Примеры окончаний для буги и рок-н-ролла




Обычно окончания в буги и рок-н-ролле играются весьма бурно: тремоло аккордами двумя руками, глиссандо вверх и вниз через всю клавиатуру и прочее, прочее, прочее...

В приведенных примерах я покажу самые распространенные мотивы из тех, что играются в окончаниях. Вы можете взять их за основу и изменить, скомбинировать, усилить.

Самый популярный вариант приведен в примере 25.1. Следующие десять примеров являются его модификациями. Затем идут более разнообразные варианты.

Пример 22

 

 

 

 

 

Как добиться, чтобы блюз, буги и рок-н-ролл звучали стильно…

 

Шагающий бас. Часто во время исполнения или слушания ритмичной музыки человек автоматически (не задумываясь) отбивает ногой пульс. Первое, чего необходимо добиться, это так же легко и автоматически играть левой рукой простую басовую линию (Пример 2.1).

 

Темп. Темп должен быть очень ровным, пульс - упругим. Для многих - это большая реальная проблема. Решить ее можно одним путем: всегда заниматься с метрономом, и очень много заниматься в медленных и супермедленных темпах. Чтобы подбодрить сомневающихся, отмечу, что абсолютно все мои ученики, кто хотел научиться держать четко темп, справились с этой задачей.

Метроном = 80-88. Левой рукой - пример 2.1. Правой рукой - подряд все квадраты из примера 4 и примера 12, затем легкие квадраты из примера 5 (с одной звездочкой).

То же самое, но левой рукой - пример 11.4 (с соответствующими аккордовыми поправками).

Ну, и так далее... Пока не научитесь держать темп лучше метронома.

 

Свинг. Так называемый «свинговый пульс» - одна из визитных карточек блюза, джаза и буги. Под этим подразумевается неодинаковость длительности первой и второй восьмой в каждой четвертной доле такта.

Как нужно играть ритмический рисунок ?

В классической музыке длительности восьмых всегда равны. Допустим темп равен . Это означает, что каждая четвертная доля равна 0,5 секунды, а каждая восьмая в ней - 0,25 секунды. То есть соотношение между первой и второй восьмыми равно 1:1. В любом темпе.

В блюзе и свинге длительность каждой из пары этих восьмых зависит от темпа, в котором играется пьеса. В очень медленных темпах первая восьмая в два раза длиннее второй: нужно играть как . Соотношение равно 2:1.

В очень быстрых темпах первая восьмая длится столько же, сколько и вторая. Соотношение 1:1.

А вот в промежутке между этими темпами соотношение плавно меняется от 2:1 до 1:1. Точная величина зависит от многих причин - характер пьесы, стиль, индивидуальная особенность исполнителя и т.д. Слушайте хороших музыкантов, слушайте стильные записи - единственный рецепт!

 

Темп     ~ 60   убыстряется   ~ 200
Соотношение между первой и второй восьмой в классике   1:1   1:1   1:1
  в свинге     2:1   постепенно сравнивается     1:1

 

Многим людям правильное ощущение свинга дано от природы. Тем, у кого он не получается сразу, я рекомендую следующую программу.

Метроном = 56-60. Пример 16.1. Занимайтесь до тех пор, пока плавный «качающийся» пульс не войдет крепко в левую руку. Под этим я понимаю стадию, когда уже трудно сыграть неточно; даже очень трудно!

Метроном = 80-88. Задание то же. Пусть вы потратите кучу времени, но приобретете отличный навык на всю (ВСЮ!!!) жизнь.

Метроном = 80-88. Левой рукой - пример 11.4 или 16.1. Правой рукой - подряд все квадраты из примера 4 и примера 12, затем легкие квадраты из примера 5.

К упражнениям из шагов 1 и 2 я советую возвращаться регулярно, пока не убедитесь, что навык закрепился надежно.

 

Упрощенная запись ритмического рисунка. В начале века нотная запись блюзовой и джазовой музыки во многом соответствовала классическим правилам. Пары блюзовых восьмых в каждой четверти записывались именно как триольные четверть и восьмая . Но поскольку так игрались абсолютно все восьмые в пьесе, то нотная запись выглядела чрезвычайно громоздко. В конце концов было решено записывать такие восьмые проще - (подразумевая, что исполняться они будут не так, как написаны, а как того следует стиль). И хотя даже сейчас можно встретить запись свинговых восьмых в разных вариантах (иногда даже как ), исполняться они должны одинаково – так, как это было объяснено выше. Приведу еще несколько примеров упрощенной записи и того, как это должно исполняться.

 

В медленных и средних темпах

 

следует играть как

 

следует играть как

 

следует играть как

Блюзовая гамма. Это тоже своеобразная визитная карточка блюза, буги и рок-н-ролла. Почти все мотивы и рифы строятся на блюзовой гамме. Я не буду здесь углубляться в теорию: что такое блюзовая гамма, откуда она взялась? Приведу лишь пару примеров блюзовой гаммы от ноты «до»:

 

 

Обратите внимание! Применять блюзовую гамму можно двумя способами. Взгляните на примеры 5.8 - 5.10, 13.7 - 13.8, 14.1 - 14.3, 16.1 - 16.4, 16.7 - 16.8, 16.12 - 16.13. Несмотря на то, что аккорды в квадрате меняются (С, F, G7), гамма, которая используется в мелодии, остается той же - «С (до) блюзовая». Это - очень характерная особенность блюза, буги и рок-н-ролла.

Теперь посмотрите на примеры 13.18 - 13.20, 13.32 - 13.33, 13.36 - 13.37. Это - второй способ применения блюзовой гаммы. При смене аккорда меняется и гамма - «С блюзовая», «F блюзовая», «G блюзовая».

Упражнения на блюзовую гамму.

Метроном = 76-80. Левой рукой - пример 16.1. Правой рукой - примеры 16.1 - 16.4.

Метроном = 56-60. Левой - то же самое, но правой рукой примеры 16.7 и 16.8.

Метроном = 66-68. Левой - то же самое, правой рукой примеры 16.7 и 16.8.

Метроном = 80-88. Левой рукой - пример 16.1 или 2.1 или любой другой. Правой - примеры 16.1, 16.4, 16.7, 16.8 плюс примеры 9.1- 9.16, 9.18 - 9.20.

Блюзовые акценты. В блюзе в мелодии (в мелодии!) применяются так называемые «блуждающие акценты». Музыкант творчески выделяет те или иные ноты в мотиве, не считаясь с тем, на сильную или на слабую долю приходится каждая конкретная нота.

Часто встречается и прием, когда из пары восьмых в каждой четверти всегда слегка акцентируется вторая (слабая). Иногда этот прием называют «обратный акцент».

Мотивы, рифы и прочие мелодические элементы в блюзе используют ограниченный набор нот (в основном, блюзовую гамму). Поэтому – для избежания монотонности – очень важно научиться вставлять «неожиданные» акценты в свои фразы. И конечно, хорошо овладеть приемом «обратный акцент».

Метроном = 76-80. Левой рукой - пример 16.1. Правой - примеры 16.1 - 16.4 и 16.7.

Для выработки «обратного акцента». Метроном = 88-108. Левой рукой - пример 2.1 или похожий. Правой рукой - номера 1, 4, 6, 8 из примера 5 и номера 1, 7, 15, 21, 24, 30, 34, 36, 38, 42 из примера 13.

Для иллюстрации приведу начало примера 5.1.

 

После того, как позанимаетесь с «чистым» обратным акцентом, на тех же упражнениях попробуйте «блуждающий» акцент - то есть расставляйте акценты, повинуясь только своему творческому импульсу и фантазии.

Метроном = 88-108. Левой рукой - пример 2.1 или похожий. Правой можно играть любые примеры или импровизации, только уделяйте больше внимания правильной и интересной акцентировке.

Блюзовые форшлаги. Маленький наклонный штрих перед нотой обозначает короткий блюзовый форшлаг. Без этого элемента вообще немыслим фортепианный блюз (а буги!).

Его исполнение в корне отличается от исполнения классического форшлага.

Первая (очень короткая) нота расположена обычно на полтона ниже второй и играется за счет предыдущей длительности. Кроме того, форшлаг с черной на белую клавишу почти всегда играется одним пальцем (как бы соскальзывая).

Например, ноту следует играть .

Иногда некоторые музыканты используют другой прием: обе ноты берутся одновременно, но форшлаговая нота

 

сразу же отпускается. То есть так .

Форшлаг с белой на черную клавиши, естественно, играется разными пальцами, а используются оба приема одинаково часто.

 

Ноты следует играть приемом соскальзывания с черных клавиш на белые.

Обратите внимание (!!!), как нужно играть интервалы и аккорды, в которых есть ноты с форшлагом и без:

 

следует играть .

 

 

Для работы над этим элементом я рекомендую следующие упражнения.

1. Метроном = 88-108. Левой рукой - пример 2.1 или похожий, правой - примеры 13.6, 13.18 - 13.20, 13.44 - 13.45, а также посмотрите пример 9.8.

2. Метроном = 88-108. Левой рукой - пример 17 или любой номер из примера 18. Правой - 21.4, 21.7.

3. Некоторые пианисты способ соскальзывания применяют в таких случаях как в примерах 5.2, 5.3, 5.14 (первые такты), 21.14 (такты первый, третий, седьмой), 23.2 (такт седьмой, восьмой) и 23.8 (тоже седьмой и восьмой такты). Дело вкуса! Попробуйте, может и вам понравится.

 

Четвертные триоли. Они встречаются и в блюзе, но гораздо чаще - в буги и рок-н-ролле. Должны быть очень естественными (а не только точными).

1. Метроном = 80-88. Левой рукой - пример 11.4, правой - 16.5.

2. Метроном = 88-108. Левой рукой - пример 2.1, правой - 16.5.

3. Метроном = 80-88. Левой рукой - пример 11.4, правой - 16.6.

4. Метроном = 88-108. Левой рукой - пример 2.1, правой - 16.6.

Зигзагообразные сексты. В основном применяются в медленных блюзах. Метроном = 68-80. Левой рукой - пример 11.4 или похожий, правой:

1. Пример 16.9.

2. Пример 16.10.

3. Пример 16.11. (Самые скучные упражнения во всей Школе).

 

Блюзовая гармония. Гармония (аккордовая схема) дается в Школе в самом простом виде. Но, например, гармонию одиннадцатого и двенадцатого тактов Примера 1 можно было записать так:

C - C/E - F9 - F#dim, C/G – Ab7 – G7. В оригинале же – только С и G7.

Опыт подсказал, что подробное написание гармонии (со всеми проходящими аккордами, со всеми вариантами, которых множество в блюзе) затрудняет функциональное ощущение тактов в квадрате и сковывает творческую фантазию.

Если вы новичок, подробная гармония будет путать вас. Если вы опытный музыкант, самой простой записи вам достаточно. По этой же причине я не обозначал септимы, децимы, повышенные и пониженные ступени. В блюзовой традиции сложилось записывать доминанту и доминанту ко второй ступени малым мажорным септаккордом, а субдоминанту на второй ступени - малым минорным. Тонику и субдоминанту часто записывают просто трезвучиями, что бы там не звучало (малый мажорный, большой мажорный септаккорд, нонаккорд и т.д.).

Но, естественно, где необходимо, я обозначал аккорды более подробно.

Ломанные децимы. Многие блюзовые пианисты играют децимы в аккомпанементе левой руки приемом арпеджиато. При этом они берут первую ноту (верхнюю или нижнюю) за счет предыдущей доли:

или

Заключение

По-русски буги-вуги начинаются на буквы «б» и «в». Если пойти дальше по алфавиту (пропуская гласные) получатся просто замечательные названия для новых направлений в популярной музыке:

- гуги-дуги

- жуги-зуги

- куги-луги

- муги-нуги

- пуги-руги

- суги-туги

- (это пропустим)

- цуги-чуги

- шуги-щуги.

А если вы устанете от бесконечных повторений одних и тех же неподдающихся упражнений, вспомните Седьмое Золотое Правило Школы:

 

Этюды, упражнения и гаммы ты играешь для себя, а на сцену выходишь играть для публики. Поэтому этюды и упражнения важнее (ведь для себя, а не для других)!

 

Удачи вам!

Павел Живайкин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: