Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2011-2013 годов I этап (2011 г.) - разработка методологических, научно-методических и технологических основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения; привлечение внимания к целям, задачам и содержанию Программы представителей органов местного самоуправления, работников научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций; проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Реализация I этапа (2011 г.) предусматривает финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в бюджете автономного округа по соответствующему главному распорядителю бюджетных средств автономного округа на 2011 год, а также за счет экономии, сложившейся в ходе исполнения бюджета в 2011 году.этап (2012-2013 гг.) - реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Ханты-Мансийском автономном округу - Югре. Создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы; реализация накопленного Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой опыта формирования толерантного сознания, профилактики ксенофобии, воспитания культуры мира; внедрение разработанных эффективных технологий формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения во все сферы жизни и деятельности жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.
|
Программа реализуется совместными усилиями исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с привлечением в установленном порядке органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Механизм реализации Программы включает ежегодное формирование перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей реализации Программы. А также связанные с изменениями внешней среды, информирование общественности о ходе и результатах реализации программы, финансировании программных мероприятий.
Конкурсы в рамках Программы проводятся на основании положений, утверждаемых государственными заказчиками Программы, за исключением конкурсов, порядок проведения которых утверждается Губернатором автономного округа.
|
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) для государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий Программы, их эффективности осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Государственным заказчиком - координатором Программы является Аппарат Губернатора автономного округа, осуществляет управление и контроль реализации Программы, координацию деятельности государственных заказчиков Программы, обеспечивает при необходимости корректировку мероприятий. Координатор Программы совместно с научно-консультативной секцией рабочей группы осуществляет мониторинг и оценку результативности мероприятий.
При текущем управлении государственным заказчиком Программы выполняются следующие основные задачи:
• анализ эффективности выполнения программных мероприятий;
• корректировка мероприятий Программы по источникам и объемам финансирования, по перечню предлагаемых к реализации задач при принятии бюджета автономного округа и уточнение возможных объемов финансирования из других источников;
• мониторинг выполнения показателей Программы, сбор оперативной отчетной информации, подготовка и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.
|
Государственный заказчик Программы выполняет свои функции во взаимодействии с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, хозяйствующими субъектами.
Государственными заказчиками Программы ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляется информация государственному заказчику - координатору Программы о реализации программных мероприятий.
Для обеспечения анализа эффективности мероприятий Программы, контроля хода ее реализации ежегодно государственный заказчик - координатор Программы в порядке, установленном Правительством автономного округа, представляет отчет о ходе реализации Программы.
В процессе реализации Программы могут проявиться ряд внешних и внутренних рисков.
Внешние риски:
• сокращение бюджетного финансирования, выделенного на выполнение целевой Программы, что повлечет, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотр задач Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения;
• отсутствие поставщиков / исполнителей товаров, работ (услуг), определяемых на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами автономного округа;
• удорожание стоимости товаров, работ (услуг).
Внутренние риски:
• недостаточно качественная экспертиза материалов;
• недостатки в управлении Программой, в первую очередь из-за отсутствия должной координации действий участников реализации Программы.
Последствиями недостаточной координации могут стать:
• отсутствие единого понимания участниками программы ее целей и задач, а также своей роли в выполнении Программы;
• необъективное распределение ресурсов Программы и нерациональное, нецелевое их использование;
• размывание ответственности как за целевое и рациональное использование ресурсов Программы, так и за эффективность ее результатов;
• снижение эффективности результатов Программы, связанное: с отсутствием действенной системы мониторинга реализации Программы; отсутствием или несвоевременностью и необъективностью решений, направленных на внесение изменений и уточнений, необходимых для устранения недостатков в реализации Программы по итогам мониторинга.
С целью минимизации внешних и внутренних рисков Программы запланированы следующие мероприятия:
• ежегодная корректировка по результатам исполнения Программы мероприятий и объемов финансирования;
• информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, проведение исследовательских работ, аналитического и экспертного мониторингов общественного мнения, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации Программы;
• привлечение общественных организаций, органов государственно-общественного управления, профессиональных экспертов, для проведения экспертизы материалов, представляемых претендентами на получение поощрений.
Заключение
Государственная политика в сфере регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений основывается на принципах конституционного строя РФ, а также на общепризнанных нормах международного права.
Регулирование межнациональных отношений в РФ производится на трех уровнях власти: на федеральном - Министерство регионального развития, совместно с Министерством Юстиции РФ и т.д.; на региональном, в ХМАО - Югре: Аппарат Губернатора ХМАО; на муниципальном, в городе Нижневартовске - служба по организации и обеспечению деятельности межведомственных комиссий администрации города.
Также на каждом уровне приняты соответствующие законы и программы, действующие в одном направлении и призванные осуществлять и регулировать межнациональные и межконфессиональные отношения.
В связи с тем, что Российская Федерация является многонациональным и поликонфессиональным государством государственные федеральные, региональные и муниципальные программы имеют единые цели, такие как укрепление толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Механизм реализации государственной национальной политики включает в себя формирование и редактирование законодательства РФ в межнациональной сфере, создание специализированных программ, направленных на формирование толерантной среды и гражданского общества на всей территории РФ. А также, ежегодное формирование перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей. Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий действующих программы, их эффективности на основе действующего законодательства.
Таким образом, на основе законодательства РФ, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре осуществляется государственное регулирование межнациональных и межконфессиональных отношений. В округе проводятся всевозможные мероприятия по предупреждению межнациональных конфликтов в обществе, по защите и обеспечению прав малочисленных народов, по формированию толерантного сознания в молодежной среде. Государственное регулирование в сфере национальной политике в ХМАО - Югре находится под ведением Губернатора округа, его аппарата и Правительства автономного округа.
Список источников
экстремизм государственный власть межконфессиональный
1. Об утверждении государственной национальной политики Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 15.06.1996 №909. URL: https://base.consultant.ru // 98489 (дата обращения: 16.04.2013).
. Об утверждении государственной национальной политики Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 15.06.1996 №909. URL: https://base.consultant.ru // 98489 (дата обращения: 16.04.2013).
. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указом Президента Рос. Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666. URL: https://base.consultant.ru/cons/cgi/rnd=0.0975833777338 (дата обращения: 21.05.2013).
. Об утверждении Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти (с изменениями и дополнениями): Распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2009 г. №1555-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96475/ (дата обращения: 21.04.2013).
. Правительство Красноярского края. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Содействие развитию гражданского общества в красноярском крае» на 2009-2011 годы: постановление Правительства Красноярского края от 6 июля 2010 г. №365-п, в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 22.04.2013 №189-п. URL: https://base.consultant.ru/regbase/cgi/ (дата обращения: 24.04.2013).
. Учебно-методическое пособие «Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений - одно из направлений обеспечения национальной безопасности» Информация Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2012 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70030894/ (дата обращения: 24.05.2013)
. О противодействии экстремистской деятельности (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 21.04.2013).
. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ (ред. от 22.07.2010). URL: https://www.consultant.ru/popular/obob/ (дата обращения: 21.04.2013).
. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17 июня 1996 года №74-ФЗ (ред. от 09.02.2009). URL: https://base.consultant.ru /online.cgi? req=doc; base=LAW; n=84629 (дата обращения: 21.04.2013).
10. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ (ред. от 30.11.2010). URL: https://www.legis.ru/misc/doc/840/ (дата обращения: 21.04.2013).
. Целевая программа ХМАО - Югры. О профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укреплении толерантности в ХМАО - Югре на 2011-2013 годы: Приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. №367-п, (в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2011 №410-п).: https://www.tolerant.admhmao.ru/wps/portal/many-sided/home/ugra_law (дата обращения: 28.03.2013).