Легальность и нелегальность




 

Революция на Западе — вызов капиталистической власти в ее цитадели — настоятельное требование момента. Она имеет решающее значение. В современном мире нет места и нет сил, которым было бы гарантировано мирное развитие и демократическая стабилизация. Кризис обостряется. В настоящее время замыкаться на себе или откладывать борьбу на более поздний срок означает обречь себя на неизбежное поражение.

«Манифесто». Из тезиса 55

 

Лозунг анархистов «Уничтожайте то, что уничтожает вас» направлен на прямую мобилизацию масс, молодежи в тюрьмах и интернатах, в школах и в университетах, адресован тем, чьи дела совсем плохи, направлен на спонтанное понимание, является призывом к прямому сопротивлению. Лозунг «Черных пантер»[50], автором которого является Стокли Кармайкл[51], — «Trust your own experience!» (Доверяй своему собственному опыту) — именно это и подразумевает. Этот лозунг исходит из представления, что при капитализме нет ничего, кроме угнетения, истязания, препятствий, обременения, ничего, что не брало бы свое начало в капиталистических производственных отношениях, лозунг исходит из того, что каждый угнетатель, в каком бы образе он ни выступал, является представителем классовых интересов капитала, то есть классовым врагом.

В этом отношении лозунг анархистов является верным, пролетарским, классово боевым. Он является ложным настолько, насколько способствует ложному сознанию. Стоит только нанести удар, дать им в морду, как организация уходит на второй план, дисциплина оказывается буржуазной, а классовый анализ — излишним. Оказавшись беззащитными перед усиливающимися репрессиями, которые следуют в ответ на их акции, не принимая во внимание диалектики легальности и нелегальности, анархисты легально попадают под арест. Тезис некоторых организаций — «Коммунисты не настолько глупы, чтобы загнать себя в подполье» — подпевает классовому правосудию, и ничему иному. Поскольку он означает, что легальные возможности коммунистической агитации и пропаганды непременно должны быть использованы в организации, в политической и экономической борьбе, и что нельзя необдуманно рисковать, он является верным — но истинный смысл его, конечно, не в этом. Он подразумевает, что те рамки, которыми классовое государство и его правосудие ограничивают социалистическую деятельность, вполне позволяют использовать все возможности, что следует придерживаться этих ограничений, что надо непременно уступать незаконным злоупотреблениям властью этого государства, так как они в любом случае будут узаконены — то есть легальность любой ценой. Незаконный арест, террористические приговоры, злоупотребления полиции, шантаж и принуждение к даче показаний с разрешения государственного прокурора — хоть умри, но продолжай следовать тем же курсом, «коммунисты не настолько глупы...»

Этот тезис оппортунистичен. Он исключает солидарность. Он списывает со счетов товарищей, находящихся в тюрьме, он исключает из социалистического движения организацию и политизацию всех тех, кто в силу своего социального происхождения и положения в обществе может выживать, только нарушая закон: подполье, люмпен­пролетариат, бесчисленную пролетарскую молодежь, гастарбайтеров. Он служит теоретической криминализации всех тех, кто не примкнул к организациям. Он означает союз коммунистов с классовым правосудием. Он порочен.

Легальность — проблема власти. Соотношение легальности и нелегальности определяется противоречием реформистского и фашистского осуществления власти, боннские представители которой в настоящее время — это, с одной стороны, социал-­либеральная коалиция, и, с другой — Барцель и Штраус; ее представители в СМИ — это, с одной стороны, например, «Зюддойче цайтунг», «Штерн», «Франкфуртер рундшау», третья программа радио и телевидение «Свободный Берлин», с другой — концерн Шпрингера, Радио «Свободный Берлин», ZDF, «Байернкурьер»; ее полиция — это, с одной стороны, мюнхенское направление, с другой — берлинская модель; ее правосудие — это, с одной стороны, Федеральный административный суд, с другой — Верховный федеральный суд.

Цель реформистского направления — избегать конфликтов посредством институционализации (участия в управлении), посредством обещания реформ (например, в местах лишения свободы), устраняя устаревшее основание для конфликта (например, коленопреклонение канцлера в Польше[52]), уклоняясь от провокаций (например, мягкая позиция мюнхенской полиции и Федерального административного суда в Берлине), посредством признания недостатков (например, в общественном воспитании в Гессене и Берлине). Для реформистской тактики ухода от конфликтов характерна небольшая активность в пределах легальности и еще меньшая за ее пределами, так реформизм придает себе вид законности с конституцией под мышкой, он нацелен на интеграцию противоречий, он желает прекратить критику слева, сделать ее несостоятельной, он хочет удержать молодых социалистов в СДПГ. Становится несомненным, что реформистское направление в условиях длительной стабилизации капиталистического господства эффективно, но для этого требуются определенные предпосылки. Его эффективность зависит от экономического процветания, так как, например, мягкая тактика мюнхенской полиции куда более затратна, чем жесткие меры берлинской, это недвусмысленно дал понять шеф мюнхенской полиции: «Двое полицейских с пулеметом могут сдержать 1000 человек, столько же человек могут сдержать 100 полицейских с резиновыми дубинками. Без использования подобных средств требуется 300—400 полицейских». Реформистское направление не предполагает создание организованной и вообще какой бы то ни было антикапиталистической оппозиции — это тоже видно на примере Мюнхена.

Впрочем, под маской политического реформизма растет монополизация государственной и экономической власти. Чего добивался Шиллер своей экономической политикой[53]и что осуществлял Штраус своей финансовой реформой[54], так это усиление эксплуатации посредством увеличения интенсивности труда и разделение труда в области производства, посредством долгосрочных мероприятий по рационализации в области управления и услуг.

Сосредоточение власти в руках все менее встречающих отпор людей происходит без сбоев, если оно осуществляется без привлечения лишнего внимания, если при этом удается избежать ненужных провокаций, за которыми могут последовать неподконтрольные процессы солидаризации — такие выводы были сделаны из студенческого движения и из событий Мая в Париже. Поэтому «красные ячейки»[55]еще не запретили, поэтому допустили существование КП как ГКП, не отменив запрет КП[56], поэтому еще существуют либеральные телеканалы и поэтому некоторые организации еще могут считать себя не настолько глупыми, какими они являются на самом деле.

Возможности легальности, предоставляемые реформизмом, являются ответом капитала на атаки студенческого движения и внепарламентской оппозиции — пока реформистский ответ возможен, он более эффективен. Делать ставку на эту легальность, полагаться на нее, метафизически продлевать срок ее существования, статистически экстраполировать ее, желать защищать только ее, означает повторять ошибки стратегии «зон самообороны»[57]в Латинской Америке, ничего не усвоив, позволять формироваться и реорганизоваться эпохе реакции — не до тех пор, когда левых загонят в подполье, а до тех пор, когда их окончательно разобьют.

Вилли Вейер[58]как раз и не ставит на терпимость, когда на критику либеральной прессы, которая считает, что он своим алкогольным контролем делает всех водителей потенциальными нарушителями, нагло заявляет: «Мы продолжаем!» — чем показывает либеральной общественности ее ничтожность. Эдуард Циммерманн делает весь народ полицейскими, концерн Шпрингера превратился в берлинское полицейское управление, ведущий колонки в «Берлинер цайтунг» Реер показывает берлинским судьям, как нужно выписывать ордеры на арест. Имеет место массовая мобилизация в духе фашизма: принятие решительных мер, смертная казнь, ударная сила, введение в бой; новый подход, который привнесла в политику Бонна администрация Брандта — Хайнемана —Шееля[59], является внешней стороной этого процесса.

Товарищи, которые так легкомысленно увлекаются вопросом легальности и нелегальности, очевидно, неправильно оценили амнистию[60], впоследствии обезоружившую студенческое движение. Так как прекратилась криминализация сотен студентов, они отделались испугом, была предотвращена дальнейшая радикализация, им своевременно напомнили о том, чего стоят привилегии буржуазного существования студентов и социальный лифт, несмотря на сущность университета как фабрики науки. Так снова был установлен классовый барьер между ними и пролетариатом, между их привилегированными буднями-­учебой и буднями работающих на сдельщине мужчин и женщин, которые не были амнистированы классовым врагом. Так еще на один шаг теория отдалилась от практики. Расчет «амнистия = примирение» оправдался.

Социал-­демократическая избирательная инициатива некоторых заслуженных писателей — не только мудилы Грасса — попытка позитивной, демократической мобилизации, стало быть, подразумевающая защиту от фашизма и поэтому привлекающая внимание, путает политическую реальность в целом с реальностью запаздывающей надстройки — некоторых издательств и редакций на радио и телевидении, еще не подвергнутых рационализации монополий. Репрессии усиливаются не в тех сферах, с которыми писатель прежде всего имеет дело: тюрьмы, классовое правосудие, горячка сдельной работы, несчастные случаи на рабочем месте, потребление в рассрочку, школа, «Бильд» и «Берлинер цайтунг», пригородные дома казарменного типа, гетто для иностранцев — все это писатели осознают в крайнем случае эстетически, но не политически.

Легальность — это идеология парламентаризма, социального партнерства, плюралистического общества. Она становится фетишем, если те, кто гордится ею, игнорируют, что телефоны законно прослушиваются, почту законно контролируют, соседей законно допрашивают, доносчикам законно платят, законно устанавливают слежку, что политическая организация, если она не хочет постоянно подвергаться преследованиям политической полиции, должна быть одновременно и легальной, и нелегальной.

Мы не надеемся, что сами террор и фашизм вызовут спонтанную антифашистскую мобилизацию, не считаем легальность только продажностью и знаем, что наша работа — такой же предлог, как алкоголь для Вилли Вейера, растущая преступность — для Штрауса, «Восточная политика» — для Барцеля, красный свет светофора, на который проехал югослав, — для франкфуртского таксиста и рука в кармане — для убийцы угонщика автомобиля в Берлине. И более значительный предлог, так как мы являемся коммунистами, и зависит он от того, организуются и борются ли коммунисты, вызывают ли террор и репрессии только страх и пессимизм или провоцируют сопротивление, классовую ненависть и солидарность, идет ли здесь все так гладко для империализма или нет. Так как это зависит от того, так ли коммунисты глупы, что позволяют делать с собой все, что угодно, или используют легальную деятельность для того, чтобы организовать нелегальную, а не преклоняются перед одной из них в ущерб второй.

Участь «черных пантер» и «Пролетарской левой»[61]могла быть обусловлена тем, что они не осознали действительного противоречия между конституцией и конституционной реальностью, между тем как его обострение стало явным по мере организации сопротивления. Они не осознали, что из­-за активного сопротивления неизбежно изменяются условия легальной деятельности, и что поэтому необходимо использовать легальность и для политической борьбы, и для организации нелегальной деятельности, и что ошибочно ждать, когда система сама заставит уйти в подполье, так как в этом случае переход на нелегальное положение будет равнозначен уничтожению. На это и расчёт, и он оправдывается.

«Фракция Красной Армии» организует нелегальную деятельность как плацдарм для революционной борьбы.

Городская герилья означает агрессивную антиимпериалистическую борьбу. «Фракция Красной Армии» устанавливает связь между легальной и нелегальной борьбой, между национальной и интернациональной борьбой, между политической и вооружённой борьбой, между стратегическим и тактическим назначением интернационального коммунистического движения.

Городская герилья означает: несмотря на слабость революционных сил в Федеративной республике и Западном Берлине, революционная борьба здесь и сейчас!

«Или они — часть проблемы, или они — часть решения. Третьего не дано. Дерьмо исследовалось со всех сторон и оценивалось десятками поколений. Я придерживаюсь мнения, что большая часть того, что происходит в этой стране, не нуждается в дальнейшем анализе», — говорит Кливер[62].

Победа в народной войне!

Апрель 1971

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Мао Цзэ-дун. Быть объектом нападок врага — дело хорошее, а не плохое (26 мая 1939 года) // Мао Цзэ-дун. Выдержки из произведений. Пекин, 1967.

 

[2] Мао Цзэ-дун. Предисловие и послесловие к «Обследованию деревни» (март-апрель 1941 года). Здесь и далее перевод цитат из Мао дается по изданию: Мао Цзэ-дун. Избранные произведения. Пекин, 1967.

 

[3]Значительная часть социалистических организаций и изданий (в первую очередь — просоветских), стремясь избежать обвинений в «симпатиях к терроризму», в тот период тщательно отмежевывалась от РАФ, утверждая, что эта организация — не левокоммунистическая, а «анархистская».

 

[4] «Агит 883» — анархо-коммунистический журнал Западного Берлина, выходил с февраля 1969 г. по февраль 1972 г., редакционные составы при этом неоднократно менялись. Число в названии журнала было телефонным номером редакции (полностью — 883 56 51). Коллективный проект печатного издания был разработан Дирком Шнайдером. Вначале «Агит 883», тираж которого достигал 6000 экземпляров, ориентировался на марксизм. Позднее он приобрел ярко выраженную анархистскую направленность. В 62-м номере журнала от 5 июня 1970 г. появляется первое официальное программное заявление РАФ «Красная армия создается!». После этого издание попало в разряд запрещенных.

 

[5] Рэй Мишель (р. 1939) — французская журналистка.

 

[6] Брандт Вилли (Фрам Херберт Эрнст Карл) (1913—1992) — четвертый федеральный канцлер ФРГ (1969—1974), выдающийся деятель немецкого и мирового социал-демократического движения. Лауреат Нобелевской премии мира (1971).

 

[7]Вилли Брандт был одним из немногих в руководстве СДПГ идейных социал-демократов и последовательных антифашистов, поэтому именно его похищение было бы с политической точки зрения верхом нелепости.

 

[8] Фрайкор (добровольческий корпус) — наименование целого ряда полувоенных патриотических формирований, существовавших в Германии и Австрии в XVIII — XX вв. После Первой мировой войны возникло несколько военизированных реваншистских организаций, носивших название «фрайкор», большинство из них впоследствии примкнуло к нацистскому движению. В начале 1919 г. отряды фрайкора под руководством социал-демократа Густава Носке подавили выступления немецких коммунистов и крайне левых социал-демократов, боровшихся за провозглашение Советской власти. Отряды фрайкора участвовали в разгроме Баварской Советской Республики и подавлении восстаний поляков в Силезии. Финансовую поддержку фрайкору обеспечивал «Антибольшевистский фронт» германских промышленников.

 

[9] Феме (суды Фемы) — система тайной судебной организации, появившаяся в Вестфалии в конце XII — начале XIII вв. Суды существовали в Германии и ряде других европейских стран в XII — XVI в., однако последний суд Фемы был упразднен французским правительством в Мюнстере в 1811 г. Появление судов Фемы было связано с усилением феодальной раздробленности Германии и, как следствие, ослаблением императорской власти. При хаотическом состоянии средневековых порядков трудно с точностью определить взаимные отношения между обыкновенными судами и судами Фемы. И те, и другие суды упоминаются в источниках одинаково — как мстители за нарушение десяти божьих заповедей. Но фактически их участие в деле определялось тем, был ли подсудимый в руках правосудия или не был. Если он был арестован или соглашался явиться на суд, его обычно судили открыто; если же нет, его судил фемгерихт, тайно выносил приговор и путем тайного убийства приводил его в исполнение. В Веймарской республике политические убийства, совершенные правыми радикалами (например, организацией «Консул»), пресса называла термином Fememord. В 1926 г. комиссия рейхстага дала официальное определение этому термину: убийство члена или бывшего члена какой-либо организации в качестве мести за измену этой организации.

 

[10]В данном случае речь идет, в отличие от упоминающейся ниже работы В. Райха, не о книге, а о самой концепции «авторитарной личности» — в том виде, в каком она была сформулирована Хоркхаймером и Адорно в «Диалектике просвещения».

 

[11]Здесь употреблен термин из классификации характеров по Вильгельму Райху. Компульсивный характер — это характер, главной чертой которого является боязнь перемен и потрясений и стремление сохранить стабильность. По мнению В. Райха, компульсивный характер — характер идеального чиновника. Разумеется, обладатель компульсивного характера не может быть революционером.

 

[12] Циммерманн Эдуард (1929—2009) — немецкий журналист и телеведущий, с 1967 по 1997 г. на телеканале ZDF вел передачу «Шифр документа XY… не разгадан», целью которой было раскрытие преступлений, программа использовалась в том числе для розыска партизан РАФ.

 

[13]Эта фраза — отражение личных обид и острых конфликтов между теми вчерашними соратниками, кто (как У. Майнхоф) ушел в подполье, и теми, кто (как главный редактор «Конкрета» Клаус Райнер Рёль, муж Майнхоф) побоялся это сделать.

 

[14] Фойгт Гюнтер — западноберлинский ультраправый торговец оружием. Находясь в Швейцарии, дал интервью Фридриху Дюрренматту, в котором заявил, что участвовал в операции по освобождению Андреаса Баадера. Итогом этого бахвальства стал арест Г. Фойгта.

 

[15]8 октября 1970 г. в полицию Западного Берлина поступили сведения о двух квартирах, использовавшихся РАФ. В результате полицейской операции были арестованы Хорст Малер, Моника Берберих, Ингрид Шуберт, Ирена Гёргенс и Бригитта Асдонк. Подозрения в предательстве пали на Ханса-Юргена Беккера, который, хотя и отверг все обвинения, тут же покинул революционное подполье.

 

[16] Линке Георг — служащий библиотеки в институте социальных исследований. Был тяжело ранен при операции по освобождению Баадера.

 

[17]См. комментарий 15. В Нюрнберге 21 декабря 1971 г. после перестрелки у полицейского поста был арестован Али Янсен. Во Франкфурте-на-Майне 10 февраля 1971 г. произошла «перестрелка» между полицейскими с одной стороны и Астрид Проль и Манфредом Грасхофом — с другой, последним удалось скрыться. Следует заметить, что в последнем случае на месте событий присутствовал оперативник БНД, в рапорте которого указывалось, что полицейские без предупреждения открыли огонь на поражение, при этом ни Проль, ни Грасхоф не успели достать оружие. В СМИ, естественно, пошла версия полицейских, якобы вынужденных применить оружие для самозащиты, рапорт же был засекречен.

 

[18]На рубеже 60-х — 70-х гг. XX в. в Западной Европе «марксистами-ленинцами» называли себя, как правило, маоисты. Здесь термин «марксизм-ленинизм», очевидно, использован в том же значении.

 

[19] Геншер Ганс-Дитрих (р. 1927) — немецкий политик (Свободная демократическая партия Германии, СвДП). После выборов в Бундестаг 1969 г. участвовал в создании социал-либеральной коалиции («Большой коалиции»), с 1969 по 1974 гг. — федеральный министр внутренних дел, 1974—1992 гг. — министр иностранных дел, 1974—1985 гг. — председатель СвДП. В 1972 г. во время захвата палестинцами в заложники израильских спортсменов на мюнхенской Олимпиаде, предложил обменять себя на заложников, но палестинцы не приняли его предложения. После этих событий инициировал преобразование Федеральной пограничной охраны в подразделение спецназа федеральной полиции, которое находится в прямом подчинении у министра внутренних дел.

 

[20] «Манифесто» (итал.: Il manifesto — манифест) — группа итальянских «новых левых», сложившаяся из представителей молодежи левого крыла Итальянской коммунистической партии; в результате разногласий с руководством ИКП была из партии исключена и в 1969 г. начала издавать одноимённую ежемесячную газету (с 1970 г. — ежедневную), влиятельную в том числе за пределами Италии (в Испании и ФРГ). В 1970 г. опубликовала 200 тезисов под названием «Необходимость коммунизма. Платформа “Манифесто”». Идеологией группы была смесь грамшианства и недогматического левого коммунизма (небордигианского направления), группа с симпатией относилась к опыту Китайской революции, но критиковала «ультралевые экстремизм и якобинство». Иными словами, «Манифесто» представлял собой своеобразный мостик от «старых» левых к «новым левым». Однако группа так и не совершила следующего шага на этом пути. К концу 80-х она оказалась в кризисе и постепенно распалась.

 

[21] Барцель Райнер (1924—2006) — немецкий политик. С 1960 г. — член правления Христианско-демократического союза (ХДС), в 1962—1963 гг. был министром по общегерманским вопросам в правительстве Аденауэра, с 1964 г. — председатель фракции ХДС/ХСС, с 1971 г. — председатель ХДС. С 1969 г. встал во главе оппозиции.

 

[22] «Большая коалиция» (1966—1969) — коалиция блока ХДС/ХСС и СДПГ. В правительство «Большой коалиции» вошли 10 министров от блока ХДС/ХСС и 9 министров от СДПГ. Главной задачей коалиции являлось преодоление экономического спада, бюджетного дефицита и ликвидация безработицы. «Большая коалиция» смогла сформировать правительство только на переходный период. Уже во время подготовки к выборам 1969 г. потенциал сотрудничества обеих правящих партий оказался практически исчерпанным.

 

[23] «Восточная политика» («Восточная политика» Брандта) — внешнеполитический курс ФРГ, проводившийся кабинетом В. Брандта (см. комментарий 6), направленный на разрядку международной напряженности и сближение между Западной Европой и Восточной, между НАТО и странами Варшавского договора. В рамках этой политики в 1970 г. ФРГ и СССР подписали договор о признании послевоенных границ (что открыло возможность для подписания соответствующих договоров между ФРГ и восточноевропейскими странами), в 1972 г. произошло совместное признание ФРГ и ГДР, а в 1973 г. ГДР была принята в ООН.

 

[24] Нимёллер Мартин (1892—1984) — протестантский пастор, один из самых известных в Германии противников нацизма, в 60-х гг. поддерживал внепарламентскую оппозицию, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).

 

[25] «Согласованная акция» — согласование экономической политики между правительством, предприятиями и профсоюзами. 8 июня 1967 г. в ФРГ был принят закон о стабилизации экономики, базировавшийся на трех принципах: стабильность цен, высокий уровень занятости и равновесный платежный баланс. Чтобы осуществить эти меры без особых проблем, была организована «согласованная акция», в ходе которой представители государства, профсоюзов и предпринимателей договаривались о размере заработной платы. Речь шла о достижении «социальной симметрии» (словесное изобретение министра Шиллера). Фактически же профсоюзы должны были соблюдать сдержанность в требованиях с целью повысить прибыли предпринимателей, а значит, стимулировать повышение их инвестиционной активности.

 

[26] Сентябрьские забастовки 1969 г. — «дикие», т.е. проводившиеся вопреки воле профсоюзного руководства, забастовки; в них приняло участие около 150 тыс. рабочих, преимущественно в сталелитейной и горной промышленности; благодаря этим забастовкам удалось добиться повышения зарплаты на 10 %; они имели большое значение для становления «новых левых».

 

[27]В нарушение Конституции ФРГ западногерманское государство участвовало в войне во Вьетнаме: к 1970 г. через Вьетнамскую войну прошло до 3000 западногерманских военнослужащих (в т.ч. свыше 150 летчиков), во Вьетнаме было задействовано до ста западногерманских вертолетов, установленные на территории ФРГ компьютеры осуществляли координацию бомбометания американской авиации по целям во Вьетнаме. Всего на войну во Вьетнаме было потрачено приблизительно 300 млн западногерманских марок.

 

[28]Кампания протеста, разоблачения лжи и бойкота, направленная против газетно-журнальной империи реакционного издателя Акселя Шпрингера.

 

[29]Имеется в виду кампания Социалистического союза немецких студентов за дезертирство из бундесвера.

 

[30] «Вьетконг» — принятое на Западе оскорбительное название Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), крупнейшей партизанской организации, сражавшейся против сайгонского режима. Американская пропаганда сознательно насаждала в качестве названия НФОЮВ термин «Вьетконг» (от искаженного вьетнамск. «Вьет-нам конг-сан» — «вьетнамское коммунистическое быдло»), поскольку психологи из Пентагона пришли к выводу, что в сознании американцев это слово ассоциируется с именем Кинг-Конг, т.е. термин «Вьетконг» ассоциирует образ вьетнамских партизан с обезьянами.

 

[31] «Бумажные тигры» — реакционеры (от высказывания Мао «Все реакционеры — бумажные тигры»). «Свиньи» — оскорбительное прозвище полицейских в США, Канаде, Великобритании в «бурные 60-е».

 

[32] «Пасхальные марши» — политическая протестная акция движения в защиту мира, у истоков которого в 1950-х гг. стояли британские противники атомного вооружения. Первый немецкий «пасхальный марш» состоялся в 1961 году, его инициатором стал Конрад Темпель. Протест был направлен «против атомного оружия всех видов и всех наций» на Востоке и на Западе. «Пасхальные марши» проводятся и в настоящее время.

 

[33] «Немецкий союз мира» — политическая партия в ФРГ. Была основана в 1960 г. членами запрещенной Коммунистической партии Германии, а также «Союзом немцев», Объединением независимых социалистов, «Немецким клубом-1954». Партия выступала против ядерного вооружения бундесвера, за разоружение, выступала за нейтралитет. После основания Германской коммунистической партии, ГКП (1968), стала с ней сотрудничать.

 

[34] «Немецкая народная газета» — основана в 1953 г. как ежедневная газета, близкая к Союзу немцев. В 1989 г. преобразована в еженедельник «Фрайтаг». Выступала, как и «Союз немцев» в 1950-х гг., и Немецкий союз мира в 1960-х гг., за нейтралитет в политике и за скорейшее объединение Германии. С 1973 г. все сильнее стала попадать под влияние ГКП.

 

[35] Штраус Франц-Йозеф (1915—1988) — с 1949 г. генеральный секретарь Христианско-социального союза (ХСС), в 1966—1969 гг. — федеральный министр финансов в правительстве канцлера Курта Кизингера. 1978—1988 гг. — премьер-министр Баварии. Известный реваншист.

 

[36] Хайнеман Густав Вальтер (1899—1976) — один из основателей ХДС. В 1952 г. вышел из ХДС в знак протеста против политики правительства по ремилитаризации Германии и основал Общегерманскую народную партию, которая, однако, вскоре после поражения на выборах в бундестаг в 1953 году была расформирована. В 1957 г. присоединился к СДПГ. В 1966—1969 гг. занимал пост министра юстиции. 1969—1974 гг. — федеральный президент. Был сторонником сотрудничества между Востоком и Западом. Осуждал действия РАФ и заявлял, что анархисты объективно являются лучшими помощниками реакционеров. После ухода со службы в декабре 1974 г. написал письмо У. Майнхоф с просьбой прекратить голодовку членов РАФ в тюрьме. Он писал, что голодовка не принесет политических результатов, а только затруднит усилия тех, кто добивается улучшения положения ущемленных в своих правах другими способами. Майнхоф отвергла его предложение о прекращении голодовки, пока не будет отменен режим изоляции для политических заключенных.

 

[37]Речь идет об известной акции, когда протестующие студенты сорвали развоз тиража газеты «Бильд» по торговым точкам и подписчикам.

 

[38] Мао Цзэ-дун. Относительно практики (июль 1937 года).

 

[39]Теоретическое недоразумение. В 1905 г. в России сложились условия для буржуазно-демократической революции, а не для социалистической. О социалистической революции никто (включая Ленина) не говорил. Ленин в работе «Что делать?» утверждал, что политической задачей рабочего класса является свержение самодержавия, так как это позволит создать условия для борьбы за победу социалистической революции на следующем этапе.

 

[40]Ошибка. Работа Ленина «Что делать?» была написана в 1901—1902 гг. и опубликована в 1902 г.

 

[41] Мао Цзэ-дун. Анализ классов китайского общества (март 1926 года).

 

[42] Дебре Режи (р. 1940) — французский философ и политик; на тот момент — ведущий пропагандист теории «партизанского очага», в соответствии с которой начало борьбы небольшой группы революционеров должно стать искрой для массового восстания крестьян. Партизанский отряд выступал здесь в качестве замены интегрированным в Систему официальным коммунистическим партиям. В 1967 г. Дебре был арестован в Боливии; амнистирован после мощной международной кампании за его освобождение; в 1980-х гг. занимал посты на государственной службе в правительстве Миттерана. Его книга «Революция в революции?» оказала значительное влияние на «новых левых» по всему миру. Влияние этой книги, в частности, продемонстрировано в учебном фильме Хольгера Майнса «Как я делаю “коктейль Молотова”».

 

[43] Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения.

 

[44] Мао Цзэ-дун. Примечание к Беседе с американской журналисткой Анной Луизой Стронг (6 августа 1946 года).

 

[45] Чрезвычайные законы — с 1960 по 1963 г. в ФРГ было разработано несколько законопроектов, с помощью которых правящие круги стремились получить всю полноту законодательной и исполнительной власти. Суть «чрезвычайных законов» состояла в том, что узкий круг влиятельных лиц, вошедших в так называемый Комитет из 22 депутата бундестага и 11 членов бундесрата, получал право по своему усмотрению вводить в стране чрезвычайное положение. При этом граждане страны практически лишались конституционных прав. Правительство при любом серьезном выступлении трудящихся могло использовать против них не только полицию, но и бундесвер. 30 мая 1968 г. бундестаг большинством голосов принял «чрезвычайные законы».

 

[46] «Закон о ручных гранатах» — принят 11 июня 1970 г. в Западном Берлине. Он предусматривал возможность применения силы сотрудниками полиции, находящимися при исполнении служебных обязанностей. После столкновения участников демонстрации против вторжения США в Камбоджу с полицией (9 мая 1970 г.) сенатор по внутренним делам Нойбауэр пригрозил использовать для подавления акций протеста ручные гранаты. Почти через месяц закон был уже принят, хотя нормальная процедура принятия законов идет намного дольше.

 

[47] Кабора-Басса — дамба в Мозамбике, который в то время был португальской колонией. Это был самый большой проект строительства плотины в Африке, с 1969 г. в строительстве принимали участие пять западногерманских концернов. От этого строительства прежде всего получили прибыль расистские режимы в Южной Африке и Родезии. Для создания данной ГЭС власти Португалии планировали поселить в Мозамбике около 1 миллиона европейских колонистов. Многие африканские государства, Организация африканского единства и освободительные движения (в первую очередь Фронт освобождения Мозамбика) выступили против этого строительства.

 

[48] Куррас Карл-Хайнц (р. 1927) — полицейский, убивший 2 июня 1967 г. Бенно Онезорга во время демонстрации протеста против визита иранского шаха в Западный Берлин. Был оправдан, а позднее повышен в должности. В 1987 г. в чине обер-комиссара вышел на пенсию. В 2009 г. выяснилось, что в 1955 г. К.-Х. Куррас был завербован «штази» (Министерством государственной безопасности ГДР), на которую работал в качестве информатора. Несмотря на многочисленные спекуляции, личное дело Курраса, обнаруженное в архивах разведки ГДР, не содержит данных о том, что убийство Онезорга как-то связано с его работой на «штази». Более того, вслед за событиями 2 июня 1967 г. «штази» в одностороннем порядке прекратила связи с К.-Х. Куррасом.

 

[49]Т.е. заключает их в тюрьмы.

 

[50]Партия Черные пантеры — леворадикальная негритянская организация, созданная осенью 1966 г. в Окленде (Калифорния). Основатели: Хью Ньютон (получил 15 лет по обвинению в убийстве полицейского), Роберт Сил. Считали себя «детьми Малькольма Икса». Строилась организация как национальная партия негров, на основе идей сегрегации, поэтому инициаторы создания Черных пантер получили «правительственные» должности. Р. Сил — «премьер-министр», Х. Ньютон — «министр обороны». С 1969 г. организация пошла на сотрудничество с белыми радикалами, причислив себя к марксистам-ленинцам. Совместно с другими движениями провела конгресс «Объединенный фронт против фашизма». 2 апреля 1969 г. 21 член организации был обвинен в подготовке взрыва на железной дороге, полиция провела крупномасштабные акции по уничтожению Черных пантер. Были убиты 28 лидеров, сотни рядовых членов арестованы.

 

[51] Кармайкл Стокли (1941—1998) — общественный деятель, участник американского движения за гражданские права в 60-х гг. XX в. В своем сочинении «Черная сила» (1967) впервые дал определение институционального расизма. После убийства Мартина Лютера Кинга (1968) отвергает принцип ненасилия и призывает к партизанской борьбе. В 1968 г. становится членом партии Черные пантеры, из которой, однако, вскоре выходит, так как под «черной силой» он понимал объединение всех черных вне зависимости от их классовой принадлежности против белой Америки. В 1969 г. сменил «рабское» имя на «африканское» Кваме Туре — в честь Кваме Нкруме и Секу Туре.

 

[52]7 декабря 1970 г. после подписания польско-германского договора в Варшаве Вилли Брандт во главе правительственной делегации ФРГ возложил венок у памятника жертвам нацизма в Варшавском гетто. Во время этой церемонии Брандт опустился на колени на ступенях монумента. Этот не предусмотренный дипломатическим протоколом поступок был воспринят как символическая просьба о прощении за совершенные немцами преступления против еврейского народа.

 

[53] Шиллер Карл (1911—1994) — немецкий политический деятель, член СДПГ, министр экономики в 1966—1972 гг. Был инициатором «согласованной акции» (см. комментарий 25). Разработал «глобальную стратегию», в основу которой был положен Закон о поддержании стабильности и экономического роста (1967). Целью этой стратегии было совершенствование рыночной капиталистической экономики.

 

[54]Эта финансовая реформа (1969) усиливала позиции федерации по отношению к федеральным землям. Она включала в себя реформу налогов с оборота, федерального и местных бюджетов.

 

[55] «Красные ячейки» — левые студенческие группы в берлинских университетах и высших учебных заведениях, которые образовались в результате разделения на фракции внепарламентской оппозиции и берлинского Социалистического союза немецких студентов.

 

[56]Речь идет о Коммунистической партии Германии (КПГ), запрещенной в 1956 г.

 

[57] «Зоны самообороны» — партизанские крестьянские «республики» в странах Латинской Америки (такие как Маркеталия в Колумбии). Стратегической ошибкой «зон самообор<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: