Масштабность и пропорции.




Понятие масштабности пришло в дизайн и декорирование из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Оно основано на сопоставлении величины рассматриваемого предмета и наших представлений об этой величине. Оказывается, что произвольно увеличивать или уменьшать изделие, имеющее какой-либо функциональный или художественно-эстетический смысл, нельзя.

Человеку свойственно стремление связывать все создаваемое им с определенной величиной. Отклонение от этого вызывает внутренний протест, а вместе с ним и эстетическую неудовлетворенность. Истоки этого, как считают многие исследователи, в свойственном сознанию человека внутреннем "мериле" величин.

В композиционном, художественном значении масштаб представляет собой соразмерность, выраженную в зрительном соответствии формы человеку. В принципе композиционный масштаб так же, как любое средство гармонизации, подчинен раскрытию художественной идеи, заключенной в форме. «Человек есть мера всех вещей» – такая фраза высечена на мраморе Дельфийского храма.

Все, что создает человек, он делает для себя и по себе. Зачастую, увидев вживую ранее знакомые нам по репродукциям и фотографиям картины, скульптуры, архитектурные сооружения, мы начинаем воспринимать совершенно по-другому. Это происходит вследствие хорошо найденного автором размера произведения, который выражается относительной величиной самого произведения и его деталей, колористическим и фактурным решением. Касается это не только станкового искусства и архитектуры. Все это относится и к декоративно - прикладному искусству.

Дело в том, что о форме, взятой как таковой без сравнения или сопоставления с другими деталями композиции, нельзя сказать ничего определенного относительно ее размера. И круг, и квадрат, и любая другая фигура могут быть оценены лишь в связи с примыкающими или заполняющими их деталями, о которых уже что-то известно. Так, их величину можно оценить исходя из рисунка текстуры дерева или размеров креплений, шурупов, шпилек, фурнитуры и т. п.

Учитывая, что предмет должен оцениваться глазом с единого обзора, а не по частям, причем этот единый зрительный охват должен одинаково оценить как общее построение, т. е. структуру предмета, так и детали, и следует выбирать размер входящих в композицию элементов.

Так, на ящике шкатулки, рассматриваемой на близком расстоянии, и на ящике, большого комода детали могут быть схожими по форме, но обязательно должны быть разными по величине. Сделать комод в таком же мелком наборе, как и шкатулку, и, наоборот, шкатулку отделать так же крупно, как комод, будет неверно. Предметы потеряют масштабность, т. е. станут по внешнему виду в неподобающее им относительно человека положение. Этим объясняется важность масштабности композиционного решения.

Все средства и приемы, используемые при создании композиции, не дадут должного эффекта, если общее решение будет немасштабным.

Итак, масштабностью называется соотносительность размеров предмета и его деталей к человеку. Рассматривая дом, мы видим детали, сопоставляемые с человеком, – окна, двери, лестницы. По этим деталям мы и определяем размер дома.

Я долго думала, как же лучше вам объяснить понятие масштабности в композиции, так как его смысл отличается от того содержания, которое мы вкладываем в это слово в обыденной жизни и, мне кажется, нашла очень наглядный пример. Представьте себе многоэтажный дом. Высота его равна 30 метрам. В этом доме есть все, что нужно для человека: двери, окна, лестницы. Если мы уменьшим дом в пять раз по всем его размерам, то он не превратится в такой же дом высотой пять метров. Вместе с его общими габаритами в пять раз уменьшатся размеры окон, дверей, лестниц. Жить в таком доме будет невозможно. Это уже будет игрушечный дом. Также и с предметами интерьера. Заготовка мини-комода – это не уменьшенная пропорционально в два раза копия большого комода. Размеры ящиков, ручек должны все равно быть сопоставимыми для человека, если мы просто пропорционально уменьшаем размеры комода, то получаем не мини-комод для хранения украшений, а комод для кукол.

А теперь посмотрим на обратное превращение - увеличиваем мини - комод:

В увеличенном виде, не смотря на размеры обычного комода, он выглядит гигантским и несуразным.

.

 

Предметы интерьера, которые мы с вами декорируем, находятся в непосредственном контакте с человеком, и это определяет их размеры, форму структурных частей и общий облик. Кроме того, эти части находятся в интерьере и должны гармонично в него вписываться. Необходимо найти такие членения, пропорции и размеры деталей и общего целого, чтобы они одновременно подходили и к интерьеру, и к человеку. Даже в случаях, когда предмет изготовляется вне конкретного интерьера, надо представлять себе его окружение и учитывать эти факторы при работе.

Достижение надлежащей масштабности композиции относится к наиболее трудному ее разделу. Здесь нельзя дать прямых указаний на выбор соотносительных размеров деталей и целого. Все зависит от наличия и развития пространственного видения. Определению масштабности и, следовательно, выбору размеров деталей помогает изображение человека или обстановки, для которой разрабатывается предмет. Наиболее характерной ошибкой при определении масштабности является грубость форм, тяжеловесность и примитивность общей композиции.

Если говорить о декупаже, то наиболее частая ошибка – это увеличение масштаба картинки до противоестественно большого. При этом такая картинка может быть даже удачно вписана в размер декорируемой поверхности:

Обратите внимание, насколько противоестественно выглядят ботанические зарисовки трав, наклеенные на дверки кухонных шкафчиков.

А эти комоды задекорированы с помощью аналогичных мотивов уже более гармонично, причина в изменении масштаба мотивов:

Надо помнить, что изменение масштабности предмета связано также с характером его деталировки.

Для крупномасштабных произведений характерен большой лаконизм форм, крупные членения, что придает им впечатление монументальности. Камерные, мелкомасштабные формы отличаются большим количеством членений, насыщены деталями. Благодаря этому они производят впечатление легкости и изящества. Таким образом, художник с помощью членений и детализации может придать композиции черты монументальности и силы или же, в зависимости от назначения и образного содержания, сделать ее легкой, камерной.

Наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере предметов интерьера, мебели.

 

 

 

Неправильно найденный масштаб декора может оказаться слишком «тяжелым» для восприятия человека, разрушающим цельность, пропорциональность, художественную значимость. А подчас приводит к неправильному восприятию всего помещения:

Использование излишне крупного размера картинки (фото-печати) на фасаде кухни превратило жилое помещение в кафе с рекламой мороженного.

И наоборот, «измельченность» тоже может повлечь за собой уничтожение художественного образа, то, к чему так стремится в своем творчестве художник.

На фото выше мы видим пример декупажной работы – декорирование тумбочки кусочками салфеток. Излишнее членение вкупе с яркостью цветового решения, при этом лишенное какого-то ритмического шага. Такой, с позволения сказать, коллаж никаких ощущений, кроме ряби в глазах, не вызывает. А как вы считаете?

На этот комод смотреть уже немного легче, но все же подобное членение на множество фрагментов должно сопровождаться тщательным подбором цвета, чего автором сделано не было.

Обратите внимание, насколько гармоничнее смотрятся комоды, в которых при довольно большом количестве элементов найдены удачные цветовые решения

 

Третий пример неудачного масштабирования:

А этот комод декорировали мотивами с очень мелкими деталями, несопоставимыми с размером изделия. Кроме того, само их расположение вызывает ощущение того, что мотивы обрезаны по горизонтали. Если бы они доходили до края ящика, это было бы не так заметно, а так будто по линейке провели невидимую черту.

Для того, чтобы можно было лучше усвоить ь материал, я нашла для вас несколько вариантов декорирования одной заготовки, сделанных разными мастерами:

1. Это сама заготовка.

А это примеры ее декорирования:

Рисунок 1

 

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

 

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Сама по себе заготовка не идеальной формы, если не сказать больше. Без декорирования с использованием тщательно продуманной композиции такая вещь вряд ли украсит чей-то интерьер. Давайте попробуем разобраться, кто из мастеров справился с этой задачей. Сейчас опять-таки не будем говорить о качестве исполнения, техническом мастерстве, обсуждаем только композиционное решение.

Прежде чем читать мое обсуждение каждой из них, внимательно рассмотрите каждую из этих работ и сформируйте свое мнение.

На мой взгляд, первое место я бы отдала 2-м работам - на рисунке 3 и на рисунке 9.

Бюро №3. Использование мотива с вертикальными линиями домов расчленило плоскость крышки бюро, в результате чего она перестала казаться массивной и непропорционально большой. Классический орнамент с листьями на нижней части в той же цветовой гамме сочетается с архитектурными формами на основном мотиве и подчеркивает общее стилевое решение. Аналогичный прием использован автором бюро №9.

Второе место – это бюро на рисунке 1.

Лежащие под разными углами листы с нотами и розы также выполняют функцию своеобразного визуального деления плоскости на несколько частей, что касается объемного орнамента на нижней части – то он, достаточно нейтрален и, во всяком случае, не портит впечатления, хотя и не добавляет какой-то выразительности. Единственный момент цвет роз в правом верхнем углу – холодный, а два других - теплый, хотя, возможно это искажение на фото в результате отсвечивания окружающих предметов, так бывает.

Третье место - бюро под номером 6.

У шестого бюро плоскость крышки смотрится как большое полотно, визуального деления практически нет, форма заготовки симметричная, требует равновесия элементов, размещенных по обеим сторонам воображаемой оси. Розовый букет слева недостаточно уравновешен вторым букетом в нижнем правом углу, так как он менее яркий. Цветовое решение вполне гармоничное – использованы холодные розовые и серые тона.

Четвертое место – это бюро на рисунке – вся поверхность выполнена в технике точечной росписи и выкрашена в теплый белый цвет. Это декорирование практически никак не меняет наше восприятие от формы заготовки, в смысле масштабирования никаких шагов автор не предпринял, Однако цветовое и фактурное решение таково, что даже в таком виде оно может вписаться в определенный интерьер, поскольку никак не цепляет глаз, оно абсолютно нейтрально.

Идем дальше.

Пятое место - бюро под номером 8.

Не смотря на множество мелких элементов членение большой плоскости не произошло. Дело в том, что при значительном уменьшении членений и увеличении их числа они перестают влиять на восприятие размера, и форма вновь приобретает первоначальную целостность. Кроме того отсутствуют главные и второстепенные элементы, центр никак не выделен. Поэтому композиция на крышке смотрится как фоновая. Хотя цветовое решение довольно неплохое, цвет морилки гармонирует с цветами мотива.

Шестое место - бюро на рисунке 7

Мастер попытался изменить масштаб крышки, разместив мотив в центре, ограничив его по бокам и сверху рамкой из орнамента. Масштаб действительно изменился, но ….

Никогда не делайте такую композицию, и если уж начали делать рамку, то она должна быть закончена (если, конечно это не коллаж, в котором допускаются ффрагменты элементов). Смотрим дальше.

С точки зрения формальной композиции тоже все плохо. Применим правило третей. Один из главных элементов картины – молодой человек – практически не попал ни на одну из линий и точек их пересечения. Это произошло скорее всего потому, что рамка обрезала часть сюжета и все визуальные центры сместились.

Седьмое место - бюро номер 5.

Мастер попытался изменить масштаб крышки, но сделал это как-то очень неудачно. Открывающуюся часть выделил красным цветом. Металлический орнамент цвета червонного золота по краям заходит на углы и почему-то обрывается. В центре расположился герб со львом (бронза или светлое золото) вокруг которого наклеена гирлянда, выполненная графическим способом. Все это венчает классический вензель цвета червонного золота. В довершении ко всему боковина разделена на две части: наклеенный углом орнамент в стиле барокко и объемный сетчатый орнамент с ромбами в виде треугольника.

Жуткий винегрет с претензией на роскошь и величие.

Восьмое почетное место в рейтиге заняло бюро под номером 2.

По-моему автор особо не парился по поводу формы заготовки, комментировать в принципе нечего, мастер, по-моему, больше экспериментировал с кракелюром, чем думал о композиции.

Хотя не могу не удержаться, чтобы не дать совет: на таком коврике можно фотографировать только кактусы. Изделие в стиле шебби смотрится на этом фоне как-то инородно.

Закончила рейтинг и нашла еще одну работу. Она, правда, выполнена на несколько отличающейся заготовке:

Мне она показалась весьма выразительной, автору удалось очень интересно вписать в предложенную форму сюжет картины, и сразу вспомнился Гауди со своими архитектурными формами. Хотелось бы услышать ваше мнение.

А теперь посмотрите на примеры декорирования сходных форм (бюро и секретеры) мастерами – мебельщиками разных стилей и эпох.

 

 

 

Обратите внимание на масштаб и пропорции этих произведений. Как мастерски выполнено членение и детализация фронтальной плоскости (крышки) бюро.

 

Мы подошли к исследованию еще одного средства гармонизации композиции – пропорциональности.

Пропорции - это одно из классических средств композиции, с помощью которого достигается организованность формы. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой. Как бы ни были хороши детали изделия сами по себе, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы.

Пропорции интересовали художников во все времена. О пропорциях как средстве гармонизации формы написано, пожалуй, больше, чем обо всех других, вместе взятых. Исследованию пропорций посвящали свои труды ученые, зодчие и художники античности и эпохи Ренессанса (Витрувий, Палладио, Виньола, Серлио и многие другие). Знали силу этого средства и в совершенстве владели им многие мастера-ремесленники. Формы вещей XIV—XV вв. и более позднего времени нередко поражают совершенством своих пропорций.

Без пропорций немыслимы процесс гармонизации композиции. Вольно или невольно, интуитивно или с помощью математических расчетов и геометрических построений художник, создавая композицию, оперирует теми или иными отношениями элементов композиции между собой и с целым. Каждое здание жилого или общественного назначения, каждое промышленное изделие имеет свои пропорции. Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине. Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. В противном случае пропорции нарушаются. Размерные отношения элементов формы — это та основа, на которой строится вся композиция. Как бы ни были сами по себе хороши детали изделия, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы. Пропорции имеют большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым.

 

Выразительными или гармоничными пропорциями могут обладать как статуя, архитектурное сооружение, книжная обложка, так и объект дизайна. Пропорции — одно из составляющих выразительности объекта, они как-то обозначают его характер. Поэтому пропорционирование, т. е. приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй, является средством гармонизации.

В практике встречаются в основном два вида пропорциональных отношений - арифметические (целочисленные пропорции) и геометрические (иррациональные пропорции). Простые арифметические пропорции можно выразить в целых числах. Среди геометрических фигур с простыми целочисленными отношениями сторон - квадрат (1:1), прямоугольник в два квадрата (1:2).

Особый интерес представляет прямоугольный треугольник с отношениями сторон 3:4:5.

 

В Древнем Египте этот треугольник считался священным. С одной стороны, он использовался египтянами как основа пропорционального строя при возведении пирамид и храмов, с другой - оказывал практическую помощь в самом процессе строительства. Посредством этого треугольника можно было легко определить и наметить прямой угол, что было достаточно важно для древнего строителя. Для этого надо было отметить узелками на шнуре двенадцать одинаковых членений и. натянув его в трех точках с интервалами 3, 4, 5, получить прямой угол.

Сочетание различных геометрически подобных элементов дает следующие виды пропорциональных отношений:

  • арифметические пропорции типа Н2 – Н1 = Н3 – Н2 и т. д.;
  • геометрические пропорции, или пропорции, которые иногда называются непрерывными, когда один из членов одного ряда обязательно повторяется в другом: Н1: Н2 = Н2: Н3 и т. д. Н2 является здесь средней пропорциональной величиной.

Существуют, таким образом, различные виды пропорциональных отношений, начиная от самых простых арифметических пропорций и кончая довольно сложными геометрическими пропорциями. Ихочень много, но все они являются результатом подобия различных типов геометрических фигур, т. е. сочетания каких-то трех линейных величин этих фигур.

Немного особняком стоит геометрическая пропорция, которая получила название «золотого сечения». О золотом сечении мы говорили на самых первых уроках. Если кто-то захочет изучить эту тему подробнее, напишите, я посвящу ей отдельный урок. А сейчас очень коротко. Золотое число Ф = 1,6180339..., которое называется еще «золотым сечением» или «золотой пропорцией», возникающей как результат решения геометрической задачи о делении отрезка в крайнем и среднем отношении, то есть делении отрезка на две неравные части таким образом, чтобы отношение большей части к меньшей равнялось бы отношению всего отрезка к большей.

Единство пропорционального строя определяется наличием подобий. Без подобия нет пропорций в классическом понимании этого термина. В связи с этим при пропорционировании создаваемых композиций и исследовании уже существующих произведений широко применяется метод геометрического подобия фигур. Геометрическому подобию фигур, например прямоугольника, всегда сопутствует простейшая пропорция а:б = а:в. При этом, если прямоугольники подобны, их диагонали будут параллельными или же перпендикулярными друг другу.

В первом случае оба прямоугольника будут одновременно расположены по вертикали или по горизонтали, во втором случае один прямоугольник располагается по вертикали, другой имеет горизонтальную направленность. Таким образом, если мы находим на фронтальном изображении объекта системы параллельных и перпендикулярных линий, являющихся диагоналями прямоугольников, в которые вписываются те или иные элементы композиции, мы можем утверждать, что в данном случае имеет место гармонизация формы на основе геометрического подобия. Это довольно просто понять наглядно. В качестве примера выбрала шкатулку-книгу Татьяны Назаренко. С таким фото проще работать, так как оно передает практически неискаженную фронтальную плоскость шкатулки.

Видите, как практически идеально вписываются все элементы в подобные прямоугольники. Небольшое расхождение отношу все-таки к незначительному искажению фотографии (углы книги слегка скошены).

Пропорции применительно к художественной деятельности предполагают сопоставление вертикальных и горизонтальных элементов в пределах определенной плоскости. Сложный предмет обычно заключают в какую-то простую фигуру-схему, например, треугольник или параллелепипед, основные линейные величины которого и должны соотноситься, создавать какой-то определенный пропорциональный ряд. В этом и заключается их соразмерность.

Нам же с вами необходимо знать не столько принципы построения пропорций, сколько уметь правильно использовать их для гармонизации формы предмета. Использование пропорциональных соотношений является очень сильным средством для получения целостной формы, так как создает твердую соразмерность отдельных линейных и объемных частей изделия. Но пропорциональность служит и решению главных, функциональных задач. Например, пропорции стола связаны с его функцией: обеденный стол или стол для переговоров целесообразнее делать квадратным, но для письменного стола, за которым сидит один человек, квадратная форма вряд ли целесообразна.

Выделяют два приема пропорционирования: соподчинение и расчленение. Соподчинение используется тогда, когда к какому-то элементу пристраивается другой, который находится в смысле соразмерности в подчинении к этому основному элементу. Расчленение используется тогда, когда имеется какой-то объект (самый простой случай – прямоугольник) и эту основную форму или плоскость надо разбить на более мелкие элементы.

В декупаже мы чаще имеем дело с приемом расчленения, хотя некоторые мастера умело объединяют заготовки, добавляя конструктивные элементы. Пропорциональные отношения могут оказывать непосредственное влияние на композицию, так как соподчинение элементов формы во многом зависит от размерных отношений. Так, пропорции выражают связи формы и конструкции, т. е. обусловливают тектонику и характер объемно-пространственной структуры. С пропорциями связаны такие важнейшие качества, как статичность и динамичность формы, ее зрительная устойчивость. На пропорциональных отношениях могут строиться контраст и нюанс соотносимых величин, ритм и метрический повтор.

Правильно найденные пропорции способствуют не только достижению гармоничной формы, но и улучшению функциональных и конструктивных показателей изделия.

В предметном мире пропорции приобретают важную роль, когда человек может их реально воспринять, когда, наблюдая предмет, он действительно соотносит какие-то величины. Мы ощущаем пропорции шкафа или холодильника, соизмеряя их высоту и ширину, величину эмблемы и дверцы. Мы ощущаем величину всего предмета по отношению к среде, в которой он находится, например высоту светильника к высоте стены.

В дизайне пропорции складываются обычно в результате корректировки уже определившейся основы. Эта основа обусловлена назначением предмета, технологией его изготовления и проч. Приведем конкретный пример. Мы находим неудовлетворительными пропорции кухонного шкафчика, продиктованные целым рядом практических соображений. Чтобы зрительно изменить эти пропорции, мы расчленяем плоскость на две неравные части и подчеркиваем это разделение контрастным цветосочетанием. Выдвигающийся ящик в верхней части шкафчика служит основой для расчленения плоскости. В другом случае это может быть горизонтальная ручка для открывания дверцы.

Чтобы лучше понять и освоить такое довольно сложное средство гармонизации, как масштаб и пропорции выполните ряд заданий.

1. На фото изображен раскладной столик для завтрака. Его размеры 530x330x240 мм. Предложите варианты декора такого столика с помощью декупажа цветочными мотивами и орнаментами.

.

А теперь разработайте проект декора стола для кухни такой же формы с размерами 1600 х 700 х 600 мм, также используя цветочные орнаменты и мотивы.

2. Какие композиционные ошибки в масштабе и пропорциях (и не только) допущены при декорировании этих предметов:

фото 1

фото 2

 

 

фото 3

фото 4

 

фото 5

 

фото 6

фото 7

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: