Завещание согласно шариату (васыйя)




ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ

РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОССИЙСКИЙ ИСЛАМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Основ вероучения и истории Ислама

Курсовая работа

По дисциплине Фикх

ТЕМА

«ИНСТИТУТ ЗАВЕЩАНИЯ (ВАСЫЙЙАТ) В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ»

Выполнил: Ашарапов Н.Х.

Проверил: Азаматов Р.И.

 

 

Уфа 2019 г.

Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Завещание

1.1. Завещание согласно шариату (васыйя). 9

1.2. Шамиль Аляутдинов о завещании в Исламе. 20

Глава 2. Оформление завещания

2.1. Форма завещание. 24

2.2. Заявление о отказе на ПА вскрытие. 26

Список использованной литературы.. 28

 

 

Введение

 

Хвала Аллаху Господу миров, Его мы восхваляем и Его просим о помощи! Взываем к Нему о том, чтобы Он направил нас на прямой путь, и просим Его о прощении и прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от вреда наших дел. Тот, кого собьет Аллах, того никто не направит, тот, кого поведет Аллах, того никто не собьет. Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха Единого, нет ему сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — его раб и посланник. А затем каждому человеку, достигшему совершеннолетия, будь то мужчина или женщина, крайне важно составить завещание. Если объект недвижимости дарится, то он сразу же переходит в собственность получившего столь щедрый подарок лица, и он может распоряжаться им по своему усмотрению. При этом если на недвижимость было оставлено завещание, то в свои права наследники могут вступить только ровно через 6 месяцев после смерти родственника. В завещании не обязательно указывать большое количество имущества. Каждому человеку, достигшему совершеннолетия, будь то мужчина или женщина, крайне важно составить завещание. В первую очередь завещание, должно содержать не распределение имущества, поскольку это и так расписано в Шариате, а наставление, призыв наследников и остальных родственников к соблюдению норм Ислама.

Многие люди не знают, что именно указать, о чём напомнить своим наследникам, поэтому, чтобы облегчить простым мусульманам это дело, мы составили образец завещания и вставили её в конец нашей работы.

 

 

Глава 1. Завещание

 

Начиная свою курсовую работу, я хочу привести в пример одно завещание, написанное татарской бабушкой по имени Гыльмикемал в г. Алматы почти 40 лет назад в начале 1980-х годов. Завещание интересно тем, что написано в позднее советское время, арабскими буквами. Из завещания видно, что бабушка была весьма грамотной в вопросах Ислама, знала Коран и хадисы, и переживала за веру (иман) своих детей и внуков. Завещание публикуем в оригинале на татарском языке и его перевод на русский.

Транскрипция кирилицей:

“Бисмилләһир-рахмәнир-рахим.

Мин үлгәч өстемдә еламагыз. Атнакичләрдә минем җаным өмет итеп, дога көтеп кайтыр. Шул чакта Ходай ризасы өчен садака бирегез. Бер дә берәр әйберегез булмаса, берәр сынык икмәк берәр эткә бирерсез. Берәр икмәгегез дә булмаса Аллаһ ризасы өчен, Пәйгамбәребез Мөхаммәд Мостафа (салаллаһу галәйһи вә сәлләм) хаккы-хөрмәте өчен “анам әрвахына багышладым” диеп бер малга кабык – карбыз кабыгымы, кавынмы – нәрсә булса да бирергә тырышыгыз. Ятимнәр башыннан “Бисмиллә” итеп, салават әйтеп сыпырыгыз. Олыларга хөрмәт итегез, олылагыз. Үзегездән көчеләргә шәфкатьле булыгыз.

Һәрвакыт гомерегезне зикер-тәсбих берлән уздырырга тырышыгыз. Күп сүзчән булмагыз. Гайбәт сөйләмәгез, гайбәт сөйләгән җирдә тормагыз. Кешенең сөйләгәнен тыңлап торыгыз – яхшы сүз булса инде, кеше яманлаган начар сүз булса – тиз генә чыгып китегез, гайбәт җыеп гөнаһлы булып тормагыз. Пәйгамбәребез хәдисендә әйткән: “Кәçирән/күп булса кәламуһу/сүзе – кәçирән/күп булыр зунубуһу/гөнаһы” дигән.

Һәрвакыт эшегезне Аллаһы Тәгаләгә тапшырып башлагыз. Зинһар. Васыятемнең иң зурысы шушы. Мине каберемдә газапта яткырмагыз. Һәрвакыт күңелегездә Аллаһ ризалыгын өстә (телә), вә телегездә – зикер-тәсбих булсын. Иншә Аллаһ, шулай йөрсәгез, һич хурлык күрмәссез.

Аллаһы бирса, “Ә ля иннә әүлия Аллаһи ля хауфун галәйһим вә ля һум яхзәнун” (Коръән, 10:62) дигән аятьләрне исегездә тотыгыз. Мәгънәсе моның: Аллаһ “Аллаһы Тәгаләгә чын күңел берлән ышанып гыйбадәт кылганнарга, алар үзәрендә (өстендә) юктыр куркыныч һәм көенеч” дигән, “әд-дүнйа/дөньяда да, вәл-әхирәт/ахирәттә дә”, дигән.

Һәрвакыт саф, Аллаһы Тәгаләгә генә, гыйбадәт кылыгыз. Һәм бар булган эшегезне Аллаһка тапшырыгыз: кешедән бер генә вакытта да “бу миңа фәлән эшемә ярдәм бирсә иде” диеп күңелегезгә китерә күрмәгез.

Минем тәнемне ярдырмагыз.

Туганнарыгыз берлән бергә, киңәш берлән генә тату гына йөрегез. Намазларыгызны калдырмагыз, ураза тотыгыз, калдырмагыз. Үлеп кара гүргә кереп җавап бирүләрегезне онытмагыз. Дөньяга алдана күрмәгез: дөнья фани (бетә торган), ахирәт бакый (мәңгелек)...”

 

Перевод:

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Когда я умру, не плачьте надо мной. В ночь с четверга на пятницу моя душа будет возвращаться с надеждой, ожидая ваши молитвы (дуа). В это время давайте милостыню (садака) ради довольства Аллаха. Если у вас ничего не будет, дайте хотя бы кусок хлеба какой-нибудь собаке. Если у вас не будет и куска хлеба, то ради довольства Аллаха, ради почтения к нашему пророку Мухаммаду Мустафе (мир ему и благословение Аллаха), с намерением «даю милостыню за душу моей матери», дайте какому-либо живому созданию хотя бы корку — арбузную ли, дынную ли, — но старайтесь хоть что-нибудь дать. Погладьте по голове сирот, говоря: «Бисмилляh/Во имя Аллаха», произнося «салават» (молитвы-благопожелания пророку Мухаммаду, салаллаху алейхи ва саллям). Уважайте старших, будьте почтительными к ним. Будьте милосердными к тем, кто младше вас.

Всегда старайтесь проводить свою жизнь в зикре-тасбихе (в поминании, прославлении Аллаха). Не будьте многословными. Не сплетничайте, не находитесь там, где сплетничают. Слушайте людей — если они говорят благое, если же слова недобрые, если плохо говорят о каком-либо человеке — сразу же уходите оттуда, не берите на себя грех, собирая сплетни. Наш пророк в своем хадисе сказал: «У кого много слов — у того много грехов».

Всегда свои дела начинайте, полагаясь на Всевышнего Аллаха. Пожалуйста. Самое важное мое завещание касается этого. Не становитесь причиной того, чтобы я мучилась в могиле. Пусть всегда в ваших душах будет стремление обрести довольство Аллаха, а на ваших языках — зикр и тасбих (поминание и прославление Аллаха). Ин ша Аллах (если пожелает Аллах), если вы будете поступать так, вы никогда не окажитесь в позорном положении. Если пожелает Аллах, помните такие аяты как: «Да, ведь для друзей Аллаха нет страха, и не будут они в печали» (Коран, 10:62). Смысл их таков: Аллах сказал: для тех, кто с чистым сердцем, веруя во Всевышнего Аллаха, поклоняется и служит Ему, нет для них ни страха, ни печали - ни в этом мире, ни в последующем (ахират). Всегда совершайте поклонение искренне, лишь ради Всевышнего Аллаха. Во всех своих делах полагайтесь лишь на Аллаха: никогда не допускайте в душе такую мысль, что «вот этот человек поможет мне в таком-то деле». Не отдавайте мое тело на вскрытие.

Общайтесь со своими родными, советуйтесь с ним, живите дружно. Не оставляйте свои намазы, держите свои посты (ураза), не оставляйте их. Не забывайте о том, что вы войдете в темную могилу и будете держать ответ. Ни в коем случае не обманывайтесь этим миром: этот мир бренен, а иной мир (ахират) — вечен...»

Оригинал завещания:

 

 

Завещание согласно шариату (васыйя)

 

Что такое завещание (Васыйя)

Васыйя – это пожертвование имущества, которое переходит после смерти человека к тем, кому он завещает.

Доказательства дозволенности завещания

Завещание является дозволенным в Шариате, и доказательством этого являются тексты Корана, сунна посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), иджма (единогласное мнение ученных) и поступки праведных сподвижников.

Коран

«179. Возмездие спасает вам жизнь, о обладатели разума! Быть может, вы будете богобоязненны.

180. Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных.

181. Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллах - Слышащий, Знающий.

182. Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и установит мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный.», (сура «Аль-Бакара», аят 179-182) [3].

Так же слова Аллаха:

«1. О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами.

2. Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте скверное на хорошее. Не пожирайте их имущества вместе со своим имуществом. Воистину, это является великим грехом.

3. Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности).

4. Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье.

5. Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него и говорите им слово доброе.

6. Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество. Не пожирайте его, расточительствуя, в спешке, пока они не вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости. Когда вы отдаете им их имущество, то делайте это в присутствии свидетелей. Но довольно того, что Аллах ведет счет.

7. Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел.

8. Если при разделе наследства присутствуют родственники, сироты и бедняки, то одарите их из него и скажите им слово доброе.

9. Пусть опасаются те, которые боялись бы за своих немощных потомков, если бы им пришлось оставить их после себя. Пусть они боятся Аллаха и говорят слово правильное.

10. Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени.

11. Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин. Если все дети являются женщинами числом более двух, то им принадлежит две трети того, что он оставил. Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина. Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. Если же у него нет ребенка, то ему наследуют родители, и матери достается одна треть. Если же у него есть братья, то матери достается одна шестая. Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга. Ваши родители и ваши дети - вы не знаете, кто из них ближе и приносит вам больше пользы. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый.

12. Вам принадлежит половина того, что оставили ваши жены, если у них нет ребенка. Но если у них есть ребенок, то вам принадлежит четверть того, что они оставили. Таков расчет после вычета по завещанию, которое они завещали, или выплаты долга. Им принадлежит четверть того, что вы оставили, если у вас нет ребенка. Но если у вас есть ребенок, то им принадлежит одна восьмая того, что вы оставили. Таков расчет после вычета по завещанию, которое вы завещали, или выплаты долга. Если мужчина или женщина, которые оставили наследство, не имеют родителей или детей, но имеют брата или сестру, то каждому из них достается одна шестая. Но если их больше, то они имеют равные права на одну треть. Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга, если это не причиняет вреда. Такова заповедь Аллаха, ведь Аллах - Знающий, Выдержанный.

13. Таковы ограничения Аллаха. Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние.» (сура «Ан-Ниса», аят 1-13) [3].

Так же слова Аллаха:

«106. О те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он оставит завещание, то его свидетельствуют двое справедливых мужей из вас или двое других не из вас, если смерть постигнет вас, когда вы странствуете по земле. Задержите их обоих после намаза, и если вы усомнитесь, то они должны поклясться Аллахом: "Мы не покупаем за них мирскую выгоду, даже если он является нашим близким родственником, и не скрываем свидетельства Аллаха. В противном же случае мы принадлежим к числу грешников".

107. Если будет обнаружено, что они оба повинны в грехе, то пусть двое других самых близких родственников из числа тех, кто имеет законные права, займут их место и поклянутся Аллахом: "Наше свидетельство вернее их свидетельства, и мы не преступаем границы дозволенного. В противном же случае мы принадлежим к числу беззаконников".

108. Поступить так лучше для того, чтобы они принесли истинное свидетельство или устрашились того, что другие клятвы будут принесены после их клятв. Бойтесь Аллаха и слушайте! Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых» (сура «Аль-Маида», аят 106-108) [3].

Сунна

Передается от Абдуллах ибн Умар (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не подобает мусульманину, который владеет каким-либо имуществом, проводить более двух ночей, не имея при себе написанного завещания на это имущество» (Бухари, 2587).

Иджма

Единогласное мнение ученых и поступки сподвижников так же указывают на дозволенность завещания.

Приводит Абду Рразак с достоверным иснадом, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал, что сподвижники писали в своих завещаниях: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного, это то, что завещает такой-то сын такого-то, я свидетельствую, что нет достойного божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварищей и Мухаммад — его раб и посланник, и то, что Судный День наступит и нет в этом сомнения. И Всевышний Аллах воскресит тех, кто в могилах. Завещаю тем, кого оставляю после себя из своей семьи, чтобы боялись Аллаха и улучшали отношения между вами и подчинялись Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) если вы являетесь верующими». И завещали то, что завещал Ибрахим и Якуб (мир им) своим сыновьям: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами».

Садака при жизни лучше, чем завещание:

Садака, которое человек делает при жизни, является для него более богоугодным делом, за которое он получит больше вознаграждения от Всевышнего, чем, если бы это имущество перешло посредством завещания. Так же это будет делом, свидетельствующим об искренности человека и указывающим на его иман. Доказательством этого служат Коран и Сунна.

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Спешите (совершать) добрые дела» (сура «Аль-Маида», аят 48);

«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть» (сура «Аль-Мунафикун», аят 10).

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: — (Как-то раз) один человек спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «О посланник Аллаха, какая садака является наилучшей?». Он сказал: «Та, которую ты подаёшь, будучи здоровым и скупым, когда ты надеешься на богатство и боишься бедности. И не откладывай до тех пор, пока (душа твоя) не подойдёт к горлу, и ты станешь говорить: «Такому-то столько, а такому-то столько». (Бухари 2748).

Правовое решение васыйя

В первые годы предписания Ислама составление завещания было обязательным в пользу родителей и близких родственников. Доказательством этого является аят Корана: «Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных», (сура «Аль-Бакара, аят 180).

Однако эта обязанность была отменена аятом о наследниках, и хукм завещания стал желательным (сунна), если в нем есть благо, только в 1/3 имущества и только тем, кто не является наследником.

Шейх ибн-Касир в своем тафсире, давая объяснение вышеприведенному аяту, пишет: «Этот благородный аят распространяется на повеление составлять завещание в пользу родителей и родственников, и это было обязанностью, по более достоверному из двух мнений, до ниспослания аята о наследстве. Что же касается аята о наследстве, то он является отменяющим данный аят и доли для наследников стали обязательными по приказу Аллаха. Доли из наследства берут те, кто претендует на них без завещания и для этого не требуется согласия завещателя».

Также передается в хадисе, что Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) процитировав аят «…и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам…» сказал: «и было это таким образом (обязательным), пока не отменил его аят о наследниках», (Абу Дауд 2869).

Передается от Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине Аллах наделил каждого обладателя права его долей, посему нет имущественного завещания для наследников». (Абу Дауд 2870).

Васыя может иметь и другие правовые решения.

Обязательность

Завещание становится обязательным, когда у человека есть долг перед Всевышним как закат или хадж, либо долг перед людьми, и он опасается, что если не укажет эти долги в завещании, то они окажутся невыплаченными.

Запретность

Запрещается делать завещание на то, что недозволенно Шариатом. Как, например, завещание на покупку спиртного или же на строительство развлекательных центров, которые пагубно влияют на общество. Все эти виды, вместе с тем, что они считаются запретными, также будут считаться недействительными и не подлежат исполнению.

Нежелательность

Нежелательно оставлять завещание тому, у кого мало имущества и у него имеются наследники, которые очень нуждаются в этом имуществе. Также нежелательным будет завещать имущество грешнику, если завещатель предполагает, что тот будет использовать это имущество в греховных целях.

Столпы васыйя:

У васыйя 4 столпа (завещатель, кому завещают, предмет (имущество), который завещают, форма завещания) и каждый из них имеет свои условия, которые мы подробно разберем.

1) Завещатель и его условия

Разум — является важным условием во взаимоотношениях между людьми, особенно когда дело касается добровольных пожертвований. Поэтому, будет недействительным завещание слабоумного, душевно больного или опьяненного (при условии, если его принудили принять опьяняющее).

Совершеннолетие, которое является условием для несения обязанностей религиозного характера и без которого будет недействительно завещание.

Свобода выбора. Поскольку завещание — это добровольное пожертвование, то необходимым условием здесь будет согласие завещателя и не будет действительным составление завещания под принуждением.

Свобода от рабства. Завещатель должен быть свободным человеком, т.е. не рабом. Так как раб не является человеком, который может иметь свое имущество.

Исходя из вышеперечисленных условий завещание будет действительным от:

— неверующего;

— от человека, чье имущество арестовали по причине чрезмерной траты на бесполезные или запретные дела.

2) Кому завещают и его условия.

Этот столп делится на две части:

1 — если имущество было завещано определенному человеку или предмету, как например если завещатель скажет «я завещаю Мухаммаду» или «я завещаю для строительства мечети (определенной)», то оно будет действительным при следующих условиях:

а) чтобы тот, кому завещают, был из тех, кто имеет право на имущество на момент смерти завещателя. Таким образом, будет недействительным завещание покойнику или животному. Однако если было завещано на корм или же уход за животным, то такое завещание будет иметь законную силу;

б) отсутствие греховного в завещании. Как, например, завещать Коран для неверующего, или оружие для тех, кто воюет с верующими;

в) определенность. То есть завещание будет считаться недействительным, если завещатель скажет «я завещаю одному из двух детей Ахмада», по причине присутствия в нем неясности;

г) существование на момент завещания. Так, например, если завещатель скажет, «завещаю имущество ребенку, который у вас будет», которого нет в утробе матери на момент завещания, то такое завещание будет недействительным.

2 — если имущество было завещано неопределенному человеку или предмету, то для действительности завещания необходимо только одно условие, чтобы было завещано на благие нужды, как например беднякам, ученым или же на строительство мечетей, больниц и т.д.

3) Предмет (имущество) который завещают и его условия

1 — чтобы Шариат не запрещал пользоваться этим имуществом. Нельзя завещать такие предметы, как например игральные карты, запретные музыкальные инструменты;

2 — чтобы возможно было передать его. Таким образом, если завещатель скажет: «Завещаю право на возмездие (наказания)» или же «завещаю преимущественное право покупки, такому-то», то завещание будет недействительным.

Примечание: основываясь на этих двух условиях, будет действительным завещание, если завещатель скажет «завещаю плоды, которые созреют», либо если скажет «завещаю одну из двух одежд»; так же дозволяется завещать нечистоты (наджас), если от него будет польза как, например, охотничья собака или спиртное по причине брожения, из которого можно получить уксус.

4) Форма завещания и ее условия

1 — чтобы форма завещания была ясной либо подразумеваемой. Ясной будет считается форма, если завещатель говорит «я завещаю для Зейда дом». Такое завещание будет приведено в исполнение после смерти завещателя без выяснения того, что он намеревался сделать (подразумевал) когда произносил эти слова. Форма будет считаться неясной в том случае, если завещатель скажет «моя книга — для Зейда», поэтому необходимо узнать, что намеревался (подразумевал) под этими словами завещатель, чтобы завещание было исполнено.

2 — согласие того, кому завещают, после смерти завещателя.

Примечание: согласие требуется только в том случае, если было завещано определенному человеку.

Основываясь на этих двух условиях, будет действительным завещание, если тот, кому завещают, откажется от завещания при жизни и примет его после смерти. Так как отказ или принятия завещания устанавливается после смерти завещателя. Так же если тот, кому завещают, скончается раньше завещателя, то завещание аннулируется. Однако, если тот, кому завещают, скончается после завещателя, но при этом, не успев принять завещания, то такое завещание считается действительным и право на его принятие переходит к его наследникам.

Размер завещания

Завещателю необходимо знать, что завещать более 1/3 от своего имущества является нежелательным действием, и не соответствующим сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Приходит в хадисе от Саада ибн Аби Вакаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: меня навестил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время прощального хаджа, когда я заболел болезнью, доведшей меня до смерти, и я сказал ему: «О посланник Аллаха! Скажи мне, что думаешь об этой болезни? Я очень богат, и моим наследником станет только моя единственная дочь, могу ли я отдать в милостыню две трети своего имущества»? Он ответил: «Нет». Я спросил: «а половину?». Он ответил: «нет, отдай треть, но даже этого будет много, оставить своих наследников в достатке лучше, чем оставить их просящими у людей, и ты обязательно получишь награду за всё, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за каждый ломтик (или кусочек) еды, который ты даешь своей жене». (Муслим 1637)

Однако если завещатель, не соблюдая сунны, завещал более 1/3 своего имущества, то какой хукм этого действия? Отвечая на это, шафииты сказали, что это дело является макрухом (порицаемым), более того, то завещанное имущество, которое превышает 1/3 выдается тем, кому завещают, только с дозволения наследников покойного. Если же наследники не согласны, то, по единогласному мнению, ученых мусульман, завещание не исполняется в той доле, которая превышает 1/3, так это имущество является правом наследников. Если же у покойного нет наследников, то выдается только 1/3 (без добавки), так как это имущество является правом мусульман.

Так же важно знать, что размер имущества учитывается на день смерти завещателя и после раздачи всех его долгов, а не на день, в котором он составлял завещание.

Отменить завещание завещатель может словами, которые указывают на это, как например: «я отказываюсь от своего завещания» или «я расторгаю свое завещание» и т.д. Так же будет считаться отменой завещания трата завещанного имущества или продажа его, или же благотворительные пожертвования из этого имущества.

Али Каримов [islamcivil.ru]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: