то еще и тебя перегоним".

Алла. Но они действительно собирались ехать?

Света. Конечно. И официантку подозвали, счет попросили.

Антонина Прокофьевна. Пойди, подежурь у входа. Как приедут, сразу бегом сюда.

Света входит.

Надя. Ну что ж, подождем еще немножко.

Вера. (Взрываясь.) Я не понимаю... Над тобой издеваются, а ты спокойно - "подождем немножко".

Антонина Прокофьевна. Зачем зря говорите? Кто над ней издевается?

Вера. Вы! Вы с вашим сыночком!

Надя. Вера...

Вера. Что "Вера", что "Вера"? Ничего себе жених - застревает у каждого кабака!

Антонина Прокофьевна. Люди замерзли, зашли на минутку согреться. Что такого?

Вера. Согреться и здесь можно. Просто не терпелось с бутылкой поцеловаться. Видно, слаще, чем с невестой.

Бабушка. Милые мои, разве нельзя по-хорошему? Свадьба ведь!

Вера. В том-то и дело, бабушка, что нет свадьбы, нет! Женишок-то - тю-тю!

Входит Невеста, в белом платье и фате. Все в недоумении смотрят на нее.

Невеста. Простите, вы - Надя?

Надя. Да.

Невеста. Вас зовет жених.

Надя. (Вспыхнув радостью.) Где он?

Невеста. Внизу, на лестнице. (Со вздохом.) Какой он у вас красивый!

Надя стремительно выходит. Невеста следует за ней. Неловкое молчание.

Первая гостья. Прямо кино.

Вторая гостья. Девчонки завтра упадут.

Мария Николаевна. (Вере.) Честно говоря, я надеялась, что он уже не приедет.

Вера. Надо что-то предпр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: