АНАЛИЗ ПРЕЖДЕОСВЕЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ П.Г. ЧЕСНОКОВА




РЕФЕРАТ

«Соотношение духовных и светских жанров в творчестве Павла Григорьевича Чеснокова»

Выполнил студент группы ФИС/БЗ 184 Направление подготовки   Профиль подготовки   Форма обучения Научный руководитель Яркова Полина (подпись) (дата) 53.03.02   Музыкально-инструментальное искусство заочная Профессор – Щирин Д.В.

(подпись) (дата))

 

 

Санкт-Петербург, 2020 г..

 

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

ПАВЛА ГРИГОРЬЕВИЧА ЧЕСНОКОВА.

Павел Григорьевич Чесноков родился в 1877 году в рабочем посёлке Московской губернии. Отец его был регентом в местной церкви. С самого раннего детства отец стал брать маленького сына на службу – так начиналось приобщение к христианской вере, церковной музыке. В семье Чесноковых росло десять детей (две сестры и восемь братьев), доход был очень невелик, и отец считал удачным во всех отношениях определение пяти сыновей в Синодальное училище. Это было практически единственное бесплатное учебное заведение, учащиеся которого находились на полном обеспечении и постоянно жили в училище. В годы поступления в училище Павлом Григорьевичем, оно было преобразовано в среднее музыкальное (восемь лет обучения).

В 1895 году Чесноков заканчивает с золотой медалью Синодальное училище. Это заведение имело огромное влияние на жизнь и воспитание будущего композитора. Учебный год и вся жизнь училища строилась в соответствии с церковным календарём. С 7 августа начиналась ежедневная спевка к главному празднику Успенского собора – Дню Успения Пресвятой Богородицы. 1 сентября было начало учебного года и начало церковного года одновременно. Учёба переплеталась со службами в Успенском соборе. Чесноков прошёл путь от ученика до преподавателя Синодального училища. Он на всю жизнь остался благодарен своему училищу и особенно своему учителю и другу – Степану Васильевичу Смоленскому, который был директором этого учебного заведения. Смоленский рано заметил. «берёг и лелеял» нарождающийся талант. Уже в двадцать лет о Павле Чеснокове появилась первая заметка в «Московском листке»: «Господин Чесноков – талантливый юноша, обе его вещи – «Херувимская» и «Достойно есть» - обнаруживают композиторские способности и желаемые национальные направления».

Павел Григорьевич продолжает заниматься образованием, и начинает заниматься композицией сначала с Михаилом Михайловичем Ипполитовым – Ивановым, а затем с Сергеем Ивановичем Танеевым. Будучи уже регентом и автором большого количества духовных сочинений, в 36 лет он поступает в Московскую консерваторию (в класс композиции С.Василенко). В 1917 году Павел Григорьевич получает диплом сразу по двум специальностям: композиции и дирижировании.

МУЗЫКА ПАВЛА ЧЕСНОКОВА

Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка. Павел Григорьевич Чесноков создал более 500 хоровых произведений, духовных сочинений и переложений традиционных распевов, обработок. Более важных для себя Павел Григорьевич считал духовные произведения, которые составляют большую часть его творческого наследия. Ещё в детстве он постиг значение хорового пения в храме: и считал, что хор – это сердце и уста молящего человека. В творческой биографии несколько дат являются особенно плодотворными: 1912 год – 7 опусов. 1916 год – «Во дни брани», «Последование молебного пения ко Господу Богу певаемого во время брани против супостатов», Всенощная и литургия, посвящённые Каютову – написаны для поддержания духа людей в третий год войны. Из 56 опусов композитора 38 являются духовными и охватывают почти весь круг церковного богослужения. Чеснокову принадлежат 7 литургий, 4 всенощные, 2 Панихиды, песнопения, отпевания мирян, многочисленные гармонизации различных старинных напевов (например, знаменных). Исполнять хоровые произведения Чеснокова сложно – они имеют свой духовный «строй». Его сочинения очень эмоциональны, часто исполняются в концертах, но, тем не менее, наиболее органично такие произведения звучат в церкви. «Чесноков звучит в храмах много, и это не случайно. Это уникальная фигура среди композиторов церковной музыки, потому что он сочетал очень хорошее академическое образование с высочайшей композиторской техникой. В то же время, происходя из семьи потомственных регентов, он с детства был в храме, служил певчим и очень хорошо знал прикладную церковную традицию. Он тонко чувствовал богослужение. Музыка его чрезвычайно глубока по своей духовности». (Мария Насонова – регент храма в Москве, кандидат искусствоведения).

Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева. Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня.

В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) — более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова — переложение тех же произведений для смешанного состава.

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основ­ных направлений: светского и духовного, церковного. Светская му­зыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка всегда была связана с богослужением. Первые профессиональные музыканты — композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) — вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах мо­нархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви. Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. Светская музыка. С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инст­рументальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви.


АНАЛИЗ «КРЕСТЬЯНСКОЙ ПИРУШКИ» П.Г. ЧЕСНОКОВА

Ворота тесовы Растворилися,

На конях, на санях Гости въехали;

Им хозяин с женой Низко кланялись,

Со двора повели В светлу горенку. Перед Спасом святым Гости молятся;

За дубовы столы, За набраные,

На сосновых скамьях Сели званые.

На столах кур, гусей Много жареных,

Пирогов, ветчины Блюда полные.

Бахромой, кисеей Принаряжена, Молодая жена, Чернобровая, Обходила подруг С поцелуями,

Разносила гостям Чашу горькова;

Сам хозяин за ней Брагой хмельною

Из ковшей вырезных Родных потчует;

А хозяйская дочь Медом сыченым

Обносила кругом С лаской девичьей.

Гости пьют и едят, Речи гуторят: Про хлеба, про покос,

Про старинушку;

Как­то бог и господь Хлеб уродит нам? Как­то сено в степи Будет зелено?

Гости пьют и едят, Забавляются От вечерней зари До полуночи.

По селу петухи Перекликнулись; Призатих говор, шум В темной горенке;

От ворот поворот Виден по снегу.

21 сентября 1830г

В 1846 г. вышло в свет подготовленное В. Г. Белинским посмертное собрание сочинений Кольцова. Текст произведения был изменен, у А.В. Кольцова это стихотворение называется «Сельская пирушка». 1830 в текст произведения внесены некоторые изменения в 1ч. 3 предложения: вместо слов «Все в нарядах цветных разубранные…» слова «Перед спасом святым гости молятся…» А так же в 3ч. Вместо слов «Както в поле у нас хлеб уродится?» стоят слова в оригинале «Както Бог и Господь хлеб уродит нам?».

Основу идейнохудожественного содержания данного хора составляет зарисовка жизни и быта крестьян, в частности – пир, на который «на санях», «на конях» съезжались гости. Это не трудовые будни крестьян, а крестьянский праздник приуроченный, может быть, к завершению полевых работ, но так, как упоминается, что событие происходит зимой, то может быть пирушка приурочена к церковному празднику.

Музыкальная форма хора сложная трехчастная. Начинается данная сцена с фортепианного проигрыша, уже во вступление заложен основной характер данного хора, в нем идет постоянное развитие не только литературного, но и музыкального текста. Основные черты данного хора – это большая распевность интонационной линии, скачки в мелодии на границах фраз. Ритм хоровых партий, в целом, основан на ровном движении восьмых. Ритмический рисунок подчинен слову и движение идет, в основном, восьмыми, а остановки согласованы с речевой интонацией. Фактура изложения хора гомофонно-гармоническая с элементами имитационной полифонии. Хор исполняется в динамике от ррр до f, что придает картине пирующих крестьян – движение и жизнь. Кульминация звучит на f. Композитор использует подвижные оттенки crescendo и diminuendo, что связано со смыслообразующими акцентами в литературном тексте. Фортепианное сопровождение здесь гармонически поддерживает хор на протяжении всего исполнения; - дублирует хор; изобразительные приемы.

«Крестьянская пирушка» написана для женского, четырехголосного хора. Метроритмический ансамбль основывается на едином ощущении метра и ритма всеми участниками хора. Данное произведение выдержано в разном темпе, оттого так сложно с первого прослушивания уловить точный пульс произведения. Произведение исполняется напевно, на legato, без потерь динамической нюансировки. Исполнение данного произведения требует владения техническими навыками, тонкой музыкальностью, эмоциональной подвижностью и высоким вокальным и общекультурным уровнем.

 

АНАЛИЗ ПРЕЖДЕОСВЕЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ П.Г. ЧЕСНОКОВА

Литургия Преждеосвященных Даров — богослужение, совершаемое Великим постом для причащения верующих в те дни, когда по Уставу не может совершаться полная литургия. Литургия Преждеосвященных Даров является неполной, так как в ней отсутствует главная часть — таинство Евхаристии. Согласно церковным постановлениям, Преждеосвященная Литургия служится только в строго установленные дни. Но исторически практика менялась. Студийский

устав, регламентировавший богослужение Русской Церкви до XIV в., предполагал ее совершение во все будние дни Великого поста. Принятый впоследствии Русской Церковью Иерусалимский устав предписывает отправлять Литургию Преждеосвященных Даров только в среду и пятницу Великого поста, начиная от первой седмицы и заканчивая шестой седмицей, а также в четверг пятой седмицы (Четверг Великого канона), в первые три дня Страстной седмицы, дни памяти полиелейных или бденных святых, и в дни храмовых праздников. Таким образом, в богослужебной практике последних веков эта служба, привязанная к определенному временному периоду — строгому, аскетическому времени Великого поста, — совершается ограниченное число раз.

Ситуация поста провоцировала композиторов к стилистической сдержанности, подчинению музыкального языка общей строгости чинопоследования, в котором чтение Псалтири и других богослужебных текстов значительно преобладает над пением.

 

Все композиторы Нового направления начинают свои циклы с чина Изобразительных. Однако последование Изобразительных не входит в состав Литургии Преждеосвященных Даров, а предваряет ее. Это одно из богослужений суточного круга, в будние дни Великого поста совершаемое после 9-го часа. Великопостные Изобразительны начинаются с заповедей блаженства, исполняемых особым образом. Как это принято в литургической традиции, сами заповеди предваряются словами благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (Лк 23. 42). Отличие постовых Изобразительных в том, что эти слова повторяются затем после каждого стиха в качестве припева «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»2. В конце песнопения припев с кратким текстовым изменением исполняется трижды, каждый раз с земным поклоном духовенства и всех молящихся. Подчеркивая важность этих заключительных припевов

 

Литургия Преждеосвященных, ор. 24 П. Г. Чеснокова написана для смешанного хора. Она создавалась для богослужебного, а не концертного исполнения. Здесь присутствуют все певческие моменты чина, включая ектении и даже ряд прокимнов, предлагаемых на выбор. Исключена только основная изменяемая часть — стихиры дня. Судя по составу прокимнов — среда и пятница Первой седмицы Великого поста, а также Понедельник, Вторник и Среда Страстной седмицы, — Чесноков предназначал свой цикл для исполнения именно в эти дни, как наиболее торжественные дни совершения Преждеосвященной Литургии. Оглавление, предваряющее цикл, включает 9 номеров. Они соответствуют структурно крупным разделам службы.

1. Во царствии твоем. Заключение изобразительных.

2. Великая ектения. Кафизмы.

3. Малая ектения.

4. Свете тихий.

5. Прокимны.

6. Да исправится молитва моя. Ектении.

7. Херувимская песнь: Ныне силы. Ектения.

8. Отче наш. От «Отче наш» до Причастна.

9. Причастен: Вкусите и видите. Заключение.

 

Первый номер («Во царствии Твоем») представляет собой здесь только торжественное хоровое окончание Блаженных, в котором большая роль отдана октавному унисону низких голосов, стилизующих знаменный распев, и длинным педалям у дискантов divisi на слове «Помяни». Это похоже на своего рода величественное введение в Литургию, настраивающее на молитвенный дух древнего пения. Сам же текст заповедей блаженства композитор, видимо, мыслил в привычном обиходном звучании.

В № 4 «Свете тихий»: «поем Отца, поем и Сына». Это песнопение состоит из четырех музыкальных фраз. Первая, аккордового склада, использует эффект хорового crescendo, с кульминацией на обращении «Иисусе Христе». Кульминация достигается нарастанием звучности хоровых партий (расходящееся расширение тесситуры голосов с применением divisi), усилением динамики, а также растущей гармонической неустойчивостью. Первая фраза выполняет роль экспозиции. Вторая и третья, как бы разрабатывающие ее идею, основаны на чередовании хоровых реплик двух групп голосов, которые только в каденциях (на словах «и Святаго Духа Бога») сходятся в гармоническую вертикаль tutti. В кульминационной третьей фразе («Достоин еси...») группировка голосов меняется. Последняя заключительная фраза является варьированной репризой («Сыне Божий живот даяй...») с динамически зеркальным завершением. Фактурное решение здесь очень разнообразно, но музыка воспринимается цельно. Известный № 6 из этой Литургии — великий прокимен «Да исправится молитва моя». Чесноков отводит здесь роль чтеца, исполняющего стихи, солирующему альту, которого сопровождает хоровой аккомпанемент, скандирующий лишь отдельные, в основном начальные слова стиха Речитативный хоровой припев основан на ритме и интонациях солиста.

«Ныне силы Небесныя» (№ 7). Песнопение открывает мелодия в октавном унисоне первых теноров и басов на фоне выдержанного квинтового тона тоже в октавном унисоне — сопрано, альты, вторые тенора.

«Отче наш» (№ 8) решено неожиданно. В Молитве Господней сохранена традиционная для нее сдержанность и хоровой (общинный) принцип исполнения. Но Чесноков поручает ее октавному унисону альтов и вторых теноров (своего рода хоровой монолог-речитация) на фоне остального хора, который с небольшим сдвигом во времени и упрощенно, почти «читком» (как антифон-эхо) вторит унисону. Сливаются участники пения лишь в кульминации на словах «яко же и мы оставляем должником нашим», но еще и на начальных словах молитвы. Причастный стих «Вкусите и видите» (№ 9) построен на интонациях херувимской песни, однако, в отличие от распространенной практики, это не точное повторение мелодического материала первого песнопения, а развитие тех же интонаций в новом ракурсе.

В заключительных песнопениях Литургии («Благословлю Господа на всякое время») Чесноков использует в качестве мелодической основы традиционный для этого текста обиходный напев 8-го гласа (стихирный напев). Ектении, повторяясь, составляют подобие музыкального рефрена, служащего объединению цикла, что прямо соответствует обиходной традиции Преждеосвященной Литургии, в которой важную объединяющую роль выполняет именно единый постовой напев ектений.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ​​​​​​​

1. Словарь «Русская духовная музыка».

2. «Духовно-музыкальное наследие представителя нового направления русской уховной музыки П.Г. Чеснокова» Борисова Е.Ю., Погорелова Н.Ю.

3. https://www.krugosvet.ru

4. http:www.baltwillinfo.com

5. Н. С. Марьясина. Богослужение Литургии Преждеосвященных Даров в творчестве композиторов Нового направления (19-20вв)Когда Храм был разрушен, Павел Григорьевич был настолько потрясён этим. Что перестал писать музыку. Он дал своеобразный обет молчания; как композитор, он умер вместе с Храмом Христа Спасителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: