Создание системы обучения




На сегодняшний день в России существуют большие проблемы с обучением первой помощи. Бесплатно обучиться гражданам практически негде. Организации, проводящие платные курсы, существуют даже не во всех регионах, подходы к преподаванию в них очень различаются. В некоторых их них качество обучения сомнительное.

Потому создание доступной системы обучения первой помощи является важной государственной задачей.

Учитывая то, что обучение оказанию первой помощи касается практически всего населения Российской Федерации, система обучения должна быть простой, экономичной, массовой, унифицированной и эффективной.

Одним из направлений унификации обучения первой помощи является создание штата инструкторов первой помощи, интегрированных в систему профессиональной подготовки. В конце августа – начале сентября 2015 года был проведен первый курс подготовки инструкторов первой помощи из числа лиц, проводящих обучение профессиональных контингентов МЧС России по правилам и навыкам оказания первой помощи.

Цель курса: подготовка штата инструкторов, которые в дальнейшем будут осуществлять единообразную подготовку профессиональных контингентов МЧС России по оказанию первой помощи в объемах, утвержденных актуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с целью и задачами курса была разработана его программа. Программа была составлена таким образом, чтобы при ее освоении участники курса могли получить максимум информации, как о современных методиках оказания первой помощи, так и об особенностях подготовки обучаемых по указанному предмету. Важнейшей частью программы, отличающей ее от подобных образовательных продуктов по первой помощи, стало проведение практических занятий, посвященных отработке навыков обучения правилам оказания первой помощи, и, в том числе, способам мотивации к оказанию этой помощи. При подготовке программы были использованы материалы курсов TEACH-VIP Всемирной организации здравоохранения (курс по подготовке преподавателей, проводящих занятия по совершенствованию различных видов помощи при травмах), адаптированные для преподавания первой помощи. Также были учтены рекомендации Европейского и Российского Национального советов по реанимации, Международной Федерации Красного Креста по проведению занятий по первой помощи и по подготовке инструкторов (преподавателей) первой помощи. На основании разработанной программы было подготовлено расписание, в соответствии с которым курс подготовки занял 40 часов (5 дней по 8 часов, включая заключительное испытание).

На основании согласованной программы было разработано пособие, предназначенное для подготовки и проведения занятий по первой помощи. По структуре пособие состоит из 2-х основных разделов. Первый из них посвящен оптимальным педагогическим приемам, которые можно использовать для подготовки по первой помощи, методикам успешного обучения и контроля освоения соответствующих навыков. В этой же части описаны основные принципы проведения различных занятий (лекционных и практических). Второй раздел состоит из 4-х тем и посвящен преподаванию основ оказания первой помощи. Пособие было дополнено примерами оценочных листов и рекомендациями по проведению занятий. Информация по первой помощи, представленная в пособии, проиллюстрирована большим количеством информативных изображений (около 100 иллюстраций). В добавление к пособию был разработан и помещен на электронный носитель (DVD-диск) комплект учебно-методических материалов, который включил в себя пособие в электронном виде, презентацию лекции (в формате PowerPoint), образцы тестов, ситуационных задач и т.п., а также учебные фильмы. Данный комплект позволит инструкторам первой помощи проводить соответствующие занятия.

Участниками курса стали преподаватели учебных заведений и подразделений МЧС России из Москвы, Тулы, Санкт-Петербурга, Сургута, Омска, Тюмени, Новосибирска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Волгодонска, Краснодара, Махачкалы, Пятигорска, Вытегры, Подольска, Брянска, Симферополя, Иваново, Екатеринбурга, Воронежа. Общее количество участников курса составило 25 человек.

Первые 2 дня были посвящены изучению и отработке навыков оказания первой помощи пострадавшим. Участники курса изучали правила оказания первой помощи в соответствие с современными рекомендациями и получали наглядную информацию о том, как должны проводиться занятия по первой помощи. Это было сделано с целью дальнейшего распространения полученного ими опыта в ходе последующей подготовки профессиональных контингентов. Начиная с третьего дня, участники курса стали получать знания, позволяющие им успешно преподавать первую помощь. Вначале ими были изучены пути повышения мотивации граждан к обучению и оказанию первой помощи пострадавшим. Далее в ходе занятий были определены основные принципы успешного обучения взрослых, которые имеют некоторые отличия от обучения детей. После изучения основ обучения взрослых, участникам курса было предложено отработать навык начала проведения занятий и мотивации обучающихся. После выступления каждого участника курса оно обсуждались другими участниками с определением сильных сторон выступления, а также пунктов, которые можно было бы улучшить. Для объективизации оценки и упрощения этой процедуры участникам выдавались специально разработанные оценочные листы.

В ходе четвертого дня участниками курса с помощью преподавателей обсуждались различные формы проведения занятий. Участники получили сведения о методике и особенностях проведения лекций, практических занятий, решения ситуационных задач по первой помощи. После изучения обучающиеся делились на подгруппы. Ставилась задача провести занятие по определенной теме в различной форме (лекция, практическое занятие и т.п.) с помощью выданного им пособия «Оказание первой помощи сотрудниками МЧС России: пособие для преподавателей и инструкторов» и имеющихся в наличии учебно-методических материалов. По окончании выступления каждой подгруппы производилось его обсуждение, после которого участникам курса давались рекомендации по совершенствованию их преподавательских навыков.

Заключительный день был посвящен изучению и отработке методики контроля полученных знаний и приобретенных навыков. После практического занятия, во время которого участники курса проводили прием «условного» практического экзамена, были отработаны способы достижения качественной и объективной оценки успешности проводимого обучения, а также приемы дополнительной мотивации обучающихся к обучению и оказанию первой помощи.

Основным испытанием стало проведение участниками курса краткого занятия по первой помощи продолжительностью 20 минут в формате «открытого урока». За указанное время участники должны были продемонстрировать владение навыками использования различных форм проведения занятий по первой помощи.

После окончания курса была проведена супервизия (проведение самостоятельного занятия под контролем действующего инструктора), по результатам которой сделаны выводы и даны рекомендации.

 

Еще одной проблемой является традиция обучать первой помощи только теоретически. Несмотря на большое число публикаций и разговоров о значимости практических навыков, как правило, обучение правилам оказания первой помощи сводится к чтению лекций, а экзамен к теоретическому тестированию. Так при изучении первой помощи в автошколах в настоящее время, как правило, занятия сводятся к чтению одной лекции, а также к заучиванию правильных ответов на вопросы в тестах ГИБДД. При экзамене же на получение водительского удостоверения в настоящее время проверяются только теоретические знания по первой помощи. Однако оценить качество подготовки только по теоретическим тестам невозможно и введение практического экзамена по первой помощи является необходимым инструментом для повышения качества подготовки.

 

Заключение

Для преодоления сложившейся негативной ситуации с оказанием первой помощи в российской Федерации возникла необходимость построения системы первой помощи, о чем было сделано заключение в докладе рабочей группы Государственного совета Российской Федерации «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации». Создание системы первой помощи позволит повысить частоту и качество оказания первой помощи, что в свою очередь снизит смертность, инвалидность, сроки временной утраты трудоспособности и экономические потери от травм и неотложных состояний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: