Речь для защиты дипломной работы Крыловой Любови Александровны на тему: Особенности применения наглядных средств обучения на уроках биологии в шестом классе специальной (коррекционной) школы VIII вид.
Добрый день, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, разрешите Вам представить доклад на тему «Особенности применения наглядных средств обучения на уроках биологии в шестом классе специальной (коррекционной) школы VIII вида».
(это я добавил) Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день социальная основа детей с любыми отклонениями в развитии – это серьёзная проблема для современного общества. В наше время возможно выделить свойства несоответствия между степенью обучения большей части выпускников коррекционной школы и возрастающими постоянно требованиями к подготовленности рабочих массовых профессий. Повышение качества и темпа производительного труда, постоянное сокращение простых видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в адаптации лиц, которые окончили коррекционные школы. Эти трудности имеют тенденцию к возрастанию.
(это тоже я добавил) В нашей работе мы обратились к таким авторам как: Жужкевич, Выготская, Занков, Петрова, а также к ряду учебных пособий для учителей и студентов высших учебных заведений.
Цель, объект, предмет нашего исследования представлены на слайде.
Цель исследования: провести теоритическо-эксперементальное исследование особенностей применения различных средств наглядности на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Объект исследования: средства наглядности, применяющиеся на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
|
Предмет исследования: особенности применения различных средств обучения на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Нами была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА: усвоение учебного материала на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида будет эффективнее при целенаправленном и дифференцированном подборе и применении наглядных средств обучения.
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были сформулированы Задачи, представленные на слайде:
· Проанализировать специальную психолого-педагогическую методическую литературу по данному исследованию
· Провести экспериментальное исследование особенностей использования наглядности на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
· На основе результатов констатирующего эксперимента разработать и провести серию уроков биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, применяя наглядные средства обучения.
· Оценить эффективность исследования наглядных средств обучения на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Знания о природе и окружающем мире, которыми овладевают учащиеся специальной коррекционной школы (VIII вида), по сравнению со знаниями учащихся других типов школ ограничены по объему изучаемого материала, упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации, глубине раскрытия причинно-следственных связей.
Несмотря на многообразие наглядности, применяемой на уроках биологии, и способов её применения главной задачей учителя биологии стоит выполнение требований к использованию наглядных средств обучения учителем на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида для качественного усвоения знаний, умений, навыков учащимися обязательно.
|
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ позволил определить базовый уровень сформированности умений учеников пользоваться наглядными средствами.
Настоящее экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида № 39 г. Н. Новгорода. В исследовании принимали участие учащиеся 6-го класса количестве 10 человек.
Основой диагностического инструментария послужили наблюдение за учащимися на уроках биологии (и точка. К херам этот дашин забор из знаков препинания), направленное на изучение !!!!!!!!!!!!!!????????!!!!!!!!!!!!.
Также нами была разработана проверочная работа с целью определения уровня понимания, осмысления термина, уровня работы с таблицей, уровня умения соотнести текст с картинкой.
Данные констатирующего эксперимента позволил наглядно представить начальный уровень сформированности умений учеников пользоваться наглядными средствами:
10% учащихся выполнило задания на высоком уровне. Большинство учащихся выполнило задания на среднем уровне – 40%. Следует отметить, что выполняли задания самостоятельно, без дополнительных инструкций, но с ошибками. На низком уровне находится 30% испытуемых – не все ученики справились с заданиями, обращались за помощью. 20% учащихся выполнили лишь одно задание с ошибкой, или отказались выполнять задания – это очень низкий уровень.
|
Таким образом, данные констатирующего эксперимента, позволили выдвинуть базу формирующего, а именно разработать серию уроков с применением наглядных средств, с целью преодолеть трудности выполнений заданий с таблицами, работы с терминами и рисунков с текстами.
Уроки разрабатывались в соответствии с программой обучения биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Эффективность применения данной наглядности мы выявили с помощью проверки знаний повторной самостоятельной работы.
Результаты формирования умений учеников пользоваться наглядными средствами нам показывают, что большинство класса на среднем (40%) уровне, т.е. ученики выполнили самостоятельную работу с ошибками. Выполнили без ошибок или допустили одну ошибку – 2 человека (20%). На низком уровне находится 30% класса, т.е. 3 человека. Не справился с самостоятельной работой один человек – 10% класса.
Проведем сравнительную динамику уровня сформированности умений учеников пользоваться наглядными средствами с целью получения знаний
Как видно из диаграммы, представленной на слайде, после проведенных с детьми занятий показатели знаний заметно изменились. На 10% уменьшилось количество детей с очень низким уровнем. Наши занятия помогли им повысить свои знания, тем самым переведя их на уровень выше – в низкий. Здесь же, в низком уровне, также наблюдается тенденция роста уровня знаний у детей: 10% учащихся повысили свой уровень до среднего. Что касается детей высокого уровня знаний, то их количество тоже увеличилось: 10% детей перешли к ним из среднего уровня.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, на наш взгляд, нам удалось минимизировать трудности формирования умений учеников пользоваться наглядными средствами с целью получения знаний с помощью разработанной и апробированной серией уроков биологии с применением наглядных средств обучения в 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
На основе полученных нами результатов нами были разработаны практические рекомендации учителям биологии для проведения уроков, направленных на формирование умений учеников пользоваться наглядными средствами с целью получения знаний.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, гипотеза доказана.
Перспективой работы является реализация выдвинутых рекомендаций на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Спасибо за внимание!
Предполагаемые вопросы:
ВИДЫНАГЛЯДНОСТИ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ