Принципы трассировки трубопроводов и компоновки механизмов




Схемы ОСС могут быть выполнены по двум основным принципам: централизованному и децентрализованному.

Централизованный принцип - предполагает обслуживание системой потребителей всего судна. При этом управление осуществляется или из одного поста, или (для повышения надежности) – с любого из нескольких постов управления. Этот принцип имеет следующие преимущества: минимальное количество главных механизмов, наименьшие вес и стоимость системы, ограниченное число постов управления, снижающее численность персонала и эксплуатационные расходы. Основной недостаток – малая живучесть (уязвимость) системы. Централизованный принцип применяется при проектировании так называемых повседневных (обиходных) систем (например, системы водоснабжения, отопления и т.п.), для которых вопросы живучести носят второстепенный характер.

Децентрализованный принцип (принцип автономных участков (АУ)) - целесообразен в тех случаях, когда системы обеспечивают живучесть судна, и решающим фактором является надежность. Каждый АУ должен иметь полный набор технических средств борьбы за живучесть и собственные источники энергии для функционирования этих средств. Число АУ может достигать шести в зависимости от типа судна. По данному принципу проектируются, например, креновые, дифферентные, водяные противопожарные системы, которые в пределах АУ обладают определенной самостоятельностью.

Помимо принципов проектирования имеют место схемные решения систем, т.е. трассировка магистрального трубопровода и компоновка механизмов. Существуют следующие схемы ОСС: линейная, групповая, автономная, кольцевая и комбинированная (рис.3).

Линейная схема (рис.3, а) может быть спроектирована по любому из названных принципов. При централизованном построении системы линейная магистраль прокладывается параллельно ДП от носа до кормы судна. От магистрали отходят отростки к потребителям. Если система разбивается на ряд АУ, то каждый из них отсекается разобщительной арматурой, которая нормально закрыта. При необходимости любой участок может работать на соседние АУ в положении арматуры «открыто».

Рис. 3. Схемы общесудовых систем

Групповая схема (рис.3, б) повышает живучесть системы путем разделения уязвимой магистрали на самостоятельные отрезки. В этом случае главный механизм обслуживает несколько смежных помещений. Управление системой осуществляется раздельно для каждой группы, а количество потребителей в группе зависит от роли системы в обеспечении основных функций судна. Например, число помещений, обслуживаемых одним насосом, для водоотливной системы не должно превышать двух, а для осушительной – пяти. Увеличение количества потребителей на одну группу в пределе приближает схему к линейной, а уменьшение до одного потребителя – к автономной. При правильном выборе групповая схема дает некоторые преимущества: малый вес за счет умеренного количества оборудования, небольшая протяженность магистрали, сравнительно высокая живучесть.

Автономная схема (рис.3, в) максимально повышает живучесть системы из-за отсутствия магистрали. Каждый потребитель имеет свою систему с собственным механизмом и коротким всасывающим патрубком. Достоинства данной системы: управление не требует сложных схем, не нарушается водонепроницаемость переборок при монтаже трубопроводов. Примером может служить креновая система.

Кольцевая схема (рис.3, г) предусматривает прокладку магистрали в виде замкнутого кольца, состоящего из двух линейных трубопроводов по бортам и нескольких перемычек с разобщительной арматурой. При этом реализуется принцип АУ, которые проектируются как самостоятельные кольца. Такая схема обеспечивает высокую живучесть, однако является громоздкой, сложной в обслуживании, имеет большие вес и габариты, а также наибольшую стоимость. Поэтому кольцевые схемы рекомендуются в исключительных случаях для особо важных систем, таких как водяная противопожарная на больших надводных судах или сжатого воздуха на ПЛ (эти системы помимо основного назначения служат источниками энергии для других систем и механизмов).

Рассмотренные четыре типовые схемные решения чаще используются в виде комбинаций. Так кольцевая схема в сочетании с линейной, выполненные по принципу АУ (штриховые линии на рис.2, г) позволяют упростить (по сравнению с кольцевой схемой) управление системой без ухудшения тактико-технических свойств наиболее ответственных АУ.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: