по дисциплине «Экономика предприятия»




Контрольная работа

Вариант № 19

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

1. Показатель рентабельности производства и продукции. Значение показателя в условиях рыночных отношений…………………………3

2. Задание………………………………………………………………...…8

3. Литература……………………………………………………………...10

 

 

1. Показатель рентабельности производства и продукции. Значение показателя в условиях рыночных отношений.

Рентабельность — это относительный показатель уровня доход­ности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффектив­ность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

а) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

б) показатели рентабельности продаж;

в) показатели, определяющие доходность капитала и его частей.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия. Рентабельность продукции примеряют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия. Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции или его обратной величиной.

(Т-С)/ Т100, где

Т - товарная продукция в оптовых ценах предприятия;

С - полная себестоимость товарной продукции.

Классической формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула (Т-С)/ С100.

Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.

Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (

активов), равняется прибыли до начисления процентов*100 и делённой на активы.

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

прибыль до начисления процентов * 100

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА = —————————————————

валовая выручка

 

Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется п фоормуле валовая выручка

ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА = ————————————————

активы

 

Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.

В итоге следует, что

 

УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ = РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ БОРОТА * ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА.

Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является

отношение общей суммы прибыли к производственным фондам. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Задача экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования

производственных ресурсов. Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико - экономических факторов, а значит как объекты технико - экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных

технико - экономических факторов

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи Основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу рентабельности предприятия. Для такого анализа используют модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д.Шереметом.

1 1

Р = Е / ———— + ———, где

УМ К

 

Р - общая рентабельность предприятия %

Е - общая (балансовая) прибыль,% к объему реализованной

продукции;

У - удельный вес активной части в общей стоимости основных

производственных фондов, доли единицы;

М - коэффициент фондоотдачи активной части основные производственных фондов;

К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.

 

Методика анализа общей рентабельности:

1) по факторам эффективности;

2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.

Балансовая (общая) прибыль - это конечный финансовый результат производственно - финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг;внереализационных прибылей и убытков. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно - хозяйственной

деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

 

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

Ппр ЧП

Rз=----------- Rз= ---------

З З

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) Rоб рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг ил и чистой при­были на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективностью производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот указатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

Прп ЧП

Rоб = --------- Rоб = ------------

В В

Рентабельность (доходность) капитала ( Rк) исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (суммы K) или отдельных его слагаемых: соб­ственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, обо­ротного, операционного капитала и т.д.:

БП ЧП

Rк = ——, или Rк = ——

сумК сумК

 

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и про­вести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупае­мость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализо­ванной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

Прп = ƒ(VРПобщ, Удi, Цi, Сi)

Rз = ---------------------------------------------

Зпл = ƒ(VРПобщ, Удi, Сi)

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 1:

 

Ппл (при VРПобщпл, Удпл, Цпл, Спл) 15477

Rз = -------------------------------------------------------- = ----------- *100 = 22,8%

Зпл (при VРПобщпл, Удпл, Спл) 67937

 

Пусл2 (при VРПобщф, Удпл, Цпл, Спл) 15477*0,9

Rз = --------------------------------------------------------- = ------------*100 =22,8%

Зусл (VРПобщф, Удпл, Спл) 67937*0,9

 

Пусл2 (при VРПобщф, Удф, Цпл, Спл) 15498

Rз = --------------------------------------------------- = - -----------*100 =23,6%

Зусл (VРПобщф, Удф, Спл) 65534

Пусл2 (при VРПобщф, Удф, Цф, Спл) 31586

Rз = ------------------------------------------------ = ------------*100 =48,2%

Зусл (VРПобщф, Удф, Спл) 65534

 

Пф (при VРПобщф, Удф, Цф, Сф) 18597

Rф = ------------------------------------------------ = ------------*100 =23,7%

Зф (VРПобщф, Удф, Сф) 78523

 

ΔRобщ = Rф-Rпл =23,7-22,8 = +0,9%

 

ΔRурп = Rусл1-Rпл =22,8-22,8 =0

 

ΔRуд= Rусл2-Rусл1=23,6-22,8 = +0,8%

 

ΔRц = Rусл2-Rусл1 =48,2-23,6=+24,6%

 

ΔRс = Rф-Rусл2 =23,7-48,2 =-24,5%

Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровни рентабельности перевыполнен в связи с повышением среднего уров­ни и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Рост себестоимости реализованной продукции на 189 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,5%.

Далее следует выполнить факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Пi VРПi(Цi- Сi) Цi- Сi Цi

R = --- = ------------------ = ------------- = ------- -1

З VРПi – Сi Сi Сi

Поданным табл. 12.10 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия Б способом цепной подстановки:

 

Цпл-Спл 3,1-2,6

Rпл= --------------------- = ------------*100=19,2%

Спл 2,6

Цф-Спл 3,7-2,6

Rусл= --------------------- = ------------*100=42,3%

Спл 2,6

 

Цф-Сф 3,7-3,1

Rф= --------------------- = ------------*100=19,4%

Сф 3,1

 

План по уровню рентабельности данного изделия перевыполнен;лом на 0,2% (19,4 - 19,2). За счет повышения цены он возрос на 1% (42,3 - 19,2). Из-за повышения себестоимости продукции уровень рентабельности снизился на 22,9% (19,4 - 42,3). Аналогичные четы делаются по каждому виду товарной продукции.

Та блица 1 Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

ид ю-к- W   Цена,руб.   Себестои­мость, руб.   Рентабельность, %   Изменение рентабельности,%  
план   факт   план   факт   план   усл.   факт   Общее   в том числе за счет  
цены   себесто­имости  
А   5,0   6,0   4,0   4,8         —   +19   -19  
Б т.д.   3,1   3,7   2,6   3,1   19,2   42,3   19,4   +0,2   +23,1   -22,9  

 

 

Задание.

Рассчитать показатели затрат на 1 руб. товарной продукции. Произвести анализ выполнения плана по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции.

№ п/п Показатели План Факт Отклонение % выполнения плана
  Полная себестоимость продукции, млн. руб.     -1481 85,22
  Товарная продукция, млн. руб     -2451 80,91
  Выпуск продукции, шт.     -24 81,25
  Затраты на 1 руб. товарной прод-ии 78,26 82,08 3,82 104,88
  Прибыль от реализации     -970 65,63
  Прибыль на 1 руб. товарной продукции 22,05 17,81 -4,24 80,77
  Рентабельность в % к себестоимости 28,17 21,70 -6,47 77,03  
  Уровень прибыли 21,98 17,83 -4,15 81,12

1) % выполнения плана = (факт/план)*100

2) Затраты на 1 руб. товарной продукции

А) план 10017/128=78,26 или (10017/12839)*100= 78,02

Б) факт 8536/104=82,08 или (8536/10388)*100 = 82,17

3) Прибыль от реализации = Товарная продукция – Себестоимость

А) план 12839-10017=2822

Б) факт 10388-8536= 1852

4) Прибыль на 1 руб. товарной продукции

А) план 2822/128= 22,05 или (2822/12839)*100=21,98

Б) факт 1852/104= 17,81 или (1852/10388)*100=17,83

5) Рентабельность в % к себестоимости

А) план (2822/10017)*100=28,17

Б) факт (1852/8536)*100= 21,70

6) Уровень прибыли

А) план (2822/12839)*100=21,98

Б) факт (1852/10388)*100= 17,83

7) Влияние изменения объема товарной продукции

(-2451*78,26)/100= -1918,15

8) Влияние изменения затрат на 1 руб. товарной продукции

(3,82*10388)/100=396,82

9) Совокупное влияние

-1918,15+396,82=-1521,33

Таким образом прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 970 млн. руб. и план недовыполнен на 34,37%. Это произошло за счет уменьшения выпуска продукции на 18,75%, что в количестве составило 24 шт. В результате этого затраты на 1руб. товарной продукции увеличились на 4,88%

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Волков «Экономика предприятия» Издательство ЮНИТИ 1999.

2. Й.Ворст, П.Ревентлоу "Экономика фирмы" изд. "Высшая школа" 1993г.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнной деятельности предприятия – Мн.: “Экоперспектива”, 1997

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: