Источниковая база исследования




Федеральное агентство по образованию и науки

ГОУ ВПО НГПУ

Кафедра всеобщей истории, историографии и источниковедения

Рецензия

на

Книгу Э. Эриксона «Молодой Лютер»

Работу выполнил: студент 52 гр.

Работу проверила: Черноверская Т. А.

Новосибирск 2006.

Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон; Пер. с англ. А. М. Каримского. - М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. – 560с.

 

История создания книги

Толчком к написанию этой работы, по признанию самого Эриксона, был его личный опыт. Во время юношеских странствий в глухих деревнях Германии начала века ему довелось своими гла­зами видеть тех лютеран, которые в чистоте сохранили дух Реформации. Общение с ними подтолкнуло его к написанию историко-психологического портрета Лютера.

После прихода к власти фашистов в Германии, Эриксон покинул страну и поселился в США. Здесь он встает на путь психоаналитических исследований, его больше всего интересует исследование эмоцио­нальных отклонений у лиц до и непосредствен­но после двадцатилетнего возраста а так же вопросы идентичности. С проблемой иден­тичности он сталкивался и во время полевых исследований среди индейцев, и во время рабо­ты с вернувшимися домой ветеранами второй мировой войны. "Кризис идентичности" делается очевидным в 50-60-е гг., когда у целого поколе­ния молодежи США возникает своя молодежная субкультура, а затем прокатываются студенче­ские волнения. Концепция Эриксона становится популярной, его книги издаются миллионными тиражами, он делается одним из самых чи­таемых психоаналитиков. Клиническую работу с молодыми людьми с резко выра­женными отклонениями он вел главным образом в Остин Риггз Центре в Стокбридже, штат Мас­сачусетс, и Западном психиат­рическом институте в Школе медицины Питсбургского университета. Поэтому, приступая к работе над книгой, Эриксон имел богатый опыт.

Исследование о молодом Лютере понача­лу планировалось в качестве главы книги, по священной эмоциональным кризисам в поздней юности и раннем совершеннолетии. Однако Лю­тер оказался слишком крупной личностью, что­бы дело ограничилось лишь одной главой, и работа переросла в отдельную книгу.

Написание этой книги стало возможным благодаря субсидии Фонда содействия иссле­дованиям в психиатрии, которая на целый год освободила Эриксона от клинических и академиче­ских обязанностей.

Изданная в США в 1958 году книга имела большой успех расходилася огромными тиражами и неоднократно переиздавалась.

Перевод русского издания был сделан доктором философских наук А. М. Каримским с американского издания 1962г. А.М.Каримский не успел закончить комментарии. Поэтому вся работа по подготовке книги к печати легла на плечи вдовы - Н.Н.Каримской. Помощь в пере­воде и уточнении латинских фраз, в изобилии приводимых Эриксоном, оказал профессор А.Ч. Козаржевский, заведующий кафедрой древ­них языков Исторического факультета МГУ. Для российских читателей книга была издана в 1996 году, Московским философским фондом.

Предмет исследования

Предметом исследования стал жизненный путь Мартина Лютера от детства до завершения юности, на фоне разворачивавшейся исторической ситуации. Автор проследил какие психологические особенности и противоречия сопровождали развитие Мартина, и что привело его к созданию своей теологии. Рассмотрел как случилось, что Мартин встал во главе Реформации. Таким образом Эриксон показал как произошло со­вмещение индивидуального и исторического кризисов, итогом которых оказалась новая идентичность миллионов жителей Европы.

Это исследование того каким образом индивидуальный случай превращается в значительное историческое явление осмысление кризиса духовной и политической идентичности в северном христианстве во времена Лютера. Эриксон пишет: "Исследование юношеского кризиса идентичности имеет стратегический характер, поскольку тут мы имеем дело с той стадией жизни, когда организм находится на вершинах жизненной силы и своих потенций, личность должна интегрировать широкие перспективы и самый интенсивный опыт; социальный порядок должен предложить обновленную идентичность своим новым членам, дабы заново утвердить -, или обновить - свою коллективную идентич­ность". Роль великих личностей в истории не

обязательно связана с политическими или воен­ными деяниями. Человеческая история пред­ставляет собой историю духа и смысла. Новая идентичность рождается в одном человеке, а затем передается массам и следующим поколе­ниям.

В этой книге Эриксон показал, как в период между наступлением половой зрелости и взрослым состоянием силы традиции сливаются с новыми внутренними си­лами, чтобы создать нечто совершенно иное: новую личность вместе с новой личностью - новое поколение a вместе с последним новую

эпоху.

Источниковая база исследования

Работая над книгой, Эриксон опирался на опубликованные многочисленные речи Лютера, его работы и переписку, так же он использовал самые разнообразные средневековые тексты (меню средневековых училищ и т.д.), в переводе которых ему помогали специалисты. В основном, Эриксон брал факты для своей работы из материалов изданных следующими авторами о Мартине Лютере: Отто Шеель – один из ранних издателей источников о жизни Лютера; Коклейс, написавший биографию Лютера в 1540 году; переписка Лютера опубликованная Презервде Смитом.

Методология

Эриксон является основоположником психоистории, как независимой научной дисциплин. Его книга «Молодой Лютер» явилась первым применение психоисторического метода и ознаменовала рождение психоистории в ее современной форме.

Э. Эриксон определял психоисторию как изучение истории, которое опирается на комбинированные методы психоанализа и истории. Психоистория позволяет объяснить групповые процессы с опорой, на психологические законы, которые объясняют мотивацию и поведение индивида. Это своего рода переосмысление определенного периода истории и понимания его с точки зрения психоанализа. Психоистория может помочь историкам понять почему определенные события произошли именно тогда, а не в другое время. Одной из важных сфер применения психоисторических методов является изучение всякого рода “иррациональных явлений”, например, религиозных движений. Этот метод исторического исследования, использует несколько научных приемов, а именно: исторический анализ, модели социальных наук, психодинамические теории и клинические методы психиатрии.

В качестве методологической основы психоистории выступает психоанализ.

Важное место занимает опыт клинических исследований автора, именно на них он основывается, при проработке и анализе исторических источников.

Эриксон в своей работе опирается на фундаментальные разработки в области психоанализа З. Фрейда, а так же исследования в области детства и защитных механизмов его дочери А. Фрейд и других эго-психологов. Эриксон не ограничивается их разработками, зачастую указывая на слабые места в теории Фрейда, и вносит много нового в понимании юношеского периода жизни человека, кризисов протекающих в это время.

Вот что пишет во введении сам автор по поводу совмещения им исторической и психоаналитической методологии: «Конечно, я мог бы избежать вполне естествен­ных методологических неопределенностей и осложнений, если бы ограничился привычным для меня клиническим случаем, а историческое явление оставил в распоряжении тех, кто, в свою очередь, рассматривал бы клиническую историю как случайный аксессуар исторического явления. Но мы, клиницисты, в последние годы поняли, что не можем отделить клиническую историю от собственно истории, как понимаем и то, что историки, пытаясь отделить логику ис­торических событий от логики индивидуальной истории, оставляют без внимания целый ряд жизненно важных проблем. Поэтому мы долж­ны пойти на риск определенной не строгости анализа которой чревато соединение психического и исторического, равно как любых других комплексных подходов. Такие подходы суть компостные кучи современных междисциплинарных усилий, которые помогут удобрить новые поля и взрастить будущие цветы новой методологической строгости».

 

 

Концепция автора.

Эриксон был одним из немногих психоаналитиков успешно соединявших индивидуальную психологию и социальные науки.

Основное внимание Эриксон уделил кри­зису подростково-юношеского периода (13-19 лет). В это время человек начинает входить в профессиональные группы, у него появляется собственный социальный статус, он приспосабливается к социальным ролям начи­нает поиск своего призвания.

Входящий в социальный мир молодой человек теряется среди конфликтую­щих предписаний, ролей, идей. Обостренно переживаемый кризис идентичности подталки­вает к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем. Таким образом, по Эриксону, идентичность входит в три порядка: 1) соматический - организм стре­мится сохранить свою целостность в постоянном взаимодействии с внешним миром; 2) личност­ный - интегрирующий внешний и внутренний опыт в сознании и поведении; 3) социальный - совместно поддерживаемый людьми и их под­держивающий порядок. Все три порядка допол­няют друг друга, но они никогда не являются полностью совместимыми.

В некоторые периоды своей истории и в некоторых фазах своего жизненного цикла че­ловек нуждается (пока не будет изобретено что-либо лучшее) в новой идеологической ориента­ции так же сильно и остро, как он нуждается в воздухе и пище.

Имеются периоды истории когда ради­кально меняется образ мира, традиционные идеологии пребывают в упадке, рушится социальный порядок. Индивиды испытывают страх, тревогу, бессмысленность существования - необ­ходим новый ответ на вопросы, которые ставит история. Продуктивный ответ может на века определить групповую идентичность. В истории слу­чались кризисы групповой идентичности, кото­рые проходили сравнительно незаметно и безбо­лезненно, но бывали периоды "шума и ярости", крушения старых и выдвижения новых куми­ров. Личностный кризис идентичности отягощается, если он происходит во время кризиса исторического.

У некоторых молодых людей и классов и в такие периоды истории этот кризис может быть минимальной силы; у других людей, клас­сов и в иные периоды кризис явно обретает чер­ты критического состояния, становится чем-то вроде "второго рождения", отягощенным либо широко распространенным неврозом, либо ост­рой идеологической смутой. Одни молодые лю­ди капитулируют перед кризисом посредством невротического, психотического или преступного поведения; другие разрешают кризис, самоот­верженно участвуя в идеологических движени­ях, связанных с религией или политикой, природной средой или искусством. Однако есть и такие, кто, терпя страдания оказываются способными внести ориги­нальный вклад в рождающийся стиль жизни. Сама ощущаемая ими опасность заставляет их мобилизовать свои способности видеть и гово­рить, мечтать и рассчитывать, проектировать и созидать по-новому.

По-видимому, Лютер одно время был до­вольно боязливым молодым человеком с синдромом конфликтов, признаки которых мы теперь научились распознавать, а компоненты анализировать. Он нашел их духовное разреше­ние, - не без своевременно оказанной помощи терапевтически умного наставника по ордену августинцев. Этот исход в какой-то мере запол­нил политический и психологический вакуум, который исторически сложился в значительной части западного христианства. Такое совпаде­ние, если оно сочетается с дальнейшим совершенствованием высокой личной одаренности, как раз и создает историческое "величие".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: