Барьер «авторитет».
Разделив всех людей на авторитетных и не авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие зависят не от особенностей информации, а от того, кто говорит.
Что входит в понятие «авторитет»:
• привлекательный внешний вид (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);
• доброжелательное отношение к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);
• компетентность (знания и опыт в предметной области);
• искренность.
Если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.
Выполните упражнение
Обсудите фотографии и сформулируйте свой секрет преодоления коммуникативных барьеров.
Гипотеза _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стилистический барьер.
Стилистический барьер возникает, когда форма коммуникации не соответствует ее содержанию. Например, когда информация передается функционально-книжным языком.
Чтобы избежать этого рекомендуется придерживаться двух правил.
Правило рамки. Основано на действии психологического закона работы памяти: начало и конец любого информационного ряда запоминаются лучше.
Для эффективности общения целесообразно в начале разговора указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения. В конце – подвести итог, показать ретроспективу и отметить степень достижения цели.
Правило цепи. Основано на том, что содержание общения должно быть выстроено в цепь – упорядочивая, связывая содержание.
Варианты цепи:
· Перечисление 1, 2, 3 и т.д.
· Ранжирование – сначала о главном, потом о составных элементах.
· Логическая цепь: «Если это так…, то напрашивается вывод…».
Выполните у пражнение
Сравните сплошной и не сплошной текст и сформулируйте свой секрет преодоления коммуникативных барьеров.
Гипотеза _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логический барьер.
Каждый человек воспринимает ситуацию со своей точки зрения в зависимости от опыта, знаний, культуры, личностных потребностей и мотивации. Прежде чем высказать мысль вслух, человек кодирует информацию – вербализирует (превращает внутреннюю речь в слова). Получатель сообщения, расшифровывает слова в соответствие со своим уровнем знаний, способом восприятия информации и мировоззрения. 70% информации теряется или искажается на этапе
ВЫСКАЗАЛ – УСЛЫШАЛ – РАСКОДИРОВАЛ - ПОНЯЛ
Факторы, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому:
· неточность высказывания;
· неуместное использование профессиональных терминов;
· неверное истолкование намерений собеседника;
· чрезмерное использование иностранных слов;
· неполное информирование партнера;
· витиеватость мысли.
Выполните упражнение
Обсудите рисунки и сформулируйте свой секрет преодоления коммуникативных барьеров.
Гипотеза _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Семантический барьер.
Семантика – смысловое значение слов. Этот барьер возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой» (слова имеют несколько значений, «смысловые поля» у разных людей разные, жаргон, сленг).
Семантический барьер является следствием несовпадения тезаурусов[1] людей. В силу того, что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. Мы постоянно исходим из того, что «все всё понимают как я». Между тем правильно как раз обратное «все всё понимают по-своему».
Причины:
· множество лексических значений у одного и того же слова;
· ограниченный лексикон у одного из партнеров по общению;
· использование жаргонных слов;
· социокультурные, профессиональные, психологические различия.
Выполните упражнение
Обсудите изображения и сформулируйте свой секрет преодоления коммуникативных барьеров.
Гипотеза ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________