Новое священство (возникновение Церковной иерархии).




Христос установил новое священство, апостолов. Об этом установлении, с которого начинается наше священство, сказано у апостола Матфея (Мф. 10:1-16). Об этом же пишет и апостол Лука: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6:13). Как это происходило? Ответ на этот вопрос дает Книга Деяния св. апостолов: «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10:40-41). Этот стих ключевой в вопросах хиротонии. Мы здесь видим библейское обоснования избрания свидетелей (апостолов) Богом.

Традиция рукоположения во священство. Передавать Святого Духа через рукоположение (возложение рук) восходит к Моисею: «И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею» (Втр. 34:9). И сделал это Моисей не самовольно, а так ему повелел Господь: «И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою» (Чис. 27:18).

Дар Святого Духа был дан апостолом трижды:

1) Когда Господь дал им дары исцеления, воскрешения мертвых (рукоположение).

2) В день Пасхи (дуновение).

3) В день Пятидесятницы (возложение на головы огня).

«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф. 10:40). Прямо сказано, что принимающий через апостолов Христа, принимает Бога. «Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20). Священник действует не сам, он порученец, посол Христа.

Дар вязать и решить был дан 12 апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). 12 апостолов – по количеству колен Израилевых; 72 апостола – по количеству языческих народов (возникших после Вавилонской башни).

Епископ – это апостол. В этом стихе написано об избрании Матфия (апостола от 72) на место предателя Иуды (из 12 апостолов): «В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой». (Деян. 1:20). В греческом подлиннике или славянском, вместо слова «достоинство» стоит «епископство».

Отличие апостолов от епископов:

1) Личные свидетели Воскресенья Христова.

2) Экстерриториальность. Посланы по всему миру.

Церковь сразу же была иерархична: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч, они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:41-42). Апостолы являются основой Церкви. Демократии в изначальной Церкви не было, учили апостолы, и к апостолам уже присоединяются другие.

 

Появление диаконов.

Когда Церковь стала увеличиваться, то возникает второе служение в Церкви – служение диаконов. «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:1-6). Здесь народ уже имеет право выдвигать кандидатов на служение в диакона, но апостолы через молитву и возложение рук ставят кандидата на это служение.

Обязанность диакона:

1) Быть служителем столов.

2) Заботится о благотворительности.

3) Заботится о трапезе Господней.

4) Возвещение слова Божия.

Следующий стих говорит о двух степенях священства: епископской и диаконской: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Фил. 1:1). В ряде древних Церквей были только епископы и диакона, священников не было. Рекомендовалось на общину из 12 человек иметь одного епископа!

Нравственность диаконов. «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения. Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим» (1 Тим. 3:12). Из этого стиха точно видно единобрачие «муж одной жены» для диаконов.

Единственное упоминание в Новой Завете о диаконисах: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1). Диаконисы помогали в обучении женщин в вере, прислуживали при таинстве крещения, занимались благотворительностью. Их освящали молитвой, но без возложения рук. Диаконисы в Византии существовали до XII в. В Русской православной Церкви диаконисы были еще во времена Елизаветы Федоровны. В Элладской Церкви диаконисы до сих пор существуют. «Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3:13). Данный стих обоснование последовательной хиротонии.

Епископское служение.

«Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (Фил. 1:1); «В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой» (Деян. 1:20). Здесь «достоинства» - «епископства», в греческом и церковно-славянском переводе. Также о епископстве говорится в деяниях св. апостолов: (Деян. 20:17-36). Где употребляется слово «пресвитер», что до IV в. означало и епископов и священников. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). В этом стихе говорится, что рукоположение не человеческое дело, Дух Святой полагает во епископы (блюстители).

Прямая задача епископов охранять Церковь от лжеучений и не быть корыстолюбивыми: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас… Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал» (Деян. 20:29-31, 33).

Нравственность епископа. «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3:1-7).

«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые". Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит. 1:5-14).

 

Пресвитерское служение.

1) Первое упоминание. «Что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла» (Деян. 11:30).

2) Рукоположение пресвитеров. Возложением рук: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13:2-3). Здесь впервые упоминается о литургии (служили). «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23). Апостолы не просто создавали общины, а рукополагали пресвитеров. «Проходя же по городам, они предавали [верным] соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (Деян. 16:4).

3) Различие между епископами и пресвитерами: «Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян. 15:2). Епископ от пресвитера отличается только правом рукоположения.

4) Практика награждения священников. «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Кто трудится на миссионерском поприще.

5) Совершения таинства соборования. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14).

6) Дар благодати. «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, --в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием» (Рим. 12:6-8). Начальник – предстоятель.

«Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3:9).

«И вы – тело Христово, а порознь – члены, иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во – вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12:27-31). Не все одинаковы дарования имеют. Разное дарование Духа на пользу.

7) Поставлены на служение. «И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова; доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Ефес. 4:11-13).

8) Обязанность пастырей. «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5:1-5).

9) Отношение клириков и мирян. «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17); «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою». (Фес. 5:12-13).

10) Как подаются Дары священства? «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14).

 

Вопросы к лекции:

1. В каком месте есть первое упоминание о священстве в Ветхом Завете?

Таинство священства является одним из ключевых таинств православной Церкви. Слово священник, иерей (по-гречески), кохэн (по-еврейски), впервые упоминается в книге Бытия: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего» (Быт. 14:18).

 

2. Какая главная особенность священника?

Главная особенность священника – это жертвоприношение. Где нет жертвы, там нет и священства. «Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары» (Евр. 8:3-4).

 

3. Где в Ветхом Завете описано о появлении царственного священства?

На горе Синай, когда Бог явился в огне и дыме, Господь сказал: «а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх. 19:6). Появляется царство священников, царство выделенных, которые должны приносить жертву.

 

4. Выбирает ли Бог сам выбирает себе священников?

Да, выбирает. «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Ароновых» (Исх. 28:1).

 

5. Какой был смысл ветхозаветного священтсва?

Смысл ветхозаветного священства: приносить жертвы, и учить людей закону Божию. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7).

 

6. Кто установил новое священство?

Христос установил новое священство, апостолов. Об этом установлении, с которого начинается наше священство, сказано у апостола Матфея (Мф. 10:1-16). Об этом же пишет и апостол Лука: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк. 6:13).

 

7. Где в св. Писании описано появление диаконов?

В деяниях святых апостолов. «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:1-6).

 

8. Какая задача епископов?

Прямая задача епископов охранять Церковь от лжеучений и не быть корыстолюбивыми: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас… Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал» (Деян. 20:29-31, 33).

 

9. Какое различие между епископами и пресвитерами?

«Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян. 15:2). Епископ от пресвитера отличается только правом рукоположения.

 

10. Описана ли в Новом Завете практика награждения священников?

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Кто трудится на миссионерском поприще.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: