Подготовка к теоретическим вопросам непосредственно связана с умением работать с учебной и научной литературой.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
· информационно-поисковый (задача - найти, выделить необходимую информацию)
· усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и логику его рассуждений)
· аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)
· творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:
· библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
· просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
· ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
· изучающее – предполагает доскональное освоение материала; предусматривает готовность принять изложенную информацию, реализовать установку на предельно полное понимание материала;
|
· аналитико-критическое - предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором;
· творческое – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
· Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
· Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
· Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
· Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
· Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
|
Рекомендации по составлению конспекта:
· внимательно прочитать текст. Уточнить в справочной литературе непонятные слова.
· Выделить главное, составить план;
· Кратко сформулировать основные положения текста, отметить аргументацию автора;
· Законспектировать материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании стараться выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
· Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения.
Пример конспективного содержания материала для представления аудитории на практическом семинарском занятии по теме 7.1. «Объект, предмет и функции социологии государственной службы» представлен в Приложении 1.