Порядок заключения договора международной купли-продажи.




Предложение заключить договор признается офертой, если отвечает ряду требований

- адресность оферты

- достаточная определенность т.е. в оферте обозначен товар, прямо или косвенно установлено количество, цена или предусмотрен порядок их определения

- направленность оферты – предложение должно позволить его адресату считать оферента если предложение принято. Предложения адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение к оферте, если иное не предусмотрено оферентом.

Отправка оферты не является юридическим фактов достаточным для ее вступления в силу, поскольку по правилам конвенции оферта становится обязательной, вступает в силу только с момента получения ее адресатом. Следовательно, отмена оферты возможна в промежутке времени между отправкой и получением.

Период времени в течение которого адресат оферты, может ее принять фиксируется в само оферте или устанавливается в каждом случае с учетом обстоятельств сделки и зависит от скорости использованных средств связи

Оферта может быть твердой (безотзывной) и свободной (отзывной). Отзыв возможен только по отношению к свободной оферте в промежутке между ее вступлением в силу и отправкой акцепта.

Акцептом признается ответ о согласии с офертой и не содержащий отклонение от нее. Ответ, который содержит дополнительные или отличные условия не меняющий существенно условия оферты, признается акцептом только если оферент не уведомит об этом акцептанта в письменной форме и не уведомит устно в разумный срок, без неоправданной задержки. Изменение условий оферты может затрагивать цену товара, порядок осуществления расчетов, качества, количества товара, места и сроки поставки, ответственность сторон, разрешение споров. Подобные изменения конвенция признает существенными и ответ, содержащий такие изменения, признается контрофертой.

Акцепт становится обязательным, вступает в силу, в момент, когда согласие адресата получено оферентом. Согласие с офертой мб выражено конклюдентно, если это предусмотрено офертой или применяется сторонами в силу сложившейся практики. К. действия могут выражаться в отправке товара, уплате цены. Акцепт в этом случае вступает в силу с момента совершения действия.

Акцепт мб отменен до вступления его в силу, при этом извещение об отказе от акцепта должно или определить акцепт или придти одновременно с ним.

Конвенция подробно урегулировала обязательства сторон договора и последствия нарушения договорных обязательств. Она предлагает участникам широкие возможности для исполнения обязательства в натуре (замена товара, уменьшение покупной цены, предоставление доп. срока для устранения несоответствия), и только при невозможности получить исполнение в соразмерные сроки, потерпевшая сторона, при условии существенного нарушения условий договора, наделяется правом на его расторжение.

Расторжение договора допускается при условии извещения контрагента. Основанием освобождения от от-ти за неисполнение договорных обязательств является препятствие вне контроля. Конвенция избегает употребление терминов, содержание которых по разному определяется в праве разных стран. Препятствие вне контроля можно поставить в один ряд с непреодолимой силой или форс-мажорными обстоятельствами. Необычное для нормальных условиях обстоятельствах, которое находится вне контроля стороны, носит неизбежный хар-ер и не мб учтено в момент учреждения договора.

Право требовать возмещения убытков мб реализовано независимо от использования других, предусмотренных контрактом или конвенцией средств защиты.

Конвенция предлагает способы исчисления убытков, которые сложились в рез-те многолетней коммерческой практики:

- как разница между договорной ценой и ценой товара по совершенной взамен сделке.

Если заменяющая сделка не совершалась, но на товар имеется текущая цена (биржевые котировки например), подлежит возмещению разница между договорной и текущей ценой на день возникновения права на расторжение договора.

За рамками К остались вопросы исковой давности по требованиям, вытекающим из рассматриваемого договора. Сам институт исковой давности в национальных правовых системах представлен многочисленными расхождениями. В ряде стран ИД является институтом не материального, а процессуального права. И ЮО должны следовать тем давностным срокам, которые установлены в процессуальномзак-ве. Различна продолжительность сроков ИД, правила применения и исчисления давности сроков, различные обстоятельства могут по разному оказывать влияние на течение давностных сроков. В целях унификации норм в этой сфере в 1974 г. в Нью-Йорке была принята конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров, в 1980 г. Протоколом была изменена в целях адаптации ее положений к нормам Венской конвенции.

Сфера действия этой конвенции (условия применения):

- коммерческие предприятии сторон договора межд. к-п товаров в момент его заключения находятся в договаривающихся гос-вах.

Заключая договор, стороны могут исключить применение этой конвенции полностью, но не в к-л части. Нью-Йоркская конвенция не распространяется на те же виды договоров к-п, на которые не распространяется Венская конвенция. Кроме этого, она не применяется к требованиям, основанным на причинении смерти или повреждении здоровья лица, к требованиям, основанным на ядерном ущербе, причиненным проданными товарами, к требованиям, основанным за залоге, ипотеке, ином обеспечении, требованиям, основанным на чеке, переводном или простом векселе, к требованиям, основанным на документе, по которому мб осуществлено принудительное исполнение. Не применяется Конвенция и к договорам, содержанием которых является выполнение работ или предоставление услуг.

Срок исковой давности устанавливается в 4 года. В любом случае он истекает не позднее 10 лет со дня, когда началось его течение. Начало течения срока исковой давности – возникновение у потерпевшей стороны права на иск. И эта формулировка конкретизируется:

- право на иск, вытекающее из нарушения условий договора к-п считается возникшем (возникает) в день, когда имело место такое нарушение.

- Право на иск, вытекающее из дефекта или иного несоответствия товара условиям договора возникает со дня фактической передачи товара покупателю или со дня его отказа от принятия товара.

- Право на иск, основанный на обмане возникает со дня когда обман был или разумно мог быть обнаружен. Если на товар установлены гарантийные сроки, то течение исковой давности по требованиям, вытекающим из гарантии, начинается одня уведомления продавца о факте, служащем основание такого требованиям, но не позднее окончания срока действия гарантии. Применение исковой давности конвенция ставит в зависимость от усмотрения заинтересованного лица. Заинтересованным выступает должник, ответчик, который может ходатайствовать о применении к предъявленному к нему требованию срока исковой давности.

На течение срока исковой давности могут влиять указанные в конвенции обстоятельства. Так, течение срока прерывается, когда кредитор возбуждает разбирательства судебное, т.е. предъявляет иск к должнику в соответствии с процессуальнымзак-вом страны, в которой такое разбирательство возбуждается. Обстоятельством, способным прервать течение срока исковой давности является – признание долга должником, ответственности.

Срок ИД и порядок его применения не могу изменяться по соглашению сторон, но К. предоставляет должнику право в любое время в течение срока исковой давности продлить этот срок путем письменного обращения к кредитору. Названная конвенция не является источником права т.к. до сих пор не ратифицирована. Вопросы подчиняются праву страны, которому подчиняется само спорное правоотношение (lexcausa).

 

Договор подряда.

 

Комплекс отношений по строительству за рубежом или с участием иностранных компаний в РФ. Регулируются в контрактах. Определяют правовые вопросы строительства, реконструкции, проведение иных работ. Пр реализации к-л крупных проектов с участием гос-ва заключается межправительственное соглашение, в которое вкл различные положения о сотрудничестве. На базе этого межправительственного соглашения предприятия контрагента заключают подрядный договор, конкретизируя в нем положения МД.

В межд. практике два способа оформления строительства объекта:

- заказчик заключает несколько договоров с разными подрядчиками на выполнение целого комплекса строительных и связанных с ними проблем.

- заказчик заключает 1 договор с подрядчиком. В котором они согласовывают условия выполнения всех необходимых работ (проектно-изыскательских, строительных, пуско-наладочных, монтажных и иных). Обязанность по обеспечению всего комплекса работ лежит на подрядчике, который обязуется передать объект под ключ и устранить все обнаруженные о время приемки объекта дефекты, недостатки.

Коллизионное регулирование подрядных отношений в РФ подчиняется общим принципам, характерным для договорных обязательств. К их числе относится lexvoluntatis, или закон, с которым рассматриваемый договор наиболее тесно связан и в соответствии с установленной презумпцией это право страны, в которой создаются предусмотренные договором подряда результаты (закон места исполнения обязательства подрядчика).

 

Договор факторной операции (межд. факторинг).

 

В денежных отношениях между различными партнерами в сфере внешнеторговых связей, часто возникают ситуации противоречия между экономическими потребностями сторон и правовой основой их взаимоотношений. В частности, отгрузка товаров по договору международной купли-продажи осуществлена, а платеж за товар производится спустя известны промежуток времени, денежные требования продавцов, подрядчиков, перевозчиков, арендодателей и т.д., хотя и имеют имущественную ценность, но не мб реализованы в момент исполнения контрагентом своих договорных обязательств. Такие замороженные требования имеют потребительский спрос и могут стать предметом предпринимательской сделки между др. лицами, если они имеют свободные денежные средства, а др. контрагент идет на уменьшение своих поступлений по сделке за счет выплаты комиссионного вознаграждения за покупку требования или за счет потери в цене этого требования.

Такая схема операций способна принести выгоду как одному, так и др. лицу. Кредитор сразу получает платеж, а покупатель требования, за использование свободных мат. ресурсов, получает вознаграждение. В странах с развитой рыночной экономикой сделки такого рода осуществляются специализированными организациями, факторинговыми компаниями, банками, с предоставлением контрагенту целого комплекса сопутствующих услуг. Это услуги по составлению и ведению бухгалтерского учета, консультирование в это области, анализ финансово-хозяйственной деятельности контрагента, обеспечение страхования риска неплатежей и прочее.

Для современных отношений по факторингу типичной считается уступка фактору всей кредиторской задолженности (оговорка в пользу фактора). Благодаря ей контрагент фактора лишен возможности вступать в аналогичные отношения с др. факторами и кроме прочего, лишен возможности передать фактору сомнительные долги или те, в отношении которых есть опасения, что они не будут оплачены. На практике эта оговорка применяется не так строго, т.к. контрагенты могут договариваться что договор будет действовать только в отношении поставок определенной продукции или только в отношении выполнения определенного вида работ или оказании определенных услуг. Но и в этом случае все требования, относящиеся втаким товарам, работам, услугам дб предметом уступки.

По договору факторинга клиент обязуется за вознаграждение, уступить фактору неоплаченные требования, а фактор принимает на себя обязательство погасить их за свой счет, т.е. оплатить с удержанием определенного вознаграждения, составляющего, как правило, % от увеличения уступленных требований, или от цены предоставленных клиенту финансовых средств.

Правовой основой рассматриваемых отношений в межд. хоз. обороте выступает Оттавская конвенция «О межд. факторинге» 1988 г. РФ в ней не участвует, но можно говорить о косвенной унификации, заимствовании положений конвенции для разработки отечественной договорной конструкции известной под названием, финансирование под уступку денежного требования. Конвенция определяет контракт по факторным операциям как соглашение заключенное между поставщиком и фактором (цессионарием), в соответствии с которым поставщик может или должен уступить цессионарию обязательственные требования, вытекающие из контрактов по продаже товаров, которые заключены между поставщиком и его дебиторами. А цессионарий по договору должен взять на себя по крайней мере два из перечисленных ниже обязательств:

- финансирование поставщика, в т.ч. путем предоставления ему аванса, кредита.

- ведение счетов по уступленным требованиям

- предъявление к оплате и получение дебиторской задолженности

- защита интересов поставщика в связи с неплатежеспособностью должников.

Сфера применения конвенции:

- требования, уступленные по контракту по факторным операциям вытекают из сделки к-п между кредитором и его должником, которые имеют коммерческие предприятия в различных странах и эти гос-ва, а также гос-а. в которых фактор имеет свое предприятие, являются договаривающимися или контракт на продажу товара (факторный контракт), подчиняются закону договаривающегося гос-ва.

Положения К. носят диспозитивный характер и стоны могут исключить применение конвенционных положений только полностью.

 

Фактор ___ факт.контракт ____ Клиент фактора

       
   
 


уступка Должники

Фактор играет на разнице в ценах. Покупает долги по низкой цене. Разница = доход. Клиент освобождается от «головной боли» по взысканию долгов. Пусть он мтеряет за счет продажи требований в деньгах, но выигрывает во времени. Пускает полученные от фактора деньги и пускает их в оборот. Уступка никак не отражается на должнике. Поэтому его согласие на замену кредитора не требуется конвенцией. Но контракт клиента фактора и должников может содержать запрет уступки. За нарушение договоренностей клиент будет нести ответственность перед должниками.

Уступка дебиторской задолженности по договору факторинга будет действительна, не смотря на любое соглашение между первоначальным кредитором и должником, ее запрещающая. При этом кредитор не освобождается от ответственности перед должником за нарушение достигнутых договоренностей. В силу того, что во многих национальных правопорядках не допускается уступка в нарушение запрещающей оговорки, Оттавская конвенция позволяет любому договаривающемуся гос-ву сделать заявление о неприменении п.1 ст. 6 Конвенции, если коммерческое предприятие должника находится в гос-ве, сделавшем подобную оговорку.

Предметом уступки мб как существующие, так и будущие требования если они мб идентифицированы во время заключения договора или во время возникновения требования. Поставщик еще не отгрузил товар в адрес покупателя, поэтому срок платежа по сделке не наступил. Требование получается будущее. Для уступки надо знать лицо, обязанное по требованию, основания возникновения требований, срок платежа, размер платежа.

Исполнение. Должник дб извещен об уступке права требования. Уведомление направляется должнику или самим фактором, или кредитором и должно содержать указание требования, которое составляет предмет уступки. Должник может произвести исполнение первоначальному кредитору, если не был надлежащим образом извещен о состоявшейся уступке или не получил доказательств того, что уступка состоялась. Исполняя требование новому кредитору, должник может противопоставить фактору все те возражения, которые основаны на правоотношениях между ним и первоначальным кредитором.

 

Международный финансовый лизинг.

 

В странах с рыночной экономикой лизинговые операции становятся средством технического перевооружения производства. Лизинг это сделка, согласно которой лизингодатель на основе спецификации лизингополучателя заключает договор с третьим лицом (поставщиком), по которому лизингодатель приобретает оборудование, средства производства на условиях, одобренных лизингополучателем, и заключает с ним договор аренды, предоставляя оборудование в пользование в обмен на арендные платежи.

Основные характеристика сделки:

- арендатор определяет оборудование, выбирает поставщика, не полагаясь на опыт и мнение лизингодателя (арендодателя)

- арендодатель приобретает им-во у поставщика в связи с договором лизинга, который, с ведома поставщика, заключен или будет заключен.

Арендодатель становится собственником лизингового им-ва, предоставляя его в пользование лизингополучателю, что позволяет рассматривать лизинг как своеобразную форму долгосрочного кредитования. При такой схеме взаимоотношений лизингополучатель погашает средства, затраченные на покупку им-ва, путем регулярной выплаты лизингодателю арендных платежей, сумма которых складывается из стоимости оборудования с учетом его полной амортизации, расходов, связанных с приобретением оборудования, а также суммой, составляющей вознаграждение лизингодателя.

Основу правового регулирования во многих национальных правовых системах составляет Конвенция 1988 г. О международном финансовом лизинге. Нормы Конвенции носят диспозитивный характер, их применение может быть отменено участниками лизинговой операции, кроме тех положений, которые являются императивными в силу предписания самой Конвенции.

Сфера действия Конвенции: применяется если арендодатель и арендатор имеют место бизнеса в разных странах. При этом эти гос-ва, а также гос-ва, в которых осуществляет деятельность продавец лизингового им-ва, являются договаривающимися ос-ми, или контракт на поставку или контракт лизинга регулируются зак-вом договаривающегося гос-ва.

Основное внимание в К. уделено распределению ответственности между сторонами в случае ненадлежащего исполнения обязательств. Исходя из того, что лизингодатель имеет только финансовый интерес, общий принцип ответственности заключается в том, что арендодатель не отвечает перед арендатором за поставляемое оборудование, кроме того случая, когда арендатору нанесен ущерб в результате его обращения к компетенции арендодателя, или вмешательства арендодателя в выбор поставщика или оборудования.

Обязанности поставщика по договору поставки имеют силу и по отношению к арендатору, как если бы он являлся стороной такого договора, и как если бы оборудование поставлялось непосредственно арендатору. Но поставщик не несет от-ть за одно упущение и перед арендодателем и перед арендатором. Арендатор может предъявить претензии к арендодателю за не поставку, задержку в поставке или поставку оборудования, которое не соответствует условиям договора, только если это произошло в результате действий или бездействия со стороны арендодателя.

Если оборудование не поставлено или поставлено с просрочкой, не соответствует условиям договора, права сторон договора лизинга сводятся к следующему:

- арендатор вправе отказаться от договора и расторгнуть договор аренды.

- арендодатель вправе устранить нарушение, поставить оборудование в соответствии с условиями договора

- арендатор вправе задержать выплату арендных платежей до момента исполнения арендодателем своих обязанностей.

- если арендатор воспользовался правом на досрочное расторжение договора, он имеет право получить обратно арендные платежи.

- в случае неуплаты арендатором арендных платежей, арендодатель вправе взыскать задолженные платежи вместе с процентами и убытками, требовать досрочной выплаты будущих платежей или расторжения договора аренды, возврата им-ва и возмещения убытков.

Для правовой регламентации лизинговых отношений, характерно то обстоятельство, что гос-ва, не участвовавшие в Конвенции, принимают Нац.ПА, которые в концептуальном плане используют те модели, основывающиеся на конвенционном регулировании. Это позволяет говорить о косвенной унификации, т.е. появлении в нац. зак-ве единообразных норм не вследствие принятия гос-вом международно-правовых обязательств, а в порядке добровольного усвоения тех образцов поведения, которые содержатся в международном акте. Россия спустя 10 лет после принятия этой Конвенции приняла на себя обязательство, ратифицировала Оттавскую конвенцию, и привела свое нац. зак-во (ФЗ о финансовой аренде (лизинге) в соответствие с нормами этого МД.

 

Франчайзинг.

 

В странах с рыночной экономикой Ф. выступает удобным средством расширения бизнеса. По договору Ф. правообладатель обязуется предоставить разработанную им систему ведении определенного ПД пользователю, в обмен на вознаграждение.

Концепция Ф. в современном его понимании была сформулирована в США (компания Зингер), которая предоставляла франшизу на продажу, обслужвание швейных машин и использование своего товарного знака.

В 50-х гг. прошлого столения зародился Ф. бизнес формата, который предполагает предоставление не только ТМ, но и всей технологии ведения бизнеса, вкл. внешние параметры, благодаря чему обеспечивается унификация хоз. деятельности всех пользователей франшизы, находящихся в одних отношениях с одним правообладателем.

Основоположником Ф. считается основатель сети Макдоналдс, который сегодня насчитывает более 14 тыс. предприятий быстрого обслуживания. Для правообладателя Ф. удобен тем, что ему не нужно создавать предприятия, открывать филиалы на отдаленных от себя территориях, инвестировать средства в создание основных производственных фондов. Вместе с тем, предприятия, созданные пользователем, находятся под постоянным контролем правообладателя. Такой контроль в первую очередь касается обеспечения соответствия качества товаров, работ, услуг, производимых пользователем. Для пользователя участие в подобных контрактах, соглашение, минимизирует предпринимательский риск, и он осваивает под хорошо известным раскрученным коммерчески именем свою продукцию.

Ф. рассчитан на сферу ПД, потому его участниками выступают хозяйствующие субъекты, предприниматели. В качестве правообладателя способна выступить организация, пользующаяся добротной рыночной репутацией, мощным производственным потенциалом, высоким деловым авторитетом.

Институт Ф. известен большинству правовых систем и признан самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира. Но подходы и принципы правового регулирования сильно различаются. Сегодня нет унифицированных материальных, коллизионных норм. Важное значение приобретают документы рекомендательногохар-ра. В частности модельный закон УНИДРУА О раскрытии информации о франшизе. Он предусматривает преддоговорное раскрытие информации, предоставляя пользователю на этапе заключения договора, и не затрагивает договорные отношения сторон. В 1998 г. тем же институтом разработано руководство по международным соглашениям о мастер-франшизе. Оно содержит обобщение договорной практики и рекомендации по использованию этого вида отношений.

В развитии правового регулирования Ф. заметна и роль национальных и международных неправительственных организаций. В частности: Ассоциация франчайзеров США, Британская ассоциация франчайзинга, международная ассоциация франчайзинга. Европейская организация франчайзеров в 1972 г. был принят Европейский кодекс принципов и стандартов поведения по франчайзингу. МТП разработала типовой контракт франчайзинга. Палата рекомендует не подчинять договор Ф. какому-либо национальному праву, а регламентировать отношения положениями самого договора и признаваемыми в межд. торговле правилами и принципами, включая принципы УНИДРУА, касающиеся межд. коммерческих контрактов, договоров. Цель такой рекомендации – избежать возможные коллизии при применении норм национального права.

Т.о., не смотря на наличие межд. актов рекомендательного хар-ра, основным источником правового регулирования выступает национальное зак-во.Нашемузак-ву известен институт коммерческой концессии.

Сфера применения: бытовой, производственный Ф., сфера обслуживания.

Договор Ф. отличается от смежных договоров комиссии, агентских договоров тем, что комиссионер и агент действует в интересах и за счет принципала, оказывая ему услуги и получая за это вознаграждение. Пользователь (франчайзер) действует самостоятельно и сам плати владельцу франшизы за право использовать средства индивидуализации, работать под его коммерческим именем.

 

6. Перевозки

М/н транспортное право – подотрасль МЧП, комплекс правовых норм, содержащихся в национальном законодательстве, МД, обычаях, регулирующих отношения по перевозки грузов, пассажиров, багажа в международных отношениях. При отсутствии МД перевозка с пересечением границ не считается м/н и регулируется сугубо национальным законодательством.

Договор м/н перевозки представляет собой особый вид м/н коммерческих сделок, включающих как публично-правовой, а именно – определение статуса транспортной среды, так и частно-правовой аспект – непосредственно организация перевозок. Сами транспортные средства – особая категория вещей, в большинстве государств они подлежат государственной регистрации и приравниваются к недвижимому имуществу. Такое имущество имеет свой личный закон, а именно право страны – место регистрации ТС. Нормы иностранного права, определяющие правовой режим ТС считаются императивными предписаниями и имеют приоритет перед правом страны суда. Правовое регулирование перевозок грузов, пассажиров, багажа в межгосударственном сообщении носит отраслевой характер и зависит от применяемого для перевозки вида транспорта.

М/н транспортные конвенции разнообразны по содержанию включенных в них норм, но их объединяют общие принципы правового регулирования м/н транспортных отношений.

Конвенции рассматривают м/н перевозку как перевозку грузов, пассажиров, багажа, которая осуществляет по крайней мере между двумя государствами и в соответствии с условиями, предусмотренными межгосударственными соглашениями. Перевозка осуществляется на основании договора, который носит двусторонний возмездный характер и как правило является реальным. Договор заключается путем оформления транспортного документа – коносамента, накладной, квитанции, билета. Конвенционные нормы устанавливают ограниченный предел ответственности перевозчики, который отвечает за неисполнение, ненадлежащее исполнении договорных обстоятельств на принципе презюмируемой вины.

Конвенции устанавливают претенциозный порядок урегулирования, определяют правила подсудности по искам, вытекающим их договоров перевозки и сокращенные сроки исковой давности.

МД, регулирующие отношения по перевозке группируются в зависимости от способа перевозки и применяемого вида транспорта:

1. морские, речные

2. воздушные/авиа

3. автоперевозки

4. железнодорожные

Морские и речные перевозки

Правовое регулирование морских перевозок включает норму морского судоходства и торгового мореплавания. Основным источником правового регулирования выступает Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте. Коносаментом оформляется м/н морская линейная перевозка, это расписка, удостоверяющая принятие груза к перевозке и удостоверяющая право на его получение по завершению перевозки. В 1968 г. был принят доп. протокол к этой конвенции, нормы которого усилили ответственность перевозчика. В 1999 г. Россия присоединилась к протоколу. Помимо Брюссельской конвенции в области м/н морских перевозок действует Конвенция ООН о морской перевозки грузов, принятая в Гамбурге (Гамбургские правила) 1978 г. Они имеют более широкую сферу действия, так как охватывают перевозки животных, грузов на палубе и опасных грузов. Единообразные нормы в сфере м/н морских перевозок пассажиров и багажа содержатся в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем (1961 г.). Также есть Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа 1974 г., измененная Лондонским протоколом 1976 г.

Речные перевозки – основными источниками являются Будапештская конвенция о перевозке грузов по внутренним водным путям 2001 г., Европейское соглашение о м/н перевозке опасных грузов по внутренним водным путям 2000 г. (с 2002 г. действует и для России), Конвенция о м/н договоре перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям 1976 г.

Воздушные перевозки

Основное правовое регулирование осуществляется Варшавской конвенцией об унификации МЧП, касающейся м/н воздушных перевозок 1929 г., она дополняется рядом соглашений, которые в совокупности образуют варшавскую систему регулирования воздушных перевозок. Туда еще входят:

- Гаагский протокол 1955 г.

- Гватемальский протокол 1971 г.

- Гваделахарская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся м/н воздушных перевозок 1961 г.

- Монреальский протокол 1975 г.

На практике нередко возникает вопрос о том, какой из названных документов необходимо применять в конкретной ситуации при разрешении спора. Был выработан такой подход: если государства являются участниками одних и тех же редакций конвенций, то применяется тот документ, в котором участвуют обе стороны. Если же одно государство ратифицировало протокол, а другое – нет, то должен применяться тот текст, который является действующим для обеих сторон. В 1999 г. в Монреале была принята конвенция об унификации некоторых правил м/н воздушных перевозок, а в 2003 г. эта конвенция вступила в силу.

Автомобильные перевозки

В этой области важное значение имеет наличие единообразных правил и норм, регулирующих ПДД, оформление путевых и сопроводительных документов, осуществление таможенной процедуры, унифицированных требований к условиям и пределам ответственности владельцев ТС. Здесь основное правовое регулирование принадлежит Женевским конвенциям – О договорах дорожной перевозки грузов 1956 г. в сферу действия входит договор дорожной перевозки ТС за вознаграждение, если место принятия грузов и место сдачи груза находится в двух разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей конвенции, не зависимо от места жительства. И еще: Жен.конвенция 1973 г. о м/н автомобильной перевозке пассажиров и багажа – в ней Россия не участвует. В 2010 г. Россия присоединилась к Бишкекской конвенции о м/н автомобильной перевозке пассажиров и багажа.

Европейское соглашение о м/н автомагистралях, Конвенции о м/н движении 1949 г., Протоколе о дорожных знаках 1968 г., Таможенная конвенция о м/н перевозках грузов с применением книжки МТП 1959 г. – в них Россия также участвует.

Важную роль играют двусторонние договоры о м/н автомобильном сообщении.

Железнодорожные перевозки

Ж/д п – это перевозка грузов, пассажиров, багажа между двумя и более государствами на условиях м/н ж/д конвенции. При наличии м/н ж/д конвенции применение национального законодательства допускается только при отсылке к ней в самой конвенции или для решения вопросов, не урегулированных в конвенции. В Европе действуют Бернские Конвенции. Бернская конвенция о ж/д перевозках пассажиров и багажа + еще одна. Обе они многократно пересматривались. В 1980 г. состоялась конференция по пересмотру этих конвенций. Результатом работы этой конференции стало принятия соглашения о м/н ж/д перевозках (КОТИФ). Это соглашение объединило обе Бернские конвенции и в качестве приложения к КОТИФ были разработаны м/н пассажирская конвенция и м/н грузовая конвенция. Была создана Бернская организация м/н ж/д транспорта. К многосторонним МД в области ж/д перевозок относится Соглашение о м/н грузовом сообщении (СМГС) + СМПС в редакции 2004 г. В СМГС наряду с унифицированными материальными нормами устанавливаются единообразные коллизионные правила, предписывающие применением закона страны отправления груза, назначения, следования груза, закона дороги, к которой предъявляются претензии, или закона дороги, где груз был задержан.

 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА И НЕОСНОВАТЕЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ

 

1. Общие принципы коллизионного регулирования недоговорных обязательств

2. Коллизионное регулирование недоговорных обязательств в РФ

3. Международно-правовое регулирования обязательств из причинения вреда

 

1. Совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие из обязательств недоговорного характера, принято условно называть деликтным правом. В законодательстве ряда стран употребляется схожий термин обязательств из деликтов и квазиделиктов (из неосновательного обогащения, из недобросовестной конкуренции, ведение чужих дел без поручения). Во второй половине прошлого века в коллизионном регулировании деликтных обязательств произошли изменения, основу которой положила американская доктрина и судебная практика и которые в последствии были восприняты законами о МЧП европейских государств. Изменения:

1. произошла дифференциация коллизионного регулирования. Нормы МЧП для отдельных видов недоговорных обязательств устанавливают специальные коллизионные правила в результате появилась развёрнутая система коллизионного регулирования в этой сфере.

2. Произошел отказ от единственно возможного классического критерия отыскания применимого права – закон места причинения вреда. Говорить о его полном вытеснении сегодня не приходится, так как законодательство отдельных стран по-прежнему закрепляет его как императивную привязку для деликтных и квазиделинстных обязательств. Кроме привязки к закону места причинения вреда сегодня оперируют и другими коллизионными принципами. Такими как личный закон участников правоотношения, закон места регистрации ТС, закон места выпуска товара в обращении. На выбор применимого права оказывает влияние и закон, с которым отношения из правонарушения наиболее тесно связаны. Так, например, EGBGB предписывает применение закона места совершения правонарушения, закона наступления последствий правонарушения или личный закон причинителя вреда и потерпевшего и в то же время устанавливается правило, в соответствии с которым если с правом какого-либо государства присутствует более тесная связь, то применяется право этого государства. Законодательство отдельных стран предусматривает возможность выбора права самими участниками недоговорного обязательства. Выбор может быть сделан в пользу государства, учреждение которого рассматривает спор или стороны могут выбирать применимое право из нескольких предложенных альтернатив. Почти повсеместно предусмотрено ограничение иностранного права в пользу императивных норм страны суда. Так, по Венгерскому закону о МЧП суд не может установить ответственность за такое поведение, которое по закону страны суда не считается противоправным, не может установить правовое последствие из причинения вреда, не известного венгерскому праву. Или Швейцарский закон об МЧП содержит императивную норму, в соответствии с которой в случае применения в Швейцарии иностранного права требования о возмещении вреда товарами может быть присуждено только такое возмещение, которое полагалось бы за такой вред в соответствии со Швейцарским законом.

 

2. В РФ.

В ГК нашли отражение все современные тенденции мировой практики коллизионного регулирования недоговорных обязательств с иностранным элементом.

Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: