Всего Д. выполнил восемь медальонов из раскрашенного стука.




Четыре медальона с изображением сидящих евангелистов он поместил в люнетах над средними окнами. В более высоком рельефе вылеплены медальоны с изображением евангелистов. Донателло здесь отправлялся от традиций византийских миниатюр. Каждый из евангелистов, сидящий за столиком, на котором возвышается его эмблема, занят работой над размещенными рядом фолиантами.

 

 

Четыре медальона с изображением сцен из жизни Иоанна Евангелиста расположил на парусах, над гербами Медичи. Тем самым Донателло перегрузил паруса, утратившие свою легкость. Сцены из жизни Иоанна («Видение на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») Донателло вылепил из стука, в очень низком рельефе, позволившем ему прибегнуть к сложным перспективным конструкциям di sotto in su.

Бронзовые двери

Левые бронзовые двери Старой сакристии церкви Сан Лоренцо, Флоренция. 1437-1443

Стоявшая здесь перед ним задача была весьма трудной. В двадцати почти квадратной формы прямоугольниках он должен был разместить по две дискуссирующие фигуры, иначе говоря, двадцать раз повторить одну и ту же композиционную схему. Тело превращается в его руках в тончайший инструмент для воплощения индивидуальных душевных движений, и в этом он кардинально расходится с античными художниками, стремившимися к более типизированным формам выражения.

Д. сознательно отказался от богатого обрамления, к которому прибег Гиберти в своих дверях баптистерия. Он ограничился простыми, тяготевшими к плоскости рамочками, соответствовавшими низкому рельефу изображений. И он добился необычайной концентрации в передаче диалога между людьми самых различных характеров и темпераментов.

Над дверями скульптор расположил два заключенных в арочные обрамления рельефа с изображением стоящих фигур патронов Медичи — святых Стефана, Лаврентия, Козьмы и Дамиана.

Мастер пользуется смелой, эскизной манерой у него не найти гладких полированных плоскостей Луки делла Роббиа, ему нравится намечать форму быстрыми штрихами, моделировать лица легко, без всякого нажима.

Падуанский период 1443-1453 - Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Антония Падуанского (установлен 13 июня 1450) и четыре рельефа со сце-нами из жизни этого святого (1446-48).

Для этого же собора Донателло сооружает (1446–1450) самый большой Алтарь 15 в. Пятиметровый Алтарь поражает обилием скульптур (7 статуй), рельефов (5 крупных рельефов), разнообразием материалов (бронза, мрамор, камень, смальта). Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по сторонам от нее располагались шесть статуй святых (св. Франциска, св. Антония и других). Для Мадонны скульптор выбрал весьма необычную позу. Богородица не сидит и не стоит — мастер запечатлел ее встающей с трона между головами двух улыбающихся сфинксов. Не исключено, что на такого рода композицию его вдохновила какая-нибудь византийская икона или даже этрусская статуэтка. До нашего времени дошел в искаженном виде: в 1579 он был демонтирован, и в конце 19 в. оставшиеся части алтаря вновь установили в соборе. Основные части Алтаря бронзовые скульптуры: Мадонна с младенцем, по бокам от нее – фигуры шести святых; рельефы Положение во гроб, Чудеса св. Антония.

Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв.; о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Рельефы из жизни св. Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») — вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. Фоном для чудес святого служит грандиозная архитектура, организующая и упорядочивающая действие; массовые сцены полны драматизма.

Для Собора св. Антония в Падуе он создает бронзовое Распятие Христа (всего распятий было 3) (1444–1445), которого он изобразил обнаженным, с хорошо развитой мускулатурой (впоследствии была прикреплена набедренная повязка).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: