Павел Николаевич Луппов.




П.Н. Луппов родился 22 октября (3 ноября) 1867 г. в с. Усть-Чепца Вятской губернии в многодетной семье сельского псаломщика. Семья Лупповых, коренных вятчан, служивших в местных церквях с первой половины ХVIII в., выделялась среди других большим вниманием родителей к образованию и будущему своих детей (все четверо сыновей получили высшее образование, а две дочери - среднее). Уже в семье дети постигали вместе с тяжелым крестьянским трудом хорошее воспитание и азы обучения. Местные сказки, песни, обычаи, повседневная жизнь селян оказали сильное влияние на молодого Павла, отличавшегося смекалкой, острым умом и прекрасной памятью и предопределили его интерес к истории края, а впоследствии к этнографии, статистике, фольклору, народному быту.

В родном селе с 5 лет Павел посещал земскую школу, быстро освоил чтение, грамматику и через четыре года, сдав экзамен, успешно закончил ее. В августе 1877 г. семья решила отправить сына вслед за старшим братом Александром в первый класс Вятского духовного училища, где он изучал гуманитарные науки, языки. На выпускных экзаменах 1881 г. 13-летний Павел получил по всем предметам высшие баллы.
После училища в родном селе Павел помогал отцу в составлении списков прихода, сверял метрические книги, документы, работал с церковным архивом, приобретая первые навыки знакомства с различными видами источников, их содержанием, о чем писал позднее в автобиографии. В XIX в. именно из духовного сословия вышло немало знаменитых историков (например, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие).
Общественная жизнь семинарии и г. Вятки в 1880-е гг. была достаточно оживленной, привлекая инициативного и уже вполне самостоятельного П. Луппова, увлеченного передовой литературой, новыми знакомствами. От М.П. Бородина, местного общественного деятеля, бывшего ссыльного, он получал книги Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова. Активные духовные искания молодого семинариста, демократический дух эпохи с новой силой пробудили в нем интерес к истории, в том числе одного из народов Вятского края удмуртов. Неслучайно первые исторические зарисовки появились именно в период учебы в семинарии. В «Вятских губернских ведомостях» время публиковали материалы о сельской жизни, но они были скудны на факты. П. Луппов решил попробовать свои силы на этом поприще и летом на каникулах записывал от крестьян-односельчан рассказы о примечательных местных событиях, удивляясь фологизированности и разрозненности полученных сведений.
П. Луппов собирает информацию по истории раскола, появлению раскольников в Вятском крае. Летом 1886 г. записан рассказ о старообрядцах Быстрицкого прихода Орловского уезда. Через год 19-летний Павел Луппов заканчивает 6 классов Вятской духовной семинарии, тщательно собирая и сохраняя все свои тетради и записи, относясь к ним с особым почтением, как к потенциальному историческому материалу. Такая методичность и предусмотрительность позволила ему позднее в 1912-1913 гг. написать воспоминания об учебе в вятке, к сожалению, так и оставшиеся неопубликованными.
В 1887 г. педагогический совет семинарии направил П.Н. Луппова «за отличные умственные способности, отличные успехи в науках... » вместе с несколькими другими выпускниками для продолжения образования в Казанскую духовную академию за казенный счет.
Два с половиной года учебы в Казани имели определяющее значение для его мировоззрения. В 1880-е гг. в высших учебныx заведениях Казани были распространены кружки самообразования, где студенты активно изучали российскую действительность, политическую экономию и право. К одному из таких кружков, где читали и обсуждали рефераты на различные злободневные темы, шли споры, примкнул и П.Н. Луппов, всей душой приняв идеи народничества и просвещения, став вскоре и сам руководителем подобного кружка. На основе собранных в каникулярных поездках материалов П.Н. Луппов начинает публиковать первые статьи. В «Казанском биржевом листке» помещена статья о вятских этнографических наблюдениях под названием «Деревенские радуницы».
Летом 1889 г. П.Н. Луппов участвовал в земской переписке для изучения быта населения нескольких уездов Нижегородской губернии. В самом Н. Новгороде присутствовал на собраниях местной интеллигенции, где встречался с В.Г. Короленко и другими известными общественными деятелями. Знакомился с бытом помещичьих крестьян, методами массового опроса населения. Интересовался языком, образом жизни и обрядами удмуртов.
В январе 1890 г. П.И. Луппов был вызван в канцелярию жандармского управления на допрос по поводу нелегальных библиотек, политическиx ссыльных и студенческих протестов, к которым якобы причастен кто-то из его товарищей. 26 января того же года ректором академии объявлено об отчислении студента П. Луппова с требованием вернуться в родную Вятку. Истинные мотивы отчисления так и остались неизвестными. Скорее всего, некоторое время (1890-1894) П.И. Луппов находился под негласным наблюдением полиции за свою активную работу в нелегальных кружках. На положении поднадзорного и лица «возбуждающего cомнения по отношению политической благонадежности» бывший студент, сам того не подразумевая, прибывал и в Вятку, где поступил на службу в городскую управу.
П.И. Луппов становится корреспондентом редакции газеты «Казанский биржевой листок» по Вятской губернии. Вятское земство приглашает его для участия в подворной переписи как руководителя отряда в Сарапульском уезде - районе, населенном преимущественно удмуртами. Так закрепляется интерес исследователя к изучению истории и культуры народа. По окончании этой работы П.И. Луппов стал учителем земской школы с. Дебесы, инициировав там проведение ряда интересных педагогических реформ. Поскольку среди его учеников преобладали удмурты, учитель начал вести записи о национальном быте, предполагая воплотить их в книгу. В то время П.И. Луппов окончательно формируется как историк Вятки, осознавая слабую изученность края и особую актуальность такой работы, ставшей делом всей его жизни. Дебесская эпопея длилась недолго, т.к. энергичный учитель стал жертвой доноса местного священника, обвинявщегo его в распространении среди учеников и учителей опасных взглядов, после чего учительствовать стало более невозможно. Опальный учитель до 1893 г. работал делопроизводителем в Вятской городской и земской управах, а летом того же года получил разрешение на продолжение обучения в Mосковской духовной академии (МДА), где пребывал до 1895 г.
Историю удмуртского народа, совершенно неизвестную тогда и не описанную, П.Н. Луппов начал разрабатывать на 4-м курсе Московской духовной академии. Научным руководителем его кандидатского сочинения «Христианство у вотяков со времен первых известий о них до XIX века» стал известный профессор Е.Е. Голубинский - либеральный историк русской церкви. Тема была выбрана неслучайно - молодой исследователь хотел сказать что-то новое, особенно по сюжетам, которые волновали его с детства и по которым сведения он собирал весьма длительное время. Цель - собрать воедино разрозненные этнографические, статистические материалы, церковные, миссионерские документы, подтвердить или опровергнуть бытовавшие слухи и легенды. Много необходимых данных, в том числе и по ХVIII в., оказалось в архиве Вятской духовной консистории, изучаемом П.Н. Лупповым в течение четырех месяцев, а также в петербургских архивах. Именно использование архивных материалов - самая сильная сторона его научных трудов.
Защита диссертации затянулась по причине участия П.Н. Луппова в «Мултанском деле». Роль ученого заключалась в том, что он наряду с В.Г. Короленко выступил с убедительными и компетентными аргументами против существования у удмуртов человеческих жертвоприношений. На волне общественного интереса к этому процессу в газете «Вятский край» в июле-августе 1895 г. была напечатана первая глава диссертации, подтвердившая высокую актуальность проблемы. Чуть позже в той же газете появилась статья «Приносились ли вотяками человеческие жертвы в XVIII в.», которая оказалась приложена к документам защиты на Судебном процессе. По протекции В.Г. Короленко 8 февраля 1896 г. ученый выступил в Петербурге с докладом по собранным материалам на заседании отделения этнографии Русского географического общества. В ходе «Мултанского дела» П.Н. Луппов подготовил и напечатал в газетах 8 статей, сделал несколько заметных докладов и в значительной мере способствовал вынесению оправдательного приговора в адрес удмуртских кpестьян. Эти события привели к установлению крепких и длительных связей историка с научными и государственными учреждениями Удмуртии (тогда - Вотская автономная область).
Активное участие в «Мултанском деле», общественная поддержка, интepec со стороны коллег помогли П.Н. Луппову в написании начатого научного сочинения. В 1898 г. диссертация, имевшая в основе более 500 архивныx документов, была подана в совет МДА на соискание степени магистра церковной истории. В 16 главах его книги излагается в общих чертах история народа, быт, развитие просвещения и множество других важных сюжетов. За свою книгу, стремительно разошедшуюся всем тиражом и переизданную в 1901 г. в г. Вятке, П.И. Луппов получил премию Синодального учебного комитета.
В 1890-е г. ученый окончательно определился с краеведческой специализацией, опиравшейся на блестящее знание местной статистики и архивов. В 1896-1917 гг. в целях получения стабильного заработка и доступа к богатым архивам П.И. Луппов трудился в школьно-статистическом отделе Синодального училищного совета, в том числе и как заведующий. Им подготовлены десятки статей, посвященных начальной школе, составлялись ежегодные обзоры. За серию тематических диаграмм жюри Петербургской международной выставки 1903 г. присудило ему золотую медаль. Стремясь ликвидировать пробелы в светском историческом образовании в 1902-1903 гг. П.Н. Луппов учила в Петербургском археологическом институте, посещая вечерние лекции, что позволило ему в последующие годы на некоторое время статъ преподавателем истории в гимназии.
В работе «К вопросу об изучении грамотности населения» (1909 г.) предлагает методику применения статистического материала в исторических исследованиях. Занятия статистикой не прервали работу по изучению истории удмуртов: в Синодальный архив была возможность выписывать архивные дела из других мест, в том числе из Вятки, что придавало научным исследованиям необходимую степень детализации. Вторую монографию П.И. Луппова историко-этнографического содержания «Христианство у вотяков в первой половине ХIХ века» (1910 можно рассматривать как продолжение первой книги, но по более узкой тематике - анализ деятельности Вятских епархиальных властей и миссионеров по христианизации удмуртов. Данное исследование было представлено в 1913 г. в Совет Казанской духовной академии для защиты в качестве докторской диссертации. В то же время автор публикует 12 статей по частным вопросам в различных периодических изданий развивая свой главный тезис о принудительном xapaктeре христианизации, которая показана на широком фоне социальной, хозяйственной и духовной жизни народа (быт, одежда, пища, занятия, обычаи, обряды). В годы Первой мировой войны П.Н. Луппов написал несколько брошюр, посвященных истории и состоянию системы образования в стране, а также проблемам отражения войны в различных документальных свидетельствах, ратуя за их бережное сохранение.
Революционные события в России привели к централизации всего архивного дела и повлияли на изменение и расширение исследовательских интересов ученого, он начинает новые темы. После непродолжительной службы бы в течение 1918 г. начальником финансового отдела московского Главархива П.И. Луппов по семейным обстоятельствам переезжает в г. Вятку и сосредотачивает внимание на сборе, систематизации, сохранении, дальнейшем описании и изучении уже хорошо знакомых ему архивов. С этого времени он становится ведущим исследователем-краеведом вятского края, оставаясь до 1924 г. председателем Вятского губернского архивного комитета.
Неслучайно, что 1920-1930-е гг. - время расцвета научной деятельности историка, несмотря на ослабленное здоровье (условия работы в холодных и темных архивах были очень неблагоприятными, а материальное положение нестабильным). Одновременно с 1919 по 1930 г. П.И. Луппов являлся преподавателем истории края и этнографии в Вятском пединституте. При недостатке учебной литературы особое внимание в работе со студентами он отводил методике и владению источниковедческим анализом. Вместе со студентами как руководитель кpаеведческого кружка он проводил полевые исследования, экскурсии по городу, выступал с публичными лекциями.
Научно-исследовательская работа старшего научного сотрудника П.И. Луппова в этот период была связана с открытым в 1922 г. в Вятке НИИ краеведения, где он трудился до 1941 г., а также с руководимым им с 1923 г. Вятским историческим обществом. До ликвидации общества в 1930 г. в ходе разгрома краеведения советской властью в первой половине 1930-х гг. П.И. Луппов подготовил 32 доклада по всем темам своей научной работы. С 1925 г. готовился к написанию обобщающей истории удмуртского народа, посетив архивы всех бывших губернских столиц и уездных городов. В поисках необходимых данных уже в почтенном возрасте объездил все Прикамье и Приуралье, другие регионы страны, собирая архивные и полевые материалы по удмуртам и другим народам. В итоге 12-летней работы получился обширный свод различных документов (111 единиц) по истории ХV-ХVII вв. в пяти главах - ценный источник по истории, географии, экономике, изданный в 1958 г. уже после смерти ученого. В планах ученого значились составление историко-археологического очерка ВАО, история русской колонизации края, вятских городов и сел, политической ссылки (13 опубликованных работ на эту тему), организация преподавания краеведения, дальнейшее изучение истории удмуртов, ряд публикаций и методических разработок, консультации коллег и педагогов со всей страны для достижения главной цели всей многосторонней деятельности - широкой, планомерной, коллективной работы по исследованию местного края. Многие из этих начинаний так и не воплотились в результаты.
В сложных условиях советского периода 1930-1940-х гг. П.Н. Луппов продолжал, несмотря на все трудности, жить своей работой, писать локальную историю - «Исторический очерк Вятского края» (1929). Очерк отличали как всегда солидная источниковая база, системность и доступность изложения, четкость периодизации, обилие фактических и методических материалов. Проблемам национально-освободительного движения удмуртов и других народов Поволжья посвящено 6 специальных работ П.Н. Луппова. Но главным делом ученого в предвоенные годы стал труд «История города Кирова. Исторический очерк города от его возникновения до Февральской революции», поданный в 1939 г. на кафедру истории СССР ЛГУ как докторская диссертация и итог более чем двадцатилетней деятельности (книга по определенным причинам издана только в 1958 г. под названием «История города Вятки»). Исследование - первый цельный очерк - содержит исторически последовательный материал о территории, населении, планировке, занятиях, торговле, управлении, образовании, медицине жителей Вятки, сопровождается объемными справочными данными на основе различных источников. В июле 1944 г. П.Н. Луппову по представлению ЛГУ присуждена ученая степень доктора исторических наук по данной рукописи без защиты диссертации. Крупнейший исследователь Bятки всегда активно сотрудничал с Удмуртским НИИ истории, языка, экономики, литературы и языка при СНК УАССР, активно публиковал в научных сборниках свои статьи и документы по истории удмуртов. 5 мая 1945 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель нayки УАССР».
В январе 1947 г. П.Н. Луппов по состоянию здоровья переехaл из Кирова к семье в Ленинград, где к лету закончил автобиографию. 2 февраля 1949 г. 82-летний ученый скончался. В списке опубликованных научных трудов, составленным им незадолго до смерти учтено 98 названий: 49 - работы об удмуртах и Удмуртии, 49 - по истории Вятского края и методике исследования, а также 29 неизданных сочинений (14 по
удмуртам и 15 по Вятке).
П.Н. Луппов - один из лучших представителей российской интеллигенции, этнограф, краевед, археограф, гуманист-просветитель. Как историк он любил темы, по которым было всегда недостаточно литературы, являясь во многих темах первопроходцем, его справедливо называют одним из первых со собирателей и создателей истории удмуртов, заложившем источниковую базу удмуртской историографии. Обрабатывая богатейший материал, он всегда обращал самое пристальное внимание на «мелочи» социальной и повседневной жизни.
Верный выбранным в юности идеалам народничества, задаче создания объективной картины истории на основе строго достоверных данных П.Н. Луппов оставил уникальный опыт архивного и статистического исследования, знания и понимания документа. Собранный им обширный исторический материал уникален для понимания удмуртской культуры и сегодня, своими трудами он опровергнул представления, что малочисленные удмурты не могли иметь своей истории.
Как истинный корректный ученый П.Н. Луппов был всегда осторожен в выводах, замечаниях, его стиль - рассказ, самостоятельные выводы предполагалось оставить читателю, за что нередко подвергался критике со стороны «настоящих» историков за сухость изложения, боязнь развернутых рассуждений. Но в этом и проявились главные качества исследователя - все внимание к фактам, стройность и обдуманность замысла, доступность, системность, тщательность, ясность повествования. Именно поэтому труды, критически проверенные П.Н. Лупповым, и опубликованные им источники могут использовать и современные историки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: