Проблемы функционирования ПФ РФ




Анализ состояния ПФ РФ на современном этапе

 

Анализ доходов и расходов ПФ РФ за 2015-2017 года

13 июня 2018 года ПФР России опубликовал официальный отчет о своей деятельности за 2017 год. Он охватывает и основные направления, и итоги работы Фонда.

Официальная статистика ПФР за 2017 год даёт представление о том, какие пособия и иные выплаты делает фонд, каков размер пенсии по России и сколько людей обслуживает пенсионная система в целом.
Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок [9. С. 127]:

- Предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;

- Дума рассматривает его и в случае принятия издает отдельный закон «О бюджете ПФР на …» (он состоит из основных статей и приложений);

- Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.

Если после того как бюджет уже был принят, требуется внести в него какие-то изменения (такое случается довольно часто, например, ввиду экономических обстоятельств и т.п.), в Госдуму отправляется проект планируемых изменений. Затем они вносятся аналогичным способом, подобно тому, как описано выше (издается закон, запускается голосование по принятию и т.д.).

В 2012 году доходы Пенсионного Фонда составили 5,890 трлн. руб., в 2013 году – 6,388 трлн. руб., в 2014 году – 6,159 трлн. руб. Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда за 2014 год составили 83,6 млрд. рублей, из них страховых взносов поступило 33 млрд. рублей, что на 481,7 млрд. рублей меньше, чем в 2013 году. Снижение поступлений страховых взносов на накопительную часть пенсии в 2014 году связано с изменением законодательства об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которым принято решение о направлении всех страховых взносов по индивидуальному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии.

В большей степени бюджет Пенсионного Фонда формируется за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Безвозмездные поступления составляют почти половину доходов Пенсионного фонда в 2012-2013 гг., а в 2014 гг. доля безвозмездных поступлений уменьшается. Наибольшую долю в составе всех безвозмездных поступлений составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета (около 99%). Данный факт подтверждает важность государственного финансирования. Если государство в дальнейшем будет уменьшать предоставление межбюджетных трансфертов фонду, то лишь на страховых взносах граждан Пенсионный фонд не выстоит.

Наибольшая доля из всех налоговых и неналоговых доходов – это страховые взносы на обязательное социальное страхование (98–99%). Таким образом, основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда являются страховые взносы на обязательное социальное страхование и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

В течение 2010-2013 гг. наблюдалась тенденция увеличения доходов Пенсионного Фонда, а в 2014 г. – понижение. В 2015-2017 гг. повышение доходов Пенсионного Фонда (рис.2.1).

Рис. 2.1. Динамика доходов Пенсионного фонда в 2010–2017 гг.

 

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. доходы Пенсионного Фонда выросли на 14%, в 2012 г. – на 12 %, в 2013 г. – на 8,5 %, а в 2014 г. снизились на 4% (рис.2.2). Повышение доходов в 2010-2013 гг. объясняется ежегодной индексацией заработной платы, что ведет к увеличению суммы страховых взносов. Снижение доходов Фонда в 2014 г. связано с новой пенсионной реформой 2013-2015 гг., так как именно в этот период некоторая часть населения начала заключать договора с негосударственными пенсионными фондами и, следовательно, переводить свои накопления из Пенсионного фонда в соответствующие организации. Другой причиной уменьшения доходов Пенсионного Фонда в 2014 году является снижение страховых поступлений на накопительную часть пенсии и уменьшение безвозмездных поступлений. Было небольшое увеличение доходов в 2015 году примерно на 16%, так как в связи с новой пенсионной реформой с Пенсионного Фонда снималась ответственность по выплате накопительной части пенсии, что улучшило его финансовое положение. В 2016-2017 гг. продолжалось дальнейшее увеличение доходов Пенсионного Фонда, но темпы роста ниже, чем в 2015 году [15].

Важно также проанализировать отклонение утвержденных бюджетов от их фактического исполнения. В 2011-2013гг. фактические данные немного превышают показатели на бумаге, но в 2014 в бюджет поступило меньше средств, чем планировалось (таблица 2.1).

 

Рис. 2.2. Темп роста доходов Фонда в 2011–2017 гг.

 

Таблица 2.1.

Доходы бюджета Пенсионного фонда (млрд. руб.) [15]

Годы Утверждено
  5 137,38
  5 696,86
  6 343,33
  6 289,96
  7 146,81
  7 895,20
  8 372,19

 

На основе анализа формирования средств Пенсионного Фонда вытекают следующие выводы. Во-первых, в 2012-2013 году доходы Пенсионного Фонда стабильно росли, что связано с увеличением суммы страховых взносов, а в 2014 году доходы снизились в силу причин, связанных с пенсионной реформой 2015 года, а также с уменьшением безвозмездных поступлений. Во-вторых, в 2015-2017 гг. повышение доходов Пенсионного Фонда показало, что пенсионная реформа 2015 года дает положительные результаты.

Следующий шаг исследования состоит в анализе расходования средств Пенсионного Фонда. В 2012 г. расходы Фонда составили 5,451 трлн. руб., в 2013 г. – 6,378 трлн. руб., в 2014 г. – 6,190 трлн. руб. Наибольшая доля расходов Фонда приходится на реализацию социальной политики (98%). Наибольший удельный вес в расходах на реализацию социальной политики составляют расходы на пенсионное обеспечение (более 80%).Следующее место в структуре расходов на реализацию социальной политики занимает социальное обеспечение населения (6-7%).

В 2014 году Пенсионный фонд обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения. Пенсии были повышены около 41,5 млн. пенсионеров. В целом за 2014 год пенсии увеличились на 8,6%. На пенсионное обеспечение в 2014 году направлено 5,4 трлн. рублей, что на 161,6 млрд. рублей больше, чем в 2013 году. Материнский (семейный) капитал на 2014 год установлен с ростом на 5% в размере 429 408,5 рублей. Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда за 2014 год составили 22,1 млрд. рублей (в 2013 году – 391,7 млрд. рублей) [8]. Таким образом, в течение 2011-2013 гг. расходы увеличились, в 2014 году, наоборот, понизились. В 2015-2017 гг. расходы увеличились. (рис.2.3).

 

Рис. 2.3. Динамика расходов Пенсионного фонда в 2010 – 2017 гг.

 

 
 

 

В 2011 г. расходы выросли на 15,8 %, в 2012 г. – на 10,8%, в 2013 г. – на 17 %. Это объясняется аналогичной ситуацией, что и с доходами Пенсионного Фонда (рис. 2.4) В связи с инфляцией повышается и прожиточный минимум пенсионера, что ведет к повышению размера пенсий в среднем по стране. Соответственно, растут расходы. В 2014 году расходы Пенсионного Фонда снизились на 3% по причине резкого сокращения расходов по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда в этот период. В 2015 году было увеличение расходов на 25,5%, так как Пенсионный фонд в 2015 году продолжало мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения. Размер страховых пенсий исчислялось по новой пенсионной формуле, в связи с чем среднегодовой размер страховой пенсии в 2015 году составил не менее 11 970 рублей, что соответствует 167,2% к прожиточному минимуму пенсионера [9]. В течение 2015 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличилось более чем на 600 тысяч человек – с 42,1 млн. человек до 42,7 млн. человек. В 2016-2017 гг. наблюдалось уменьшение темпа роста расходов: в 2016 г. – увеличение на 0,42%, в 2017 г. – увеличение на 5,14% (рис. 2.4).

 

Рис. 2.4. Темп роста расходов Фонда в 2011 – 2017 гг.

 

Следующим шагом анализа является сравнение утвержденных бюджетов и их фактическое исполнение. В 2011-2013 гг. фактические расходы больше утвержденных в законе, но уже в 2014 г. ситуация изменяется в противоположную (таблица 2.2).

Таблица 2.2

Расходы бюджета Пенсионного фонда (млрд. руб.) [15]

Годы Утверждено
  4 822,39
  5 407,31
  6 088,73
  6 416,41
  7 769,78
  7 802,08
  8 202,80

 

На основе анализа расходования средств Пенсионного вытекают следующие выводы. В течение 2010–2013 гг. расходы Пенсионного Фонда увеличивались, что было связано с повышением уровня прожиточного минимума пенсионера, и следовательно, с увеличением размера средней трудовой пенсии по стране. В 2014 году расходы Пенсионного Фонда уменьшились, так как сократились расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда в этот период. В 2015-2017 гг. расходы Пенсионного Фонда увеличивались, так как мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения продолжаются.

Анализ формирования и расходования средств бюджета за 2011-2015г.г. позволяет сделать заключение о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда. Одной из значительных проблем Пенсионного Фонда является дефицит бюджета. Период 2011-2012 гг. характеризовался профицитом бюджета, но в 2013 г. он резко уменьшился с 439,14 млрд. руб. до 9,84 млрд. руб. В 2014 г. Фонд столкнулся с дефицитом в – 31,06 млрд. руб. Утвержденный бюджет 2015 г. показывает опасную картину с дефицитом бюджета в - 622,98 млрд. руб. (рис. 2.5). Такая разница в расходах и доходах обусловлена нахождением в Пенсионном Фонде во временном размещении средств пенсионных накоплений, которые в случае вхождения негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений будут переданы в соответствующие негосударственные фонды. В 2016-2017 гг. ситуация немного стабилизируется.

 
 

Рис. 2.5. Дефицит/профицит Пенсионного Фонда РФ

Настоящая ситуация показывает, что пенсионная система страны нуждается в эффективном реформировании. Пенсионная реформа 2002 года не привела к положительным результатам. На данный момент проводится масштабная реформа 2015, предоставляющая ответственность гражданам в формировании своей будущей пенсии, а именно выбор, формировать накопительную пенсию или отказаться от нее. В России лишь небольшой процент населения перевел свои средства из Пенсионного Фонда в негосударственные пенсионные фонды. Большая часть осталась в «молчунах» и не заявила о желании формировать индивидуальную накопительную пенсию.

Важнейшей проблемой функционирования пенсионной системы РФ является растущий дефицит бюджета.

Главной причиной такого положения служит резкое сокращение количества рабочих мест и фонда оплаты труда, возврат к «серым» схемам выплаты заработной платы и, как следствие, уменьшение суммы страховых взносов, поступающих в Пенсионный Фонд.

Дефицит бюджета ПФР в 2015 году составил 543,7 млрд. рублей, который был покрыт межбюджетным трансфертом.

Собранных Фондом в виде страховых взносов средств, достаточно для выплаты текущих пенсий, но с учетом различных льгот, связанных с досрочным выходом на пенсию, пониженными тарифами страховых сборов для отдельных категорий плательщиков и учетом в страховой стаж нестраховых периодов, расходная часть бюджета ПФ ощутимо увеличивается, что приводит к необходимости целевых трансфертов из государственного бюджета.

Исходя из заявлений главы ПФР А.В. Дроздова, в ходе Петербургского экономического форума дефицит бюджета в 2016 году составил 0,8 трлн рублей, что связано с дальнейшим углублением экономического кризиса, который ведет к дальнейшему сокращению суммы страховых взносов, поступающих от работодателей.

Одной из мер, направленных на обеспечение устойчивости системы ОПС, согласно ст. 19 Закона № 167 от 15.12.2001, является создание резерва бюджета ПФР.

Проведенный анализ подтвердил несовершенства Пенсионного фонда, его зависимость от федерального бюджета и слабую финансовую устойчивость. В России продолжается реформирование пенсионной системы. Несмотря на то, что реформа 2015 г. точно продумана и рассчитана, она не имеет положительного эффекта, так как не решена демографическая проблема и проблема пассивности населения.

Слабая финансовая устойчивость Пенсионного Фонда связана не только с недоработанной стратегией Пенсионного Фонда. Причины неустойчивости кроятся в недостаточном экономическом развитии страны, в слабом контроле со стороны государства при формировании средств Фонда, в недоработанной нормативно-правовой базе в отношении пенсионного обеспечения, а также в демографической ситуации и пассивном менталитете граждан страны.

 

Проблемы функционирования ПФ РФ

В последние годы наблюдается четкая тенденция дефицита бюджета ПФР. Растущее количество пенсионеров на одного работающего россиянина неизбежно усиливает разницу между доходами и расходами в пенсионной системе.

Наиболее актуальным и важным является вопрос существования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а также его высокая зависимость от поступлений из федерального бюджета. Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, снижение зависимости от трансфертов из федерального бюджета в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков по-прежнему остается одной из главных задач. В связи с этим в предыдущем пункте выпускной квалификационной работы были проанализированы источники доходов и направления расходов средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В настоящее время за счет собранных страховых взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще одну треть составляет трансферт из федерального бюджета. Неофициальный заработок россиян – одна из причин низкой доли собственных средств в бюджете Пенсионного фонда РФ.

Многие граждане, избегая уплаты налогов, получают заработную плату в «конвертах». Это уменьшает размеры страховых взносов, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ. Экономисты тщательно изучили вопрос об теневых оплатах труда и пришли к выводу, что основными причинами неофициальных оплат стали:

 

- отсутствие свободных рабочих мест в официальной трудовой деятельности;

- работодатели получают возможность нанять сотрудника за меньшую оплату, тем самым освобождая себя от закона выплаты минимальной заработной платы;

- отсутствие у нанимателя желания оплачивать налоги, а также взносы в Пенсионный фонд;

- бесперспективность официального трудоустройства из-за маленького трудового оклада.

Это далеко не все показатели, которые могут способствовать теневому окладу труда, но являются основными и имеют широкую популярность среди неофициального трудоустройства.

На данный период, самыми популярными видами трудоустройства в тени является деятельность:

- деятельность в службе такси;

- мелкая торговля на улице в палатках;

- наемная занятость в определенный сезон;

- предоставление услуг на дому (няньки, ремонты и т.д.);

- неофициальная миграция работников;

- многие разновидности неформальной деятельности (сдача в аренду недвижимости и прочее).

К сожалению, это не самый большой список, который можно перечислить, ведь в нем можно добавить еще десятки видов деятельности, которые происходят неофициально.

В 2014 году для того чтобы сократить зависимость от федерального бюджета была принята мера по замораживанию пенсионных накоплений, действие которой продолжается и в данный момент. Эта мера дала дополнительно около 0,5 трлн. рублей на выплату пенсий, но проблему не решила. Данная проблема напрямую связана с уровнем жизни российских пенсионеров.

В 2017 году дефицит бюджета достиг 220 млрд рублей. По мнению экспертов, повышение доходов к концу 2018 году в некоторой степени сократит этот показатель до 196 млрд рублей. Если все планируемые реформы будут реализованы, то Минфин рассчитывает стабилизировать бюджет ПФР. Средствами для покрытия дефицита послужат государственные субсидии.

После обсуждения в Госдуме право на существование получил законопроект о страховых взносах. Тарифы сохраняются прежними и остаются на уровне 2017 года [17].

Работодатель обязуется выплачивать в казну внебюджетных фондов 30%, из которых [15]:

- 22% отчисляются ПФ;

- 2,9% на нужды социального страхования;

- 5,1% обеспечивают обязательное медицинское страхование.

Предусмотрены выплаты в размере до 10% в ПФР, если показатель налоговой базы физического лица ежемесячно превышает 624 тыс.руб.

Такая система страховых взносов не противоречит принятой ранее Стратегии развития в долгосрочной перспективе пенсионной сферы РФ.

По мнению чиновников, тарифы социальных взносов поддерживаются на уровне приемлемых показателей и создают оптимальную страховую нагрузку для работодателей.

Реформы ПФР в 2018 году не смогут изменить показатель пенсионных выплат в сторону кардинального повышения. Как ожидается, Минфином предусмотрена индексация пенсии в среднем на 4-5%. На фоне прогнозируемого снижения инфляции и экономического роста планируется довести размер пенсии по старости до 14 045 руб.

Ожидаемые от реформы ПФР изменения призваны решить множество назревших проблем в пенсионной сфере. Однако это никак не отразится на социальных выплатах. Показатель прожиточного минимума в РФ, по мнению чиновников, составит 9364 руб.

Предполагается, что размеры социальной пенсии не превысят 9159 руб. Тем не менее, Минфин настроен оптимистично и уверен, что уровню достатка отечественных пенсионеров не угрожают никакие опасности.

Стоит признать, что это уже не первый раз, когда Пенсионный фонд Российской Федерации встречается с определенными проблемами, которые мешают ему нормально функционировать. Однако Министерство труда все еще надеется, что все в порядке, а нынешние проблемы вызваны рядом случайных обстоятельств и технических проблем, которые со временем исчезнут вовсе.

По сообщениям правительства, в последующие годы дефицит Пенсионного фонда России сильно уменьшится. В 2019 году дефицит уменьшится до 73 миллиардов рублей, что является уже существенным изменением. А в последующем 2020 году сумма дефицита и вовсе составит 44 миллиарда рублей [15].

Вполне вероятно, что на подобные изменения сильно повлияет новая пенсионная реформа, которую так долго готовило правительство Российской Федерации. Однако подробности об изменениях в пенсионной системе государства станут известны только тогда, когда они станут действительными. На данный же момент можно слушать только речи политиков о том, что в будущем все будет прекрасно.

Правительство Российской Федерации, скорее всего, прекрасно осознает тот факт, что пенсионная система уже давно нуждается в позитивных изменениях. Именно поэтому оно и приготовило новый законопроект, который по-новому реформирует всю пенсионную систему. Однако крайне затруднительно говорить о том, насколько позитивно она отразится на жизни всех граждан.

Связано это с тем, что первые ее наброски были крайне сильно раскритикованы гражданами страны. Главным пунктом в новой пенсионной системе будет повышение пенсионного возраста до 63 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Данный факт сильно раздосадовал всех граждан, которые считают, что пенсионный возраст и уровень зарплат просто не могут быть адекватными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: