УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ХИРУРГИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования «Тюменская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

Методические указания

АСЕПТИКА

 

Тюмень, 2013


Методические указания для студентов 2 курса педиатрического факультета.

Составители: профессор Алиев Ф.Ш., доцент Горбачев В.Н., доцент Чернов И.А., доцент Барадулин А.А.

 

 


ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Асептика – это метод хирургической работы, направленный на предупреждение попадания микроорганизмов в рану, ткани, органы, полости организма при выполнении хирургических операций, перевязках, других лечебных и диагностических процедурах. Основной закон асептики - «все, что приходит в соприкосновение с раной должно быть свободно от бактерий, т. е. стерильно».

Основателем асептики является Э.Бергман, который, используя открытия Л. Пастера, совместно со своим учеником Шиммельбушем обосновал методику уничтожения микробов на всем, что соприкасается с операционной раной. На конгрессе хирургов в Берлине в 1890 г. он доложил о новом методе борьбы с раневой инфекцией и продемонстрировал пациентов, оперированных в асептичных условиях.

Пионерами асептики в России, разрабатывающими метод одновременно и независимо от Э. Бергмана являлись: Н.В. Склифосовский (Москва), Ф.А. Рейн (Киев), Н.Н. Феноменов и Л.Л. Левшин (Казань), К.К. Рейер, М.С. Субботин (Петербург).

Выделяют два источника попадания инфекции в рану: экзогенный и эндогенный.

Экзогенной считается инфекция, попадающая в рану из внешней среды:

  • из воздуха: пыль, капли жидкости (воздушно-капельная);
  • с предметами, соприкасающимися с раной: инструментарий, белье, перевязочный материал, руки хирурга (контактная);
  • с предметами, оставляемыми в ране: шовный материал, дренажи, протезы и т. д. (имплантационная).

Эндогенной считается инфекция, находящаяся внутри организма или на его покровах (кожа, дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт и пр.). Эта инфекция может попасть в рану путем непосредственного занесения, либо по лимфатическим или кровеносным сосудам. Для профилактики эндогенной инфекции необходимо своевременное ее выявление и последующая санация (лечение тонзиллитов, синуситов, пиодермии и т.д.).

 

ПРОФИЛАКТИКА ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНОЙ ИНФЕКЦИИ

Воздушно-капельная инфекция обуславливает 10% случаев инфицирования хирургических больных. Для её предупреждения применяется комплекс мер, включающий организационные мероприятия, связанные с особенностью работы хирургических отделений и стационара в целом, и мероприятия, направленные на уменьшение загрязнения воздуха микроорганизмами и уничтожение уже имеющихся в нем бактерий.

Эффективность мероприятий для профилактики воздушно-капельной инфекции в хирургических отделениях и операционных блоках зависит от их устройства и оборудования, организация работы в них и проведения мероприятий, направленных на уменьшение загрязнения воздуха микробами и на уничтожение уже имеющихся в не бактерий. Особое значение играют организационные мероприятия, именно они являются определяющими.

УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫХИРУРГИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ

В основе организации хирургических отделений лежит один из основных принципов асептики – разделение на "чистых” и "гнойных” больных. Любые современные способы профилактики и борьбы с инфекцией окажутся неэффективными, если рядом в одной палате будет находиться чистый послеоперационный больной и пациент с гнойно-септическим заболеванием. Правило разделения больных на “чистых” и “гнойных” применяется как при поступлении больного в стационар, так и в ходе лечения, при определении очередности операций, перевязок или других манипуляций. В зависимости от вида лечебного учреждения этот вопрос решается разными способами, но основополагающим является максимальной разделение этих категорий больных. Если в больнице одно хирургическое отделение, то в нем специально выделяются палаты для гнойных больных. Обязательно организуют две перевязочные: чистую и гнойную, причем гнойную располагают в том же крыле, где находятся палаты для гнойных больных. Для работы с этой категорией больных выделяют специальный персонал, организуют отдельный сестринский пост. В случае если в больнице несколько хирургических отделений, то обязательно выделяют гнойное отделение. Соответственно уже при госпитализации, происходит" разделение больных, что препятствует взаимному инфицированию среди них. Разделение больных на “чистых” и “гнойных” происходит и внутри отделения. В первую очередь выполняются более чистые оперативные вмешательства, перевязки проводятся с учетом инфицированности больных.

Хирургические отделения не должны располагаться на первом этаже. Это уже в какой-то мере создает изоляцию. В отделении предусматривается развертывание палат, количество которых зависит от его мощности. Кроме палат должны быть административные (сестринская, ординаторская, кабинет заведующего отделением и кабинет старшей сестры лечебно-диагностические (перевязочные, манипуляционные, гипсовальные др.), подсобные (бельевая, столовая, буфетная, ванная, санитарные узлы для персонала и больных) помещения. На 20-30 больных организуется пост медицинской сестры.

Известно, что при поступлении в стационар лишь у 5 % чистых хирургических больных выявляют патогенные микробы. через месяц – у 70 %, а спустя 1,5 месяца уже у 100 % больных. Поэтому целесообразно размещать больных в палатах, группируя их с учетом времени поступления. Площадь палат общехирургического отделения определяется из расчета 6,5-7,5 кв. м. на одну койку при высоте помещения не менее 3 м и ширине не менее 2,2 м. Наиболее удобны небольшие палаты на 2-4 койки (изолятор – на 1-2 койки), оснащенные отдельным санузлом. Ориентация окон палат и лечебно-диагностических кабинетов не имеет принципиального значения, но соотношение окон и пола должно быть 1:6, 1:7. Для облегчения проведения уборки полы должны быть покрыты плиткой или быть заливными. Стены окрашиваются масляной краской или покрываются кафелем. В перевязочных масляной краской покрываются и потолки. Температура воздуха в палатах должна составлять 18-200С, влажность воздуха – 50-60%.

Мебель для всех помещений отделения должна отвечать требованиям: 1) быть удобной для больного, 2) облегчать персоналу уход за больными, 3) легко передвигаться, 4) быть удобной для содержания ее в чистоте, 5) не портиться от мытья и влажной дезинфекции. Количество мебели должно быть достаточным, но не излишним.

Устройство и оборудование хирургического отделения должно быть таким, чтобы можно было легко производить многократные уборки. Влажная уборка производится два раза в день, утром и вечером. Элементом санитарно-гигиенических мероприятий является влажная уборка мебели, обработка предметов ухода за больными. Важной мерой профилактики воздушно-капельной инфекции является проветривание помещений. Оно должно осуществляться по графику. Только проветривание снижает обсемененность воздуха на 30 %. Кроме того, все палаты и лечебно-диагностические помещения оборудуются бактерицидными лампами.

В хирургическом отделении должен соблюдаться строгий санитарно-гигиенический режим. Доступ посетителей или других посторонних лиц должен быть ограничен. Следует помнить, что медицинский персонал хирургических отделений также может стать источником инфекции. Это может быть обусловлено двумя обстоятельствами: нарушением медработниками правил гигиены и наличием среди них бациллоносителей. Поэтому к сотрудникам хирургических отделений предъявляются особые требования. Каждый сотрудник, поступающий на работу в отделение хирургического профиля, проходит полный медицинский осмотр (включая осмотр стоматологом и оториноларингологом, бактериологический посев со слизистой носоглотки на наличие патогенного стафилококка), инструктаж по проведения основных санитарно-эпидемиологических мероприятий. Согласно приказу № 720 1 раз в 3 месяца проводится обследование медперсонала на носительство стафилококка в носоглотке. При положительном ответе сотрудник отстраняется от работы, в течение 3-4 дней закапывает в нос антисептик, регулярно проводит полоскания зева, после чего у него повторно берут мазок из носоглотки.

Гигиена медперсонала основана в первую очередь на осуществлении повышенных требований к личной гигиене. Основной задачей личной гигиены медицинского персонала является поддержание гигиенического состояния тела. Соблюдается периодическая стрижка волос и ногтей. Ежедневная чистка зубов и полоскание ротовой полости. В начале работы желателен гигиенический душ, смена одежды и белья. Во время работы в отделении, необходимо пользоваться спецодеждой. Все работники должны иметь сменную обувь, халаты, или специальные костюмы из легкой ткани, регулярно проходящие стирку. Обязательным элементом одежды является колпак. Медицинский колпак должен закрывать волосяной покров головы полностью, т. к. в волосах оседает пыль и возможно попадание микроорганизмов в рану, на инструменты, перевязочный материал. Выход в спецодежде за пределы отделения не разрешается. При работе в перевязочной и процедурном кабинете обязательным является ношение масок.

Медицинские работники в отделении особо должны обращать внимание на соблюдение правил гигиены и правил асептики при непосредственной работе с больными. Обработка (мытье) рук должны осуществляться после каждого контакта с пациентом, а также между осмотром контаминированных (например, повязка в области раны) и чистых участков (сосудистый катетер) одного и того же пациента. Ношение перчаток обязательно при работе с кровью, биологическими жидкостями, секретами, выделениями и любыми контаминированными объектами, а также при контакте со слизистыми оболочками или пораженной кожей. Смена перчаток после каждого пациента. Использование перчаток не освобождает от необходимости мытья рук.

При выполнении процедур, которые сопряжены с высокой вероятностью попадания крови, биологических жидкостей, секретов и выделений пациента на кожу или одежду, необходимо надевать отдельный медицинский халат. При контакте с пациентами, инфицированными метициллинорезистентными штаммами S.aureus (MRSA) или ванкомицинорезистентными штаммами энтерококков (VRE), контактной изоляции больных с анаэробной, гнилостной инфекцией для снижения вероятности распространения этих возбудителей в стационаре или клинике и передачи другим пациентам или медицинским работникам следует также надевать отдельный халат.

Обязательным элементом, обеспечивающим надлежащие санитарно-гигиенические условия в отделении, является соблюдение правил личной гигиены больными. Медицинский персонал должен следить за этим, а в случае необходимости оказывать помощь больным, которые не могут выполнять гигиенические процедуры сами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: