ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО -
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА
КУДАЕВА Л.В., МЕЛЕШИНА С.В., ЩЕРБАКОВА Е.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО -
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
САРАНСК 2004
УДК 378. 147. 88.
ББК 74. 580
0 - 641
Рецензенты: Еналеева Н.И., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания;
Самсонова Т.В., канд. пед. наук, зав. кафедрой воспитания и дополнительного образования, проректор по научно-методической работе МРИО.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Мордовского государственного педагогического института имени М Е Евсевьева
Кудаева Л.В., Мелешина С.В., Щербакова Е.В. Организация производственно-педагогической практики студентов (педагогический аспект) / Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2004. – 33 с.
УДК 378. 147. 88.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с программой производственно-педагогической практики студентов педагогических институтов. Данные рекомендации являются практическим руководством при организации и проведении педагогической практики. Авторы стремились максимально представить накопленный положительный опыт по организации и проведению производственно-педагогической практики в условиях Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.
Предназначено для студентов, проходящих производственно-педагогическую практику, и ее организаторов.
|
© Мордовский государственный
педагогический институт имени
М.Е. Евсевьева, 2004
© Авторский коллектив, 2004
Педагогическая практика на предвыпускном и выпускном (IV – V) курсах носит название производственно-педагогической и проводится в течение 6 – 7 недель. На IV курсе студенты работают в 5 – 9 классах, на V курсе – в 10 – 11 классах всех типов школ.
I. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫВ ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1. Цель, задачи и содержание педагогической практики
Главной целью педпрактики является практическая подготовка студентов к педагогической деятельности в реальных условиях учебных учреждений различного типа. Педагогическая практика выступает аналогом профессиональной деятельности учителя и характеризуется полнотой, многообразием отношений и многофункциональностью. Пребывание в условиях, близких к самостоятельной профессиональной деятельности, обусловливает изменение отношения к профессии и определяет перспективу будущей работы. Следует признать, что изменения происходят не у всех одинаково и проявляется неоднозначным отношением студентов к педагогической практике.
Основные задачи педагогической практики:
- закрепление и углубление теоретико-методических знаний студентов;
- соединение теории с практикой;
- формирование педагогического и творческого мышления;
- развитие профессиональной культуры;
- овладение аналитическими, рефлексивными, прогностическими, проективными, перцептивными умениями и умениями педагогического общения при выполнении функции учителя и классного руководителя;
|
- формирование потребности в постоянном самообразовании;
- формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- изучение педагогического процесса в различных типах учебных заведений, инновационного опыта с использованием личностно-ориентирован-ных технологий.
В ходе педпрактики на предвыпускных и выпускных курсах студент должен научиться
- осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (учебной и внеклассной работы по предмету, внеклассной воспитательной работы с учащимися, работы с родителями и др.);
- определять конкретные учебно-воспитательные задачи, сообразуясь с индивидуальными, возрастными особенностями учащихся и всего ученического коллектива;
- изучать личность школьника и классный коллектив с целью диагностики, проектирования и корректировки их развития;
- сотрудничать со школьным коллективом, родителями и другими лицами, принимающими участие в воспитании детей;
- организовывать коллектив детей на выполнение разнообразной деятельности (учебной, досуговой, художественной, познавательной, общественной, трудовой, нравственно-мировоззренческой, физкультурно-спортив-ной и др.);
- готовить и проводить уроки различного типа, использовать современные формы внеклассной работы, основанные на здоровьесберегающих технологиях и условиях, гарантирующих защиту прав и свобод личности ребенка;
- формировать у учащихся культуру межличностных отношений, умение проявлять национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к национальным языкам, традициям и культуре других народов;
|
- осуществлять средовый и личностно-ориентированный подход в воспитании.
Работа студентов старших курсов в учебных учреждениях в период производственно-педагогической практики проводится по нескольким направлениям:
- ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы;
- работа в качестве помощника учителя (IV курс) и учителя (V курс) по предмету специальности;
- работа в качестве помощника классного руководителя (IV курс) и классного руководителя (V курс);
- осуществление исследовательской и экспериментальной деятельности в рамках написания дипломной работы;
- выполнение заданий по психологии;
- участие в обсуждении и анализе промежуточных и итоговых результатов практики.
На IV курсе студенты проводят ряд уроков по предмету, ведут внеклассную учебную и воспитательную работу с учащимися по разным направлениям, осуществляют исследовательскую работу по психологии, педагогике, методике преподавания предмета, отдельные виды работ с родителями.
На V курсе студенты проводят систему уроков и внеклассной учебной и воспитательной работы, сотрудничают с родителями, продолжают исследовательскую работу, организуют работу кружков, секций, факультативов. Педагогическая деятельность студентов выпускных курсов характеризуется высокой степенью самостоятельности, творчества, студент выполняет все функциональные обязанности учителя-предметника и классного руководителя, а не отдельные ее виды.
Производственно-педагогическая практика призвана сформировать у студентов понимание целостности педагогического процесса и, как следствие, взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности классного руководителя и учителя-предметника.
Права и обязанности студента-практиканта
Студент-практикант имеет право:
1/ ознакомиться с системой работы школы;
2/ посещать все уроки в прикрепленном классе;
3/ присутствовать на воспитательных мероприятиях, классных часах и родительских собраниях;
4/ посещать методические объединения учителей, присутствовать на заседаниях Совета школы, школьного и классного родительских комитетов;
5/ на получение квалифицированной помощи со стороны методистов, учителей и администрации школы;
6/ студент обязан выполнять все виды работ, предусмотренные инструктивно-методическими материалами и программой педагогической практики;
7/ подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, организуя свою деятельность в соответствии с ними и программными заданиями;
8/ соблюдать педагогический такт и нести профессиональную ответственность за учащихся прикрепленного класса.