Состояние нормативной базы




Нормативно-правовые аспекты в области обучения первой помощи

Ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральный Научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Министерства здравоохранения России, член межведомственной рабочей группы по совершенствованию оказания первой помощи в Российской Федерации, доктор медицинских наук Леонид Игоревич Дежурный.

Актуальность.

Одной из важных медицинских и социальных проблем является внезапная смерть, что связано с ее большой частотой. По данным ВОЗ в настоящее время на один миллион населения в неделю внезапно умирает 30 человек. Важнейшими причинами внезапной смерти являются травмы и “внезапная сердечная смерть”.

При травмах и клинической смерти, вызванной остановкой сердца, оказание первой помощи, включая проведение сердечно-легочной реанимации, в ряде случаев способно сохранить жизнь и здоровье пострадавших.

Большинство мероприятий первой помощи должно выполняться немедленно, т.к. остановка дыхания и сердечной деятельности, а также кровопотеря быстро приводят к выраженным нарушениям в организме и гибели пострадавшего либо на месте происшествия, либо в дальнейшем от поздних осложнений.

Выполнить мероприятия сердечно-легочной реанимации и остановку кровотечения могут очевидцы происшествия и сотрудники спасательных служб, т.к. никакая система оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе не в состоянии обеспечить мгновенное прибытие машины скорой медицинской помощи на место происшествия. Особое значение это имеет в России, где прибытие машины скорой медицинской помощи по ряду причин зачастую отсрочено на десятки минут.

Однако сложившаяся в России ситуация показывает, что в настоящее время первая помощь пострадавшим практически не оказывается.

 

Определения

Первая помощь – это вид помощи, оказываемый на месте происшествия при травмах и неотложных состояниях лицами, не имеющими медицинского образования, до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

Цель оказания первой помощи заключается в поддержании жизненно важных функций пострадавшего путем временного устранения или уменьшения выраженности причин, угрожающих жизни, и в предупреждении развития тяжелых осложнений до прибытия медицинского работника. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о лечении пострадавшего, а о проведении мероприятий, позволяющих поддержать основные жизненные функции организма в этот критический для него момент и не дать пострадавшему умереть. Подразумевается проведение только тех мероприятий, без которых жизнь пострадавшего остается под угрозой.

 

История

В Советском Союзе вопросы первой помощи развивались, прежде всего, в рамках военной медицины, где была разработана и апробирована в ходе учений и боевых действий система этапного лечения, основанная на принципах преемственности и последовательного наращивания мероприятий медицинской помощи. Оказание первой помощи путем само- и взаимопомощи стало одним из видов помощи раненым. Авторитет военной медицины был очень велик. Поэтому для условий мирного времени использовались отдельные элементы этой системы, которые некоторыми организациями копировались и внедрялись собственными силами, без какой-либо адаптации. Военные принципы оказания этапной помощи практически без изменений вошли в систему гражданской обороны и в медицину катастроф. Другие ведомства использовали принципы военной медицины, несколько видоизменяя их и адаптируя к собственным особенностям и условиям. Видимая простота проблемы приводила к тому, что это производилось без согласования с органами управления здравоохранением. В результате такого подхода было разработано, утверждено и издано большое число нормативных документов, программ обучения, учебной и методической литературы, которые не соответствуют друг другу, а зачастую и современным принципам оказания первой помощи и действующему законодательству.

В частности, даже в рамках одного министерства могут существовать различные подходы к преподаванию первой помощи. Так анализ учебно-методических материалов, рекомендуемых региональными подразделениями МЧС России, показал следующее:

1. Отсутствие единообразия в методиках оказания первой помощи, рекомендованных в пособиях. Примером могут служить разные рекомендации по проведению сердечно-легочной реанимации, приведенные ниже.

В трех разных пособиях предлагаются разные соотношения надавливаний на грудную клетку и вдохов искусственного дыхания (или указание на соотношение отсутствует), различающееся расположение рук и т.п.

 

2. Использование в материалах различающихся, устаревших или не соответствующих современным нормативно-правовым актам терминов («доврачебная помощь», «первая медицинская помощь», «экстренная помощь», «неотложная помощь»), иногда даже в пределах одного документа.

 

3. Наличие в пособиях устаревших, либо опасных для пострадавшего рекомендаций по оказанию первой помощи (например, «…Если больной без сознания, необходимо принять меры, предупреждающие западение корня языка. В этом случае нужно выдвинуть ему нижнюю челюсть вперед, пальцами захватить язык и прикрепить его металлической булавкой к коже подбородка …»).

 

4. Наличие рекомендаций по оказанию первой помощи, выходящих за пределы установленных соответствующими нормативно-правовыми актами объемов. Например, использование медикаментов («…Полезно вместе с питьем дать больному 2 таблетки анальгина или аспирина, бутадиена и 1 таблетку димедрола, а также 20 капель корвалола, валокордина или кордиамина, настойки валерианы, таблетку валидола под язык…»), использование алкоголя («…дать обезболивающее (… водка 100-150г)…»), и т.д.

 

 

 

5. Наличие рекомендаций по оказанию первой помощи, которые не являются общепринятыми и эффективность их является сомнительной.

6. Использование сложной медицинской терминологии («брадикардия», «цианоз», «пневмоторакс», «асептика») и т.д.

 

Наличие вышеперечисленных недостатков может уменьшить эффективность проводимых мероприятий, направленных на совершенствование системы первой помощи в России. Исходя из сказанного, можем рекомендовать авторам материалов следующее:

1. Привести методические материалы в соответствие с современным российским законодательством, в частности с федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. и приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» № 477н от 4 мая 2012 г.

2. Изучить практические пособия МЧС России по оказанию первой помощи (2015 г.) и памятку об экстренной допсихологической помощи (2012 г.); и привести пособия в соответствие с приведенными в них рекомендациями.

Другим примером может служить изучение школьной программы по обучению первой помощи. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам обучение школьников правилам оказания первой помощи должно проводиться в программах трех предметов: основы безопасности жизнедеятельности, физкультура и биология. Это уже создает предпосылки для отсутствия унифицированного подхода в обучении первой помощи, особенно при отсутствии системы подготовки и повышения квалификации по первой помощи преподавателей данных дисциплин. Кроме того, анализ действующих в России 24 учебников по ОБЖ показал, что они не только не соответствуют действующему законодательству и современным правилам оказания первой помощи, но даже не соответствуют друг другу. Говорить об унифицированной подготовке правилам оказания первой помощи в школе, таким образом, не приходиться.

Поэтому необходимо создать единый учебно-методический комплекс для подготовки преподавателей школ правилам оказания первой помощи и ее преподавания, а также единый учебно-методический комплекс для обучения школьников. Это будет мощным ресурсом для повышения числа обученных правилам оказания первой помощи и, соответственно, частоте и качества ее оказания.

При всем этом большое число утвержденных нормативных документов и разработанных учебно-методических материалов приводило к уверенности, что все вопросы подготовки и оказания первой помощи полностью решены и регламентированы. В связи с видимой определенностью всех вопросов оказания первой помощи длительное время научные исследования, направленные на совершенствование ее оказания, не проводились, нормативно-правовая база первой помощи не совершенствовалась.

Состояние нормативной базы

 

Действующая нормативная база содержит большое количество документов, как федерального, так и местного уровня, касающихся организации оказания первой помощи. Среди них важнейшие федеральные документы такие, как Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и другие нормативно-правовые акты.

На федеральном уровне было принято большое количество типовых инструкций для рабочих различных специальностей. По отношению к вопросам первой помощи их можно разделить на две части.

Первая часть - это нормы содержащие требования, предъявляемые к работникам для их допуска к соответствующим видам работ. Например, Типовая инструкция по охране труда для электромонтера по обслуживанию подстанций ТИ Р М-068-2002 (утв. Минэнерго РФ и Минтруда РФ 25 июля, 2 августа 2002г.) предписывает:

«2.2. Работник при приеме на работу проходит вводный инструктаж. Перед допуском к самостоятельной работе он должен пройти: проверку знаний инструкций…по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве…

2.6. Работник в процессе работы обязан проходить…проверку знаний инструкции по охране труда и действующей инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве - один раз в год».

И больше никакой информации ни об объеме подготовки, ни о процедуре проверки знаний и т.д.

Вторая часть посвящена действиям работников в условиях аварийной ситуации. В инструкциях, как правило, содержатся рекомендации типа: «при несчастном случае необходимо немедленно освободить пострадавшего от воздействия травмирующего фактора, оказать ему первую (доврачебную) медицинскую помощь и сообщить непосредственному руководителю о несчастном случае». Однако, в содержании этих положений не содержится алгоритма действий при оказании помощи пострадавшему, правил оказания первой помощи, перечней оснащения для ее оказания, а также отсутствуют ссылки на документы их содержащие.

Таким образом, вышеперечисленные упоминания об оказании первой помощи носят формальный декларативный характер и не регламентируют оказание первой помощи.

Вторую группу лиц, предпринимающих меры по оказанию первой помощи, составляют сотрудники немедицинских служб, которые прибывают к месту происшествия и участвуют в контроле над ситуацией, ликвидируют последствия и т.п. К ним, прежде всего, относятся сотрудники МЧС России и МВД России. Нормативные акты, содержащие пункты об оказании первой помощи сотрудниками экстренных служб, также носят формальный характер и не дают всесторонней регламентации оказания первой помощи.

В другой группе нормативных актов содержится указание на необходимость наличия аптечки первой помощи, без регламентации всех остальных вопросов оказания первой помощи.

Таким образом, нормативная база Российской Федерации содержит довольно много документов, регулирующих вопросы оказания первой помощи. Однако реальная картина ее организации не всегда соответствует массиву нормативных документов ее регулирующих.

Также до 2013 года в России не было специализированного органа, занимающегося вопросами регулирования и совершенствования первой помощи.

Ситуация начала меняться с введением в Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статьи 31 «Первая помощь» вошла. Эта статья определила участников оказания помощи, закрепила роль Министерства здравоохранения Российской Федерации в разработке ключевых вопросов и нормативных актов, регламентирующих оказание первой помощи и, что важно, определила права граждан по оказанию первой помощи, тем самым, уполномочив их на оказание первой помощи.

В развитие ст. 31 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» утвердил перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий первой помощи. 28 января 2013 года приказом Министра здравоохранения Российской Федерации №30 была создана «Межведомственная рабочая группа по совершенствованию первой помощи в Российской Федерации», первое заседание которой состоялось 12 апреля 2013 года.

Принятие данных документов является очень важным мотивирующим фактором для участников оказания первой помощи, т.к. делает понятие первой помощи и необходимые мероприятия по ее оказанию конкретными и понятными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: