Санитарное просвещение – базовый метод профилактики, включающий распространение медицинских и гигиенических знаний, воспитание у населения гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления их здоровья и повышения санитарной культуры (ВОЗ, 1972).
Стоматологическое санитарное просвещение - это метод профилактики, включающий предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний зубов, пародонта, и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья. По существующему положению, врач-стоматолог должен проводить СПР 4 часа в месяц (приказ МЗ СССР № 363 от 10. 09. 1947).
Цель СПР – формирование знаний, навыков и привычек, направленных на сохранение или улучшение здоровья. Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма. Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности.
O. Принципы СПР
- Комплексность – взаимосвязь санитарного просвещения, обучения методике гигиенических мероприятий и постоянного контроля над качеством их выполнения.
- Систематичность и непрерывность – начиная с антенатального периода и далее на протяжении детского возраста.
- Дифференцированность форм в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей ребенка.
Формы СПР
Активная форма СПР предусматривает интерактивный контакт специалиста с индивидом или аудиторией (беседы, лекции, доклады, занятия в школах молодых матерей). Преимущество активной формы - наличие обратной связи, возможность индивидуализации процесса.
|
Пассивная форма предполагает опосредованное и длительное воздействие на индивида или аудиторию (санбюллетень, памятки, брошюры, печать, телевидение, радио, аудио и видеокассеты). Преимущество пассивной формы – длительность воздействия, недостаток - отсутствие обратной связи.
Уровни реализации СПР:
а) популяционный – рассчитан на широкие массы населения (реклама гигиенических средств)
б) групповой – метод используется в пределах группы детей, сформированной по определенным критериям (возраст, ДОУ, школа, место жительства, наличие факторов риска и пр.)
в) индивидуальный – метод обучения ребенка с учетом индивидуальных особенностей.
Участники СПР:
- Инструктор – обучающее лицо (стоматолог, гигиенист стоматологический, ассистент стоматолога, врач-педиатр, учитель, воспитатель, медицинский работник ДОУ или школы, родители).
- Слушатель – обучаемый индивид или группа лиц.
Для приобретения полезной привычки каждый человек преодолевает несколько ступеней: знание®понимание®убеждение®навык®привычка. Эффект санитарного просвещения зависит от непрерывности и преемственности работы, проводимой в коллективах:
· Беременные женщины и молодые матери
· Дети дошкольного и младшего школьного возраста
· Подростки
· Взрослое население
· Пожилые люди
D. 1) Беременные женщины и молодые матери
Место проведения СПР – женские консультации, комнаты здорового ребёнка детских поликлиник. Цель работы: обучение и контроль над гигиеной полости рта беременных женщин, знакомство с дополнительными предметами и средствами гигиены, пропаганда рационального питания, грудного вскармливания, обучение уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. Возможная тематика лекций и бесед: «Свежие овощи и фрукты – источник здоровых зубов», «О пользе грудного вскармливания», «Сроки прорезывания молочных зубов», «Что нужно знать о соске».
|
Дошкольники и школьники
Методы санитарного просвещения в организованных детских коллективах обусловлены в первую очередь возрастом детей. Дифференциация психических функций начинается в раннем детском возрасте (1–3 года) и характеризуется доминантой восприятия. У детей 4-6 лет преобладает память, у школьников 7–10 лет – мышление. Способность к абстрактному мышлению формируется к 11 годам. После 12 лет ребенок способен формулировать перспективные цели. От соотношения и уровня развития функций зависит тактика обучения детей разных возрастов. Уровень подачи материала должен соответствовать уровню зрелости интеллекта ребенка.
Уроки здоровья
Одним из вариантов СПР являются уроки здоровья, проводимые в детском саду (дети 3-5 лет) и в школе (дети 6-8 лет и 9-10 лет). Обучение детей имеет особенности, та как продолжительность непрерывного вида деятельности (чтение, письмо, слушание, просмотр) у детей 3-6 лет не превышает 5-10 минут, 7-9 лет – 10-12 минут. Далее следует утомление. В этой связи целесообразно деление продолжительных уроков на несколько частей.
Первые занятия проводит стоматолог или гигиенист стоматологический. В дальнейшем обучение проводится воспитателями, педагогами, медработниками ДОУ, школ. Предварительно данные сотрудники также проходят обучение.
|
В первой части излагается тематический материал в интересной, доступной форме. Занятия с маленькими детьми нужно проводить в виде игры. Это позволяет вовлечь детей в процесс обучения, что значительно повышает эффективность усвоения информации.
Вторая часть - демонстрационная. Небольшой группе детей (4-6 человек) инструктор показывает на рисунках, моделях и комментирует методику чистки зубов.
Третья часть урока проводится в специально оборудованном помещении (кабинет гигиены), где имеются раковины и зеркала. Детей обучают чистке зубов, проводят контроль ее эффективности – контролируемую чистку зубов.
Два последующих занятия с интервалом в 1-2 недели проводит тот же врач-стоматолог или гигиенист. В дальнейшем уроки здоровья проводят обученные сотрудники ДОУ или школы.
Возможно проведение СПР в стоматологической поликлинике. Занятия осуществляются в кабинете гигиены, где имеются наглядные пособия, раковины, зеркала. Здесь же возможна демонстрация фильмов, слайдов.
Родителям дошкольников адресованы санбюллетени:«Чтобы зубы ваших детей не болели», «Десять правил как сохранить зубы здоровыми без лекарств», «Десять правил чистки зубов», «Как правильно подобрать зубную пасту», «Зачем лечить молочные зубы».
Цель СПР в школе – перевод знаний и умений в сферу устойчивой привычки, образа жизни. В младшем школьном возрасте участником программы гигиенического воспитания становится учитель. Основной задачей этого периода является воспитание уважительно-ответственного отношения к гигиеническим и профилактическим мероприятиям.
Формы проведения СПР в начальной школе: образовательные школьные программы по гигиене полости рта («Программа профилактики стоматологических заболеваний» – СтАР при содействии Blend-a-med; «Ослепительная улыбка на всю жизнь» - Colgate-Palmolive Company; «Школьная программа по гигиене полости рта» – компания Wrigley), уроки здоровья, беседы, викторины. Образовательная программа по гигиене полости рта состоит из 5 уроков. Гигиеническая тематика включается в курс ОБЖ или «Природоведения».
Примерная тематика занятий в первом классе (5 уроков): «Функция ротовой полости и что в ней находится», «Правила ухода за зубами», «Как правильно чистить зубы», «Здоровое питание – здоровые зубы», «Бережное отношение к зубам».
Примерная тематика занятий во 2 классе(5 уроков): « Здоровые зубы – здоровый организм», «Зуб – живой орган», «Кариес», «Причины неправильного прикуса», «Техника чистки зубов».
Примерная тематика занятий в 3 классе(5 уроков): «Заболевания дёсен», «Правильное питание», «Как фтор укрепляет зубы», «Посещение стоматолога», «Основные правила гигиены».
Оценка эффективности СПР осуществляется с помощью скрининг-программы обследования ребёнка у стоматолога и метода анкетирования.
Анкетирование – косвенный, но доступный критерий эффективности стоматологического просвещения. При анализе ответов анкет эффективность проведённой работы можно вычислить по формуле:
У = Е а (1) + Е в (0,75) +Е с (0,5) + Е d (0,25) + Е е (0)
N * n
У – интегрированный показатель уровня гигиенических знаний (в баллах), Е – сумма, а – число положительных ответов, в – число ответов, скорее положительных, чем отрицательных, с – число нейтральных ответов, d - число ответов, скорее отрицательных, е – число отрицательных ответов, N – число опрошенных, n – число вопросов анкеты, подлежащих оценке.
Тестовые задания:
1. Сколько времени в месяц отводится врачу-стоматологу на СПР:
а) 2 часа
б) 4 часа
в) 6 часов
2. Укажите уровень реализации СПР на врачебном приеме:
а) популяционный
б) групповой
в) индивидуальный
3. Укажите методы активной СПР:
а) проведение выставок
б) уроки здоровья
в) викторины
г) показ видео- и кинофильмов
д) лекции и семинары
е) выступления по радио и ТВ
4. Укажите формы СПР с беременными:
а) занятия в комнате здорового ребёнка детской поликлиники
б) сюжетно – ролевые игры
в) школа молодых матерей
г) викторины
д) лекции
5. Укажите формы СПР с дошкольниками:
а) лекции
б) сюжетно – ролевые игры
в) диспуты
г) разучивание стихов на гигиеническую тему
д) сказки, загадки на гигиеническую тему
6. Укажите формы СПР со школьниками:
а) сюжетно – ролевые игры
б) уроки здоровья
в) викторины
г) беседы
д) вечера вопросов и ответов
7. Укажите способы оценки эффективности СПР:
а) анкетирование
б) определение индекса интенсивности кариеса
в) скрининг-программы
г) определения индекса гигиены
8. Профилактика стоматологических заболеваний у ребенка должна начинаться:
а) на первом году жизни
б) на первом месяце жизни
в) в антенатальном периоде
9. Санбюллетень адресован:
а) детям
б) родителям
в) воспитателям
10. Кому адресовано занятие с темой «Заболевания десен»?
а) учителям
б) дошкольникам
в) школьникам
Литература
- Белова Н.А. Современные формы и методы санитарно-просветительной работы детского стоматолога // Стоматология. - 1984.- № 6.- С. 24-26.
- Бойко В.В. Внушающая и убеждающая реклама в стоматологии // Стоматология. - 1999.- № 6.- С. 45.
- Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста. – М., 1987. – С. 50-56.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988. – С. 3-27.
- Касенова Л.Р. Роль гигиенических знаний и навыков населения в профилактике стоматологических заболеваний среди школьников // Гигиена и санитария. - 1980. - № 4. - С. 29-30.
- Купец Т.В., Матело С.К. Гигиеническое воспитание детского населения // Детская стоматология. - 1998.- № 1. - С. 31–34.
- Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – М., 1997. – С. 58-62.
- Санитарное просвещение в стоматологии. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. Женева, 1972.
- Сунцов В. Г. с соавт. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей. - Н. Новгород. - 2001.
Тема 16. ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА В РАЗЛИЧНОМ ВОЗРАСТЕ
Учебые элементы
Цель занятия: Ознакомиться с особенностями гигиены полости рта у детей различного возраста.
Основные термины: возрастной период, гигиенические мероприятия.
Контрольные вопросы
1) Контроль исходного уровня знаний и требований по гигиене полости рта для детей различного возраста.
2) Собеседование по теме
а) грудной возраст (0-1 год)
б) ранний детский возраст (1-3 года)
в) дошкольный возраст (3-6 лет)
г) младший школьный возраст (6-12 лет)
д) средний и старший школьный возраст (12–17 лет)
3) Контроль усвоения знаний