(бюджетно-страховая)
6 Западной Европе объем предоставляемых медицинских услуг не зависит от размера взносов в страховые фонды. В формировании этих фондов участвуют трудящиеся, предприниматели и государство. Однако степень участия их различна. Здесь можно выделить две группы стран:
Первая группа стран, где основная часть этих фондов формируется государством (50-90%). В Англии, Ирландии, Дании действуют государственные системы медицинского обслуживания, финансируемые из общих бюджетных поступлений.
В Италии, Швеции, Исландии, Финляндии медицинское обслуживание построено по принципу социального страхования. Оно финансируется за счет целевых взносов на трехсторонней основе, с преобладанием государственных субсидий.
Преимущества: 1) Жесткая система финансирования является регулирующим фактором стоимости медицинских услуг; 2) характеризуется самой высокой доступностью медицинской помощи.
Недостатки: 1) Из-за отсутствия дополнительных источников финансирования медицинская служба по техническому оснащению и лекарственному обеспечению уступает службам стран со "страховой медициной"; 2) отличается консерватизмом, ке может быстро реагировать на вновь возникающие потребности общества в медицинском обслуживании; 3) бюджет здравоохранения находится в большой зависимости от экономического состояния страны,
Вторая группа стран (ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия, Япония и др.), где общественные фонды здравоохранения формируются главным образом за счет взносов трудящихся и предпринимателей при минимальном финансовом участии государства. Но во всех странах эти фонды находятся под контролем государства.
|
Преимущества: 1) Так же, как и при государственной системе финансирования гарантируются равные права для населения в оказании медицинской помощи; 2) обеспечивается стабильное финансирование медицины, так как ОМС является целевым налогом. Кроме того, ставки взносов на социальное страхование в западных странах неуклонно растут; 3) страховые фонды формируются на децентрализованной основе, что дает возможность местным властям самостоятельно определять условия финансирования и размеры льгот, а также перераспределять средства в пользу отдельных программ с учетом региональных особенностей; 4) так как предприятия принимают прямое участие в формировании страховых фондов, то предприниматели материально заинтересованы в "здоровом работнике", потому что плохие условия труда, вредные производства повлекут за собой дополнительные
налоговые изъятия, штрафы и более высокую ставку страховых взносов.
Недостатки: 1) Высокий уровень административно-хозяйственных расходов (особенно много тратится на документооборот и информатизацию); 2) недостаточная эффективность регулирования цен в системе ОМС.
Существуют три наиболее типичные системы организации ОМС:
- децентрализованная — в Германии;
- централизованная — во Франции;
- смешанная — в Японии.
ГЕРМАНИЯ.
8,1% валового национальною продукта тратится на здравоохранение. 90% населения охвачены ОМС. 10% охвачены только частным страхованием (это наиболее обеспеченные люди).
Финансирование здравоохранения обеспечивается на 60% взносами з фонды медицинского страхования, на 10% средствами частного страхования, на 15% — государственными средствами и на 15% — личными средствами граждан.
|
Средний размер взносов на медицинское страхование 13% (по отношению к фонду заработной платы) — равными долями, по 6,5%, оплачивают работники и работодатели.
Обеспечение медикаментами за счет средств медицинского страхования.
ФРАНЦИЯ.
Организация ОМС отличается централизацией. ОМС возмещает застрахованному 75% затрат на медицинское обслуживание. 25% расходов составляют личные расходы пациента, которые могут возмещаться при дополнительном страховании, осуществляемом частными компаниями.
За счет средств ОМС возмещается 70-90% стоимости медикаментов.
ЯПОНИЯ.
Расходы на здравоохранение составляют 6,6% валового национального продукта. Медицинское обслуживание финансируется в основном за счет фондов страхования здоровья. В Японии существуют две основные системы страхования здоровья:
- национальная система страхования — построенная по территориальному принципу;
- система страхования лип наемного труда — построенная по производственному принципу.
Национальная система страхования охватывает в основном мелких собственников, членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц, Взнос зависит от места жительства, дохода, стоимости недвижимого имущества, размера семьи. 40% составляют дотации государства.
Льготы для застрахованных максимально составляют 90% стоимости лечения (10% платят сами пациенты).
Льготы для иждивенцев не превышают 70% стоимости медицинского обслуживания. Пребывание в больнице как самих застрахованных, так и их иждивенцев, страховые фонды оплачивают на 70%. Полностью за счет пациента оплачиваются медикаменты.
В системе страхования лиц наемного труда фонды образу
ются за счет взносов застрахованных — 3,45% заработка,
взнос предпринимателей — 4,62% заработка застрахованных.
16,4% расходов на пособие по временной нетрудоспособ
ности покрывает государство.