С нового 2019 года в России стартует масштабная реформа пенсионной системы, призванная полностью изменить всю сферу пенсионного обеспечения.
Необходимость таких изменений назрела и усугубилась течением кризиса, во время которого значительно исчерпались запасы государственного Резервного фонда, выполняющего функции основного источника финансирования Пенсионного фонда РФ на фоне нестабильных поступлений в бюджет.
Основным источником финансирования ПФР является государственный бюджет, состояние которого напрямую связано с котировками цен на нефтересурсы, а также с изменениями валютного рынка, в частности колебаниями стоимости доллара.
Масштабная реформа пенсионной системы снизит зависимость государственной казны и бюджета ПФР от внешних факторов, поможет сбалансировать расходную часть с поступлениями и найти новые источники пополнения финансовых резервов.
Проблема нехватки средств бюджета Пенсионного фонда особенно остро стоит в период затяжного экономического кризиса. Очевидно, что количество отчисляемых в фонд средств не хватает на покрытие всех его расходов. Количество пенсионеров в нашей стране к концу 2018 года должно увеличиться примерно на 600 тысяч человек, и в ближайшие годы эта цифра будет только возрастать. О сокращении дефицита в сложившейся ситуации речи не идет, но Министерству Финансов приходится выдвигать достаточно жесткие предложения, чтобы не допустить резкого скачка данной статьи расходов [16].
В частности предлагается увеличить пенсионный возраст и отменить пенсионные выплаты гражданам до завершения ими трудовой деятельности. Государственная дума пока не готова прибегать к таким непопулярным методам, но не исключает их реализацию в будущем. На данный момент принято решение о формировании резерва средств ПФР, который должен будет сохранить финансовую стабильность системы ОПС.
|
По последним сообщениям Правительства России индексация пенсий до конца 2018 года пройдет в полном объеме, но затронет только выплаты неработающим пенсионерам. Таким образом, без прибавки к пенсии могут остаться более 10 млн россиян. Такие условия сохранятся до 2019 года, это позволит сэкономить бюджету около 200 млрд рублей, но вопрос еще до конца не решен. В 2018 году прогнозируется поэтапное увеличение пенсионного возраста, что позволит уравновесить соотношение пенсионеров и работающих граждан. Данная мера является необходимой в связи с ежегодным естественным ростом пенсионеров в нашей стране. По предварительным прогнозам, к 2030 году пенсионный фонд сможет сэкономить около 600 млрд рублей.
Однако многие чиновники считают, что увеличение возраста выхода на пенсию в стране это не панацея для казны. В первую очередь необходимо бороться с теневым бизнесом и зарплатами в конвертах, что образует значительную брешь в бюджете государства.
Проблемы Пенсионного Фонда нельзя решать за счет пенсионеров. Необходимо искать другие способы повышения финансовой устойчивости Фонда. Одним из эффективных решений является радикальное расширение возможностей для инвестирования пенсионных накоплений, в том числе и в иностранные активы.
На сегодняшний день Пенсионный Фонд в основном инвестирует в низкодоходные государственные облигации. Для получения более высокого дохода, есть вариант инвестирования средств Фонда в акции российских высокоприбыльных компаний и зарубежных компаний.
|
Слабая финансовая устойчивость Пенсионного Фонда связана не только с недоработанной стратегией Пенсионного Фонда. Причины неустойчивости кроятся в недостаточном экономическом развитии страны, в слабом контроле со стороны государства при формировании средств Фонда, в недоработанной нормативно-правовой базе в отношении пенсионного обеспечения, а также в демографической ситуации и пассивном менталитете граждан страны.
Несовершенство действующей пенсионной системы оказывает отрицательное влияние на экономику страны.
В современных условиях восстановительного послекризисного периода, когда наблюдается постепенный экономический рост, отпадает необходимость откладывать принятие стабилизирующих мер.
Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для установления государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.
Перспективы дальнейшего развития Пенсионного фонда не являются приемлемыми, поэтому дальнейшего исследования требуют факторы, которые формируют доходы и расходы Пенсионного фонда, а также зарубежный опыт, который связан с решением проблем дисбаланса в рамках пенсионной системы. Определено, что сформировалась четкая тенденция постоянного повышения доли населения выше трудоспособного возраста, при этом доля населения трудоспособного возраста постоянно снижается. Несмотря на активные меры по обеспечению сбалансированности Пенсионного фонда, все же в 2018 году наблюдается резкое повышение дефицитности Пенсионного фонда по сравнению с годом ранее. Оптимальным направлением дальнейшего развития экономики, которое позволит решить существующую проблему финансовых дисбалансов в рамках пенсионной системы, является стимулирование создания новых рабочих мест, которые обладают потенциалом производить больший объем добавленной стоимости, а значит выплачивать высокую заработную плату сотрудникам, что в свою очередь обеспечит существенные поступления в Пенсионный фонд.
|
С 2019 года уже запущена экспериментальная модель новой пенсионной системы для государственных служащих, основным принципом которой стало постепенное увеличение пенсионного возраста наряду с пересмотром стажа сотрудников.
Минфин настаивает на масштабном распространении такой модели, что позволить существенно сократить нагрузку, как на трудящихся граждан, так и на государственный бюджет. Кроме того, планируется сокращение категорий льготников, пользующихся правом досрочной пенсии. Ежегодное повышение пенсионных выплат может быть отменено для работающих пенсионеров с сохранением индексации пенсий в пределах уровня инфляции.
Эксперты прогнозируют начало реформаторских мероприятий сразу по окончании президентских выборов 2019 года.