I. Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан РСФСР", принятый 28 июня 1991 года.
II. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан РСФСР" №4741 от 2 апреля 1993 года.
Закон состоит из 5 разделов и содержит 28 статей.
Раздел 1. "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ"
Статья 1. "Медицинское страхование" Дает определения медицинского страхования, его цели, видам.1
Статья 2. Определены субъекты медицинского страхования (см. стр. 18).
Раздел 2. "СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ" Статья 3. "Объект медицинского страхования" — страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Статья 4. "Договор медицинского страхования" заключается между субъектами страхования. Договор считается заключенным с момента уплаты первого взноса.
1 Следует отметить, что ДМС введено с 1 октября 1991 года, а в полном объеме (ОМС и ДМС) — с 1 января 1993 года.
Статья 5. "Страховой медицинский полис"1 является документом, удостоверяющим договор и находящийся на руках у застрахованного гражданина.
Статья 6. "Права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования" (см. стр. 22).
Статья 7. "Права и обязанности лиц, не имеющих гражданства, в системе медицинского страхования," Лица, не имеющие гражданства, в системе медицинского страхования приравниваются к гражданам РФ по правам и обязанностям.
Статья 8. "Медицинское страхование граждан РФ за границей и иностранных граждан на территорий России" осуществляется на основе двусторонних соглашений России с другими странами. Иностранные граждане имеют равные права и обязанности с гражданами России в области медицинского страхования.
|
Статья 9. "Права и обязанности страхователя".
Права: 1) Участие во всех видах медицинского страхования; 2) выбор страховой организации; 3) осуществление контроля за выполнением условий договора; 4) возвратность части средств при ДМС; если это оговорено в договоре. Кроме этого, предприятие-страхователь может привлекать средства из прибыли на добровольное страхование своих работников.
Обязанности: 1) Заключение договора ОМС со страховой медицинской организацией; 2) внесение страховых взносов в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования; 3) в пределах своей компетентности принятие мер по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан; 4) предоставление страховой медицинской организации информации о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию.
1 Полис — от итальянского "polizza" — расписка, квитанция.
Статья 10. "Источники финансирования системы здравоохранения в РФ".
Источниками финансирования являются:
1) Средства республиканского и местных бюджетов; 2) средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов: 3) личные средства граждан; 4) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования; 5) доходы от ценных бумаг; 6) кредиты банков и других кредиторов; 7) иные источники, не запрещенные законодательством РФ и республик, входящих в состав РФ,
Из этих источников формируются финансовые средства
государственной, муниципальной системы здравоохранения и
средства системы ОМС.
|
Статья 11."Финансовые средства государственной, муни-
ципальной систем здравоохранения" предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Используются для финансирования целевых комплексных программ, подготовки кадров, научных исследований, развития материально-технической базы здравоохранения, субсидирования отдельных территорий с целью выравнивания условий медицинской помощи, помощи при социально значимых заболеваниях.
Статья 12. "Финансовые средства государственной системы ОМС" формируются за счет отчислений страхователей. Предназначены для финансирования медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами и программой ОМС.
Для реализации государственной политики в области ОМС создаются Федеральный и территориальный фонды (самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения). Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и не подлежат изъятию.
Статья 13. "Налогообложение средств, направляемых на здравоохранение." Не облагаются налогами средства, направленные гражданами и юридическими лицами на финансирование государственной и муниципальной систем здравоохранения. Налоговые льготы предусмотрены для юридических лиц, направивших средства из прибыли на ДМС своих сотрудников. Фонды ОМС освобождаются от уплаты налогов
по доходам от основной деятельности.
Раздел 3. "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
|
Раздел содержит 6 статей (с 14 по 19), отражает определение, права, обязанности страховой медицинской организации, выдачу лицензии на право заниматься медицинским страхованием, формирование страховых взносов и налогообложение, реорганизацию и ликвидацию медицинских организаций. Страховые медицинские организации являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и юридическими лицами с любой формой собственности, обладающие необходимым уставным фондом к имеющие лицензию на праве за ниматьса медицинским страхованием.
Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не могут быть учредителями страховых организаций, но имеют право владеть акциями этой организации (не более 10% пакета акций).
Раздел 4. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ"
Статья 20. "Права и обязанности медицинских учреждений."
Медицинские учреждения любой формы собственности, аккредитованные в установленном порядке, оказывают медицинскую помощь в системе медицинского страхования. Яв-
ляются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров. По лицензиям могут реализовывать программы добровольного страхования. Имеют право оказывать медицинскую помощь и вне системы медицинского страхования. Имеют право на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность застрахованных.
Статья 21. "Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений".
Лицензирование1 — выдача государственного разрешения медицинскому учреждению, осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам ОМС и ДМС. Лицензированию подлежат все медицинские учреждения вне зависимости от форм собственности. Лицензирование проводится лицензионными комиссиями, создаваемыми при органах государственного управления.
Аккредитация2 — определение объема помощи, ее соответствия установленным профессиональным стандартам медицинского учреждения и отдельных специалистов. Аккредитацию проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов управления здравоохранения, профессиональных медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций.
Аккредитованному медицинскому учреждению и отдельному специалисту выдается сертификат, подтверждающий соответствие установленным профессиональным стандартам.
В зависимости от местных условий возможно объединение лицензионной комиссии и комиссии по аккредитации.
Статья 22. "Программа ОМС".
Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Советом Министров РФ.
1 Лицензирование — от лат. licentia — свобода, право.
2 Аккредитация — от лат. credit — доверие.
На основе базовой программы местная администрация утверждает территориальные программы ОМС. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусмотренные в территориальных программах, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Статья 23. "Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию".
Статья 24, "Тарифы и услуги в системе медицинского страхования".
Статья 25. "Налогообложение медицинских учреждений". Не облагаются налогом доходы от деятельности медицинских учреждений при выполнении программ ОМС.
Раздел 5. «РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СТОРОН В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ"
Статья 26. "Регулирование отношений субъектов медицинского страхования". Отношения регулируются настоящим Законом, законодательством РФ, нормативными актами и условиями договоров. Споры между сторонами разрешаются в судебном порядке.
Статья 27. "Ответственность сторон в системе медицинского страхования". Предусмотрены штрафы и пени за несвоевременную оплату страховых взносов.
Статья 28. "Права страховой медицинской организации на возмещение расходов".
III. ПРИКАЗ №363/77 Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ" от 24 октября 1996 года. Приказом вводится два вида контроля качества медицинской помощи (ведомственный и вневедомственный).
Уровни ведомственного контроля:
1) Заведующие подразделениями (экспертиза не менее 50% законченных случаев в месяц).
2) Заместители руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи (не менее 30-50 экспертиз в течение квартала),
3) Клинико-экспертная комиссия учреждения.
Экспертному контролю обязательно подлежат: 1) случаи летальных исходов; 2) случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений, 3) случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста; 4) случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года; 5) случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности); 6) случаи с расхождением диагнозов; 7) случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников.
Вневедомственный контроль качества медицинской помощи. Вневедомственный контроль может быть осуществлен в пределах их компетенции следующими субъектами:
1) Лицензионно-аккредитационными комиссиями;
2) страховыми медицинскими организациями;
3) территориальными фондами ОМС (в случае выполнения ими функций страховщика);
4) страхователями;
5) исполнительными органами Фонда социального страхования РФ;
6) профессиональными медицинскими ассоциациями;
7) обществами (ассоциациями) защиты прав потребителя.
Приказом вводятся такие понятия, как "внештатный медицинский эксперт" и "эксперт страховой медицинской организации".
Внештатным медицинским экспертом может быть специалист с высшим медицинским образованием, получивший подготовку по врачебной специальности и имеющий стаж работы по ней не менее 10 лет, высшую квалификационную категорию или ученую степень, прошедший специальную подготовку по экспертизе и получивший лицензию на право осуществления экспертной деятельности.
Экспертом страховой медицинской организации может быть специалист с высшим медицинским образованием, имеющий стаж работы по врачебной специальности не менее 5 лет, специализацию по организации здравоохранения к социальной гигиене, прошедший специальную подготовку по экспертизе.