ОГСЭ.06 «Регионоведение»
ТЕМА Тема 2.1.Образование в Удмуртии.
Первые просветители и ученые Удмуртии
.
Составитель: Тройникова Е.В. преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»
Образовательные потребности: Этнографы и ученые сыграли важную роль в истории образования в Удмуртии, поэтому знать о их вкладе в развитие удмуртского народа необходимо.
Образовательные цели:
Вы должны знать
1. Этнографов и ученых Н.Н. Блинова, Г.Е. Верещагина, П.Н.Луппова, Д.К. Зеленина, Н.Е. Ончукова. Их научные открытия и подвиги.
Вы должны уметь
1. Осуществлять поиск информации по заданной теме в различных источниках (материалах средств массовой информации, учебных текстах и других источниках).
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Этнографы и ученые. Их научные открытия и подвиги.
В XVIII веке Петербургская АН осуществила ряд научных экспедиций в Поволжье. Известные учёные записали много сведений об удмуртах. Для изучения удмуртов большое значение имело создание в 1878 году при Казанском университете Общества археологии, истории и этнографии, проводившего сбор этнографического материала, его исследование и публикацию научных работ.
В конце XIX века начал свою исследовательскую деятельность первый удмуртский этнограф Григорий Верещагин.
Г.Е. Верещагин с семьей 1895 г.
Ученые XIX в. чаще всего были людьми поистине разносторонними и Г.Е. Верещагин не исключение. Он существовал как бы в нескольких измерениях: многогранный исследователь жизни (этнограф, фольклорист, лингвист), учитель. просветитель, священник, миссионер и, наконец, литератор (поэт, прозаик, драматург, создавший более 10 пьес). Он был известен далеко за пределами Удмуртии и России. Удмуртские этнографы по праву считают его тöро («старейшиной»).
|
Родился Григорий Егорович 11 октября 1851 г. в селе Полом ныне Кезского района Удмуртии в семье крестьянина. Самородок из глухого лесного края, он практически всего добился сам. Говорят, ему были доступны латынь и древнегреческий, он был сведущ и в славянской и индоевропейской мифологии. Г.Е. Верещагин был одним из первых удмуртов, получивших образование (окончил Сарапульское реальное училище). Учительствовал в земских школах в селах Сосновка, Шаркан, деревне Ляльшур Сарапульского уезда и одновременно занимался наукой, изучал жизнь, быт удмуртского и русского населения, проводил экспедиции на собственные средства.
Пожалуй, самыми значимыми его научными исследованиями были монографии «Вотяки Сосновского края» (1886 г.) и «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» (1889 г.). В этих исследованиях ученый знакомит нас с историей заселения удмуртского края, формированием исторического ландшафта села Сосновка и его окрестностей. Он дает краткую антропологическую и этнопсихологическую характеристику местных удмуртов, говорит об особенностях их материальной и духовной культуры. Причем, впервые в этнографической литературе Верещагин предпринимает попытку анализа бюджета удмуртской крестьянской семьи. Верно определив хлебопашество как основное занятие удмуртов, он отмечает важную роль охоты и пчеловодства в системе их жизнеобеспечения. Большое место в работах занимает описание верований удмуртов, приводятся тексты легенд, поверий, сказаний, говорится о значении удмуртских пусов/тамг, даются их графические изображения с названиями. Все это свидетельствует о полновесном научном исследовании. В монографии «Вотяки Сарапульского уезда…» приводятся демографические данные, первое в этнографической литературе описание рекрутской обрядности, произведения народной поэзии. Названные труды Г.Е. Верещагина по широте охвата материала представляют собой своего рода энциклопедию удмуртской народной жизни. Они были удостоены серебряных медалей Императорского Русского географического общества. а сам ученый в декабре 1888 г. был избран в сотрудники этого общества. Верещагин был дружен с Г. Потаниным, П. Семеновым-Тяньшанским, Н.Пржевальским, венгерским академиком Б. Мункачи, финскими профессорами Ю.Вихманн, У.Т.Сирелиус. В 1897 г. ученый участвовал во Всероссийской переписи населения в качестве переписчика по Глазовскому уезду.
|
Одним из важнейших моментов в его профессиональной деятельности явилось участие в судебном процессе 1894-1896 гг. «Мултанское дело» в качестве этнографа-эксперта со стороны защиты. Крестьяне-вотяки (удмурты) д. Старый Мултан были обвинены в совершении человеческих жертвоприношений. Русский писатель В.Г.Короленко и ученый Г.Е.Верещагин пытались доказать их невиновность. Ученый утверждал, что для удмуртов-язычников человеческие жертвоприношения не были характерны. Он проявил исчерпывающую осведомленность в трактовке народных обычаев и показал себя с безупречной гражданской позиции.
К выдающимся прозаическим произведениям Верещагина относится большой художественно-этнографический очерк «Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда», опубликованный в «Календаре и памятной книжке Вятской губернии на 1896 год».
|
Из верещагинских текстов берет свое начало удмуртская этнография, фольклористика, этнопсихология, этносоциология, литература. Если М.В. Ломоносова называют «русским университетом», то Григория Егоровича Верещагина можно по праву назвать целым «научно-исследовательским институтом» удмуртского народа.
Николай Николаевич Блинов.
Н. Н. Блинов родился 8 (20 по новому стилю) октября 1839 г. в селе Зашижемье Орловского уезда Вятской губернии в семье причетника. Окончив в 1861 г. Вятскую духовную семинарию, он получил назначение в село Карсовай Глазовского уезда Вятской губернии. Молодой священник уделял большое внимание просвещению удмуртского народа, добился открытия школы для удмуртских детей и составил для них азбуку («Лыдзон»), которая была издана в 1867 г. Оригинальный мыслитель, педагог-новатор, Н.Н. Блинов своей практической деятельностью и учебно-методическими пособиями оставил неповторимый след в истории российской научно-педагогической мысли.
Н.Н. Блинов разработал оригинальную звуковую методику обучения чтению. Опираясь на достижения лучших педагогов своего времени: К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, он предлагал разнообразить уроки чтения в зависимости от степени подготовленности учащихся и характера изучаемого материала
После Карсовая Николай Николаевич служил священником в церкви с. Бахта (недалеко от Вятки), где его стараниями была открыта первая в губернии школа для девочек, ресмесленные мастерские, а затем – в Нолинске, где он написал книгу «Ученье – свет» и издал сборник стихотворений, пословиц и загадок «Пчёлка» (1873). Н.Н. Блинов живо интересовался обычаями и традициями народов, проживавших в Вятской губернии. В 1860-х гг. в газете «Вятские губернские ведомости» был опубликован ряд статей, посвященных быту и нравам местного населения: «Инородцы северо-восточной части Глазовского уезда», «Заметки о пермяках Вятской губернии» и др.
В 1872 г. Н.Н. Блинов принимал участие в работе первого Всероссийского съезда народных учителей, проходившего в Москве. Там он познакомился с известными педагогами, издателями и литераторами, посетил редакции ряда газет и журналов. Активная деятельность Николай Николаевича на педагогическом и публицистическом поприще вызвала недовольство со стороны духовного правления.
В 1875 г. за либеральные взгляды и оригинальную систему преподавания священник был «выведен за штат» и, по требованию губернатора, покинул Вятскую губернию. Он уехал в Санкт-Петербург, где четыре года с большой семьей жил на случайные заработки, сотрудничая в разных газетах и журналах. Тогда же он поступил вольнослушателем на юридический факультет С.-Петербургского университета.
В 1879 г. Н.Н. Блинов вернулся в Вятскую губернию и стал священником в Сарапульском Вознесенском соборе. В это же время он возобновил свои краеведческие исследования, занимаясь также литературной работой и участвуя в культурной жизни города. 1880 г. Блинов издал книгу «К 100-летнему юбилею г. Сарапула». В 1887 г. – «Историко-статистическое описание города Сарапула, Воткинского и Ижевского заводов». В 1888 г. в сарапульской типографии А.Л. Пойловой было издано одно из немногих художественных произведений Н.Н. Блинова – драматический эскиз «Свет и во тьме светит!», в основу которого легли реальные события, произошедшие в одной из деревень Сарапульского уезда.
В 1895 г. Н.Н. Блинов был переведён из Сарапула в село Бемыж, где проживало, в основном, удмуртское население. Его, как этнографа и историка, глубоко интересовали бытовавшие в удмуртской среде обычаи и религиозные пережитки. Эти наблюдения легли в основу его книги «Языческий культ вотяков» (1898), один экземпляр которой автор подарил писателю В.Г. Короленко, выступавшему на Мултанском процессе. Разгорелась дискуссия между двумя писателями, которую подхватили газеты, распространяя клевету на священника. Этнографа, тщательно изучавшего быт удмуртов, написавшего первую удмуртскую азбуку, открывшему школы в удмуртских селах, несправедливо обвинили во вражде к удмуртам. Таким образом священник попал в опалу на много лет. Последовал очередной перевод Блинова в другой сельский приход. Так он несколько лет попал со своей большой семьёй, в которой было 11 детей, в г. Орлове Вятской губернии. В начале ХХ в. 70-летний Н.Н. Блинов вышел в отставку и вернулся в Сарапул, где вновь занялся краеведческой работой. Николай Николаевич Блинов искренне любил Сарапул, что отразилось на страницах его книг, посвященных городу. Он выпустил книгу «Сарапул. Исторический очерк» (1887), книгу очерков «Сарапул и Среднее Прикамье. Былое и современное» (1908), «Памятные книжки города Сарапула» на 1911 и 1912 гг., а также издал книгу о Надежде Андреевне Дуровой «Кавалерист-девица Дурова – Чернова – Александров» (1912).В «Известиях Сарапульского земского музея» Н.Н. Блинов помещает ряд статей и заметок: «Сарапульская старина» (1913), «Первые пароходы на реке Каме» (1914), этнографический очерк «Лапти», исторический очерк «Заселение Закамья» (1914). Последняя его статья: «Церковь на Старцевой горе в Сарапуле» была опубликована на страницах первого выпуска «Известий Общества изучения Прикамского края» незадолго до его смерти, в 1917 г.Н.Н. Блинов скончался в Сарапуле 31 декабря 1917 г. (13 января 1918 г.).Н.Н. Блинов являлся действительным членом Вятского губернского статистического комитета, почетным членом Нижегородского губернского статистического комитета, действительным членом Императорского Русского географического общества и лауреатом его бронзовой медали за этнографические труды, лауреатом золотой медали – премии графа П.Д. Киселёва за труды о земской службе, делегатом первого Всероссийского съезда учителей, председателем Совета Общества попечения об убежище для бедных детей в Сарапуле, членом Попечительного комитета Публичной библиотеки Сарапульского земства, членом Совета Сарапульского земского музея и его сотрудником, членом Литературного Фонда России. Многосторонняя деятельность Н.Н. Блинова заслужила высокую оценку современников. Автор «Критико-биографического словаря русских писателей и учёных» С.А.Венгеров так отзывался о Н.Н.Блинове: «Таким людям редко живётся спокойно… Но они не падают духом, не отступают, не молчат… а кипятятся, волнуются и работают без отдыха, движимые какой-то фанатической верой в торжество добра и справедливости».