Практикум по пунктуации в сложносочинённом предложении




Упражнение. Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное.

Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. — Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.

1. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2. Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3. По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4. После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

Упражнение. Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.

1. За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2. Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3. Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4. Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5. В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой).

Упражнение. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.

Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.

Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники.

Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов — этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.

(По А. Куприну.)

 

Упражнение. Объясните знаки препинания в следующих сложносочиненных предложениях. Выделите союзы, соединяющие части предложений.

1. Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах (Ажанов). 2. Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями (Чаковский). 3. Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было (Тургенев). 4. То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал (Лермонтов). 5. Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад (Нагибин). 6. Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Тургенев).

Упражнение. Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких — в предложениях с однородными членами. Поставьте нужные знаки препинания.

1. С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь). 2. Стало темно и улица мало-помалу опустела (Чехов). 3. Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин). 4. Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин). 5. Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Бабель).

Упражнение. Поставьте необходимые знаки препинания.

1. К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3. С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4. Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов). 5. В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 7. Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).

Упражнение. Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложносочиненных предложениях.

1. Память о прошлом России хранят не только манускрипты античных авторов древние курганы и городища но и старые географические названия скрывают в себе некоторые исторические факты. 2. КамАЗ известен как поставщик тяжелых самосвалов и этот факт позволяет ему активно использовать свою торговую марку. 3. Троице-Сергиева лавра была основана в XIV веке и до сих пор монахи сохраняют традицию странноприимства. 4. На Сахалин обрушился сильный циклон однако сообщение с материком не было прервано.

Тестовые задания

(Понятие о сложном предложении. Основные типы сложных предложений)

1. В каком случае дано сложное предложение?

а) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.

б) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.

в) Есть терпение, будет и умение.

г) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.

 

2. Какое сложное предложение состоит из трех простых?

а) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью.

б) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов.

в) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали.

г) Окраска зверька до того походила на цвет коры, что если бы он оставался неподвижным, то его совершенно нельзя было бы заметить.

 

3. Какое сложное предложение состоит из четырех простых?

а) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, — я тогда работал в Сибири — было бы необычайным, ослепительным счастьем, на которое я не мог и надеяться.

б) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное.

в) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья, поклониться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня.

г) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические устремления.

 

4. Какое предложение является сложносочиненным?

а) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».

б) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.

в) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.

г) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.

 

5. Какое предложение является сложноподчиненным?

а) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.

б) По обе стороны — высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.

в) Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеленого — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.

г) То раздавались удары, то пели колеса.

 

6. Какое предложение является сложным бессоюзным?

а) Я не знаю, будет ли свидание.

б) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.

в) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.

 

Тестовые задания

(Сложносочиненное предложение и его грамматические признаки)

1. Какая схема отражает строение сложносочиненного предложения?

а) или [ ], или [ ].

б) [ ], (что...).

в) [ ]; [ ].

г) (если...), [ ].

2. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?

а) что, если, когда

б) зато, однако

в) потому что, в связи с тем что, оттого что

г) как, хотя

3. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?

а) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.

б) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.

в) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.

г) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

4. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?

а) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.

б) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.

в) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.

г) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.

5. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?

а) Корень учения горек, зато плоды его сладки.

б) Не то птица летит, не то дождь шумит.

в) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.

г) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.

6. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны двойным соединительным союзом?

а) Бунин был невероятно любопытен, и ему нужно было всегда, во всех подробностях знать окружающую его жизнь.

б) Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов чашечки стояли, вытянувшись вверх.

в) Инспектор с сосредоточенной злобой ходил по классу, ни слова не говоря, а это был дурной тон.

г) Не только я не мог переносить этого циркового представления, но и моя сестра с тоской, обидой и жалостью глядела на дрессированных животных.

Тестовые задания

(Знаки препинания в сложносочиненном предложении)

1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения?

а) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.

б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.

в) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

2. В каком случае перед союзом и нужна запятая?

а) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.

б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

в) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

г) Тишина и безлюдье.

3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?

а) Солнце зашло и начало смеркаться.

б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

в) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.

б) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?

в) Метет и нет конца метели.

г) Снега сошли и смыли след.

5. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.

б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.

в) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.

г) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: